Исследование и разработка практических рекомендаций по подготовке личного автомобиля ВАЗ-212140 к автопутешествию по Карелии

дипломная работа

1.2 Анализ типов и марок легковых автомобилей к автопутешествию

Исходя из пункта 1, для автопутешествия был выбран автомобиль марки ВАЗ 212140. Обоснование выбора состояло на основе анализа основных технических характеристик автомобиля, его достоинств и недостатков ,а так же возможностей по ремонтопригодности. Автомобиль Ваз 212140 имеет следующие технические характеристики:

Производитель: АвтоВАЗ

Марка автомобиля: 212140

Тип двигателя: бензиновый

Объём двигателя: 1690 см3

Максимальная мощность двигателя: 61 кВт (83 л.с.), при 5000 об/мин

Максимальный крутящий момент двигателя: 129 Н·м, при 4000 об/мин

Конфигурация двигателя: рядный, 4-цилиндра.

Цилиндров: 4

Клапанов: 8

Максимальная скорость автомобиля: 142 км/час

Разгон до 100 км/ч: 17 сек

Расход топлива при смешанном цикле: 12л/100 км

Экологические нормы: ЕВРО-4

Анализ достоинств и недостатков данного автомобиля. Параметры, которые относятся к достоинству этого автомобиля.

1) Ценовая категория. Стоимость автомобиля по данным 2014 года составляет 365 тысяч рублей. Зарубежный аналог по стоимости будет превосходить в несколько раз.

2) Высокая проходимость, возможность движения по разным видам дорожного покрытия.

3) Высокая надежность и хорошая управляемость автомобиля.

4) Высокая маневренность и малый угол поворота колес.

5) Низкая стоимость обслуживании и высокая ремонтопригодность.

К недостаткам автомобиля следует отнести:

1) Высокий расход топлива, более 10 литров на 100 километров, в зимних условиях до 16 литров.

2) Низкий уровень комфорта и шумоизоляции.

3) Слабая динамика разгона, сказывается мощность двигателя.

4) Малый объем бензобака при высоком расходе топлива.

5) Полезный погрузочный объем багажника у трехдверной модификации данной модели составляет 265 литров.

Для полного анализа в сравнения брался автомобиль УАЗ Патриот отечественного производства со следующими техническими характеристиками:

· Колёсная формула 4Ч4

· Количество мест 5

· Габаритные размеры, мм 4647x2080x1900/2000 (с рейлингами на крыше)

· Дорожный просвет, мм 210

· Масса снаряженного а/м, кг 2070

· Полная масса, кг 2670

· Грузоподьёмность, кг 600

· Максимальная скорость, км/ч 150

· Расход топлива 15л/100км

· Двигатель ЗМЗ-409.10

· Рабочий объем, л. 2,7

· Макс. мощность, л.с 128; 94,1; 4400 кВт; об/мин

· Макс. крутящий момент, 217,6/2500 Н·м/об/мин

Условия автопутешествия, при которых используется автомобиль, влияют на режимы работы агрегатов и деталей, ускоряя или замедляя интенсивность изменения параметров их технического состояния.

Изменение технического состояния автомобиля проявляется в изменении ряда важных эксплуатационно-технических качеств - динамических качеств, топливной экономичности, управляемости, тормозных качеств, надежности и долговечности. Изменение технического состояния агрегатов и механизмов происходит под влиянием постоянно действующих причин, обусловленных работой самих механизмов, случайных причин, а также внешних условий, при которых работает или хранится автомобиль. Интенсивность изменения технического состояния зависит от конструкции, качества производства, применяемых эксплуатационных материалов и режимов работы. В свою очередь режимы работы формируются в соответствии с климатическими и дорожными условиями, характером перевозок, качеством вождения. Знание факторов, влияющих на изменение технического состояния автомобиля, и причин, его вызывающих, позволяет принимать меры, способствующие повышению надежности и долговечности автомобиля. Интенсивность процессов изнашивания, коррозионных разрушений, старения его деталей обусловливается главным образом нагрузочным, скоростным и тепловым режимами работы и стимулируется присутствием абразива и коррозионной активностью среды. Основными постоянно действующими причинами изменения технического состояния агрегатов и механизмов являются: изнашивание, пластические деформации и усталостные разрушения, коррозия, физико-химические и температурные изменения материалов и деталей. В процессе эксплуатации из-за износов узлов и деталей, нарушения регулировочных параметров происходит изменение технического состояния автомобиля, которое приводит не только к ухудшению мощностных и экономических показателей, но и к повышению его отрицательного воздействия на окружающую среду. При одинаковом пробеге УАЗ Патриот и ВАЗ 212140 второй автомобиль показывает лучшие результаты в плане технической исправности и коррозийной устойчивости. Так же у ВАЗ 212140 меньший расход топлива и денежные затраты на его обслуживание.

Именно эти автомобили заслуживают особого внимания при выборе автомобиля для автопутешествия и езды по бездорожью. Что касается остальных автомобилей, то если их эксплуатировать в условиях бездорожья нежелательно.

Первым делом из строя может выйти воздушный фильтр, что объясняется попаданием пыли с грунтовых дорог. Высокий износ поршней и цилиндров приводит попадание в камеры сгорания частиц песка и пыли. Для обычного автомобиля водные препятствия запрещены. Что же касается таких препятствий как ветки, грязь, камни и прочее, то все это может привести к изгибу рулевых тяг, карданов, стабилизаторов, пробиванию картера. С моделью используемого автомобиля мы уже определились. Автомобиль будет использоваться в условия плохих дорог и бездорожья.

Ниже представлены самые известные модели автомобилей хорошо подходящие для путешествия по мимо тех что были представлены в сравнительном анализе, и хорошо приспособленные к нашим дорожным условиям.

В наше время наметилась устойчивая тенденция к увеличению выпуска легковых автомобилей, имеющих привод на все колеса (колесную формулу 4х4). Фирмы-производители используют следующие основные схемы распределения мощности между ведущими осями.

I. Дифференциальный межосевой привод без возможности принудительного отключения одной из ведущих осей (постоянный полный привод).

Такую схему имеют Тойота Лэнд крузер 100, 120, 200, 4-Раннер, Нива, Дефендер, Туарег, Сузуки Гранд Витара; модели Ауди, с трансмиссией "quatro" и пр. Данный тип трансмиссии позволяет использовать полный привод на любых покрытиях без ограничения.

II. Дифференциальный межосевой привод с возможностью принудительного отключения передней ведущей оси.

Такую схему имеют Паджеро 3, 4 и некоторые модели Гранд Чироки и Додж, в которых установлена раздаточная коробка NP242. Такой тип трансмиссии позволяет использовать полный привод на любых покрытиях без ограничения, а при движении на трассе отключить переднюю ось.

III. Блокированный межосевой привод (в межосевом приводе дифференциал отсутствует), вторая ведущая ось подключается вручную.

Данная схема не позволяет использовать полный привод в условиях хорошего сцепления колес с дорогой, поскольку в силовом приводе возникает паразитная мощность, излишне нагружающая трансмиссию и вызывающая повышенный износ деталей и шин. Поэтому во время движения машины по асфальту переднюю ведущую ось необходимо отключать. Недостатком данной схемы является ограничение использования полного привода при движении по трассе, когда сила сцепления колес с дорогой постоянно меняется (например, когда участки пути, покрытые льдом, сменяются участками чистого асфальта) и для лучшей устойчивости автомобиля желательна постоянная передача мощности к ведущим осям через межосевой дифференциал.

Такую схему имеют Nissan Patrol, NP-300, Nissan Navara, Mazda Vt-50, Ford Рэнджер, Suzuki Padjero с системой "изи-селект".

IV. В межосевом приводе дифференциал отсутствует, в обычном режиме машина движется за счет тяговой силы колес одной из осей, а при их пробуксовке вторая ведущая ось подключается автоматически с помощью многодисковой фрикционной муфты.

В некоторых трансмиссиях данного типа предусмотрен дополнительный режим, при котором вторая ведущая ось не подключается и режим принудительного постоянного подсоединения второй ведущей оси, в котором муфта на малых скоростях движения для обеспечения лучшей проходимости постоянно замкнута и обеспечивает блокированный межосевой привод. Но при превышении определенного скоростного лимита диски муфты автоматически размыкаются и машина снова движется за счет тяговой силы одной из осей. Данный тип трансмиссии имеет существенный недостаток: при движении машины в условиях тяжелого бездорожья когда к колесам осей подводится высокий по значению крутящий момент муфта испытывает высокую силовую нагрузку, которая иногда превышает конструктивно заложенный предел. Это может привести к пробуксовке дисков, перегреву муфты и ее автоматическому отключению (диски размыкаются), что в итоге повлечет отключение второй ведущей оси. Такая схема применена на всех полноприводных моделях Volvo; Volkswagen Tiguan; Nissan X -Trail, Kia Sportage, Hundai San- Tafe; и многих других.

Но на некоторых машинах, имеющих трансмиссию данного типа (Нисан Пасфаиндер; Киа Сорренто предыдущего поколения), предусмотрен дополнительный режим, при котором силовой привод на переднюю ось осуществляется в обход многодисковой муфты через шлицевую муфту, которая принимает на себя всю силовую нагрузку, а многодисковая муфта в передаче крутящего момента не участвует, т.е трансмиссия работает в режиме блокированного межосевого привода.

Многообразие моделей легковых машин колесной формулы 4х4 создало изрядную путаницу и возникновение различных терминов, придуманных маркетологами и автожурналистами: джип, внедорожник, вседорожник, кроссовер, паркетник и т.д. Эти ярлыки навешиваются без разбора и только запутывают человека, не искушенного в технических тонкостях, мешая ему сделать правильный выбор машины для выполнения определенных задач ее использования. Производители выпускают толстые релизы, в которых содержится масса информации об оснащении салона и назначении многочисленных кнопочек, но об устройстве трансмиссии и типе используемого межосевого привода нет ни слова. "Тип трансмиссии: полноприводная" - так обычно пишут, полагая, что этого вполне достаточно. внедорожные машины бывают:

1. С независимой или зависимой подвеской. Вполне понятно, что авто с независимой подвеской более предпочтительные, ведь они обладают лучшим сцеплением колес с дорогой. Именно этим и объясняется тенденция производителей переходить на независимые подвески. Что касается недостатков, то минусами такой подвески является меньшая надежность и более сложная конструкция.

2. С рамным кузовом или несущим. Оба вида внедорожников имеют свои преимущества и недостатки. Если рассматривать автомобиль с несущим кузовом, то он является более устойчивым, обладает меньшим весом и более легкой управляемостью. Рамные авто, в свою очередь, могут похвастаться долговечностью и хорошей приспособленностью к разнообразным видам и условиям бездорожья.

3. С дизельным или бензиновым мотором. Внедорожные автомобили, оснащенные бензиновыми силовыми агрегатами, обладают хорошей динамичностью, они способны развивать более высокую скорость, но при этом дизельные модификации отличаются лучшей тягой, они более подходят для эксплуатации в условиях бездорожья. Если затронуть тему экономии, то в эксплуатации бензиновые внедорожники расходуют больше бензина, который стоит дороже дизельного топлива, но в это самое время дизельные автомобили нуждаются в частой замене масла.

4. С постоянным приводом на заднюю ось и с подключаемой передней осью или с постоянным полным приводом. Исключением являются машины, оборудованные трансмиссиями типа Super Select, TOD и т.д.

Внедорожники, оснащены трансмиссией part-time, характеризуются тем, что систему полного привода можно подключать лишь в условиях бездорожья. В случае, когда полноприводная трансмиссия подключается на хороших покрытиях, таких как асфальт, это приводит к дополнительным нагрузкам на трансмиссию, что в свою очередь приводит к поломке крестовин карданов и соединений.

Система постоянного полного привода full-time является незаменимой для езды в зимнее время по заснеженным и заледенелым дорогам. Внедорожники с таким типом трансмиссии обладают межосевым дифференциалом, его можно блокировать для повышения проходимости автомобиля. Недостатками этого типа трансмиссии можно назвать то, что столь сложная конструкция приводит к снижению общей надежности.

5. С автоматической коробкой передач или "ручной". Все преимущества "автомата" владелец транспортного средства сполна может оценить при езде на сыпучем или

скользком покрытии. Что же касается недостатков, то их множество: автоматическую коробку передач намного сложнее починить нежели "механику",

да и ломается она намного чаще, при этом машину с "автоматом" нежелательно транспортировать на буксире. В большинстве случаев авто с автоматической коробкой передач еще и невозможно завести "с толкача", исключением здесь выступают лишь некоторые модели.

6. С автоматическими муфтами, с ручными муфтами переднего моста, с электрическими муфтами или вообще без муфт (автомобили с передним подключаемым мостом). Наиболее удобными можно назвать автоматические муфты, но они имеют и множество своих недостатков, таких, к примеру, как плохая надежность в условиях сложного бездорожья.

7. С барабанными тормозными механизмами или дисками. Эксплуатируя внедорожник в условиях бездорожья, предпочтительнее будут барабанные тормозные механизмы, ведь колодки дисковых тормозов в таких условиях эксплуатации изнашиваются довольно быстро, если речь идет об эксплуатации автомобиля по обычных дорожных покрытиях, то более подходящими и эффективными будут диски.

8. Без блокировок и с межколесными дифференциалами разных видов блокировки. В некоторых случаях, блокировки позволяют автомобилю повысить проходимость, но, все же производители редко включают их в базовое исполнение автомобиля.

Делись добром ;)