Инженерно-экономическое обоснование формирования и распределения субсидий по пригородным автобусным перевозкам Чечерского района
2.3 Характеристика пассажиропотоков и подвижности населения Чечерского района
Пассажиропотоком называется количество пассажиров, которое фактически перевозится в данный момент времени на каждом перегоне автобусного маршрута или в целом на автобусной сети всех маршрутов в одном направлении в единицу времени.
Пассажиропотоки характеризуются:
Мощностью, т.е. количеством пассажиров, проезжающих в определенное время через конкретное сечение маршрута или всей транспортной сети населенного пункта в одном направлении. Только имея данные о размере, направлении и распределении по территории пассажиропотоков можно выбрать: трассу маршрутов, подобрать вид транспорта и тип подвижного состава, а также определить число транспортных средств.
Напряженностью по отдельным участкам маршрута или в целом по его длине, а также количеством перевезенных пассажиров по каждому участку маршрута в единицу времени, в прямом и обратном направлениях движения автобусов.
Объемом перевозок, т.е. количеством перевезенных пассажиров в целом по маршруту или маршрутной сети в единицу времени в прямом и обратном направлениях.
Пассажиропотоки изображаются в виде графиков, картограмм, эпюр или фиксируют в таблицах.
Как правило, пассажиропотоки не одинаковые по величине в различные часы суток, дни недели, месяцы и сезоны года, а также по участкам маршрутам и направлениям движения автобусов. Эпюры пассажиропотоков на транспортной сети города позволяют подобрать и рассчитать необходимое число транспортных средств по направлению движения.
Колебания пассажиропотоков по времени специфичны для различных видов автобусных перевозок:
На внутригородских перевозках - пассажиропотоки резко колеблются по часам суток (возрастают в часы поездок населения на работу и с работы и уменьшаются в утренние, дневные и вечерние "не пиковые" часы);
Для пригородных перевозок - характерны колебания пассажиропоток по дням недели, сезонам года (возрастание объема перевозок в субботние и вечерние дни, в летний период);
Диаграмма распределения пассажиропотоков пригородных перевозок Чечерского района по времени суток представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Диаграмма распределения пассажиропотоков по времени суток
Из рисунка 2.1 видно, что протяжённость пиковых периодов по сети маршрутов в утреннее время составляет с 6.00 до 9.00 часов, а в вечернее - с 14.00 до 17.00 часов. В утренний час "пик" перевозиться 27% пассажиров от суточного объёма перевозок, в вечерний час "пик" перевозится 34%.
Для выявления пассажиропотоков, распределения их по направлениям, сбора данных об изменениях пассажиропотоков во времени, проводятся обследования.
Методы обследования классифицируются по ряду признаков:
По длительности охватываемого периода: систематические (ежедневно, еженедельно и т.д.), разовые (кратковременные);
По ширине охвата: сплошные (одновременно по всей транспортной сети обслуживаемого района) в среднем 1 раз в 3 года; выборочный (по отдельным районам движения) 1 раз в квартал;
По виду:
а) анкетный метод (путем заполнения предварительно разработанных специальных опросных анкет);
б) отчетно-статистический метод основывается на билетно-учетных листах и количестве проданных билетах;
в) талонный метод (путем выдачи учетчикам специально заготовленных талонов разных цветов);
г) табличный метод (проводится учетчиками расположенными внутри автобуса возле каждой двери, путем заполнения заранее заготовленных таблиц);
д) визуальный или глазомерный метод (путем сбора данных на маршрутах со значительным пассажирообменом, проводится визуально по бальной системе от 1 до 5 баллов). Им могут пользоваться водители или кондуктора.
е) силуэтный метод - разновидность визуального (по 5-ти бальной системе, путем набора силуэтов по типам автобусов);
ж) опросный метод - путем опроса учетчиком в салоне пассажиров, этот метод позволяет определить данные о корреспонденции пассажиров.
Корреспонденция поездок пассажиров - распределение поездок перевозимых пассажиров между начальными и конечными отправлениями и прибытиями к месту назначения. Она позволяет установить пункт формирования пассажиропотока.
Методы автоматизированного обследования:
а) неконтактный метод основывается на использовании фотоэлементов, эффективен только при строке раздельном входе-выходе пассажиров;
б) контактный метод основан по учету входящих и выходящих пассажиров по их воздействию на контактные ступеньки, связанные с дешифраторами.
Результаты обследования пассажиропотоков используют как для улучшения организации перевозок пассажиров на действующих маршрутах, так и для организации транспортной сети в целом. По материалам обследования можно установить и основные технико-эксплуатационные показатели работы автобусов: объем перевозок, пассажирооборот, среднюю дальность поездки пассажиров, наполнение автобусов и их число на маршруте, время рейса, пробег за время в наряде.
Для обеспечения оптимального наполнения подвижного состава, соответствующего колебаниями пассажирских потоков, должно меняться количество, вместимость и распределение подвижного состава по транспортной сети.
Организация транспортного процесса заключается, в первую очередь, в рациональном назначении числа работающих на маршруте автобусов, их пассажировместимости, режима и продолжительности работы автобуса на маршруте.
Основой для разработки мероприятий по совершенствованию процесса транспортного обслуживания населения является информация об особенностях формирования общей и транспортной подвижности населения, о величине и направлениях пассажиропотоков, их изменения в пространстве и времени.
Существуют понятия потенциальной, реализуемой, абсолютной, пешеходной и транспортной подвижности.
При этом под подвижностью понимают число передвижений, которые приходятся на одного человека за определенный промежуток времени (год, сутки, час "пик"). Передвижение людей представляет собой сложное социальное явление, формирующееся под влиянием множества разнообразных факторов. Существенное влияние на передвижение людей оказывают: уровень развития общественного производства, социальная структура общества; уклад жизни; географическая среда и характер расселения; развитие техники; информации и связи; бюджет свободного времени; культурно-бытовые и общественные запросы людей.
Исследования показали, что подвижность населения как количественная мера передвижений зависит: от социально-культурного уровня перемещающихся жителей, от пространственно-временных характеристик, зон их проживания и работы. В каждых конкретно-исторических условиях существуют определенные факторы, влияющие на формирование показателя подвижности населения, приводящие к его росту или снижению. Это, прежде всего изменение территориальных размеров населенного пункта, колебания доступности сообщений, совершенствование конструкций транспортных средств, изменения стоимости проезда.
В городах поездки населения подразделяются на следующие виды:
Трудовые поездки, связанные с трудовой деятельностью населения;
Культурно-бытовые поездки, связанные с отдыхом, культурными развлечениями и бытовыми нуждами. В пригородном сообщении добавляются поездки в загородную зону (на дачи, природу и т.д.). В таблицах 2.1 - 2.12 приведены пригородные маршруты и количество перевозимых пассажиров:
Таблица 2.1 - Определение количества пассажиров по пригородным маршрутам Чечерского района
Маршрут |
Населенный пункт |
Количество |
Пункт тяготения |
Коэффициент подвижности |
Количество пассажиров |
||
дворов |
жителей |
||||||
№201 Чечерск Р. Бартоло- меевская (ч/з Нисим-ковичи) |
Чечерск |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Вознесенский |
175 |
451 |
Чечерск |
0,71 |
320,2 |
||
Залесье |
208 |
472 |
Чечерск |
0,71 |
335,1 |
||
Кр. Берег |
64 |
171 |
Чечерск |
0,71 |
121,4 |
||
Беляевка |
140 |
316 |
Чечерск |
0,71 |
224,4 |
||
Пехтерево |
14 |
23 |
Чечерск |
0,71 |
16,3 |
||
Пов. Гаек |
10 |
20 |
Чечерск |
0,71 |
14,2 |
||
Нисимковичи |
136 |
329 |
Чечерск |
0,71 |
233,6 |
||
Пов. Гаек |
10 |
20 |
Чечерск |
0,71 |
14,2 |
||
Волосовичи |
94 |
221 |
Чечерск |
0,71 |
156,9 |
||
Сидоровичи |
113 |
308 |
Чечерск |
0,71 |
218,7 |
||
Дзержинский |
9 |
17 |
Чечерск |
0,71 |
12,1 |
||
Р. Бартоломеевская |
38 |
65 |
Чечерск |
0,71 |
46,2 |
||
Итого: |
1713,3 |
Таблица 2.2 - Определение количества пассажиров по пригородным маршрутам Чечерского района
Маршрут |
Населенный пункт |
Количество |
Пункт тяготения |
Коэффициент подвижности |
Количество пассажиров |
||
дворов |
жителей |
||||||
№202 Чечерск Р. Бартоло- меевская (ч/з Каменку) |
Чечерск |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Вознесенский |
175 |
451 |
Чечерск |
0,71 |
320,2 |
||
Залесье |
208 |
472 |
Чечерск |
0,71 |
335,1 |
||
Кр. Берег |
64 |
171 |
Чечерск |
0,71 |
121,4 |
||
Беляевка |
140 |
316 |
Чечерск |
0,71 |
224,4 |
||
Каменка |
66 |
120 |
Чечерск |
0,71 |
85,2 |
||
Беляевка |
140 |
316 |
Чечерск |
0,71 |
224,4 |
||
Пехтерево |
14 |
23 |
Чечерск |
0,71 |
16,3 |
||
Пов. Гаек |
10 |
20 |
Чечерск |
0,71 |
14,2 |
||
Волосовичи |
94 |
221 |
Чечерск |
0,71 |
156,9 |
||
Сидоровичи |
113 |
308 |
Чечерск |
0,71 |
218,7 |
||
Дзержинский |
9 |
17 |
Чечерск |
0,71 |
12,1 |
||
Р. Бартоломеевская |
38 |
65 |
Чечерск |
0,71 |
46,2 |
||
Итого: |
1775,1 |
Таблица 2.3 - Определение количества пассажиров по пригородным маршрутам Чечерского района
Маршрут |
Населенный пункт |
Количество |
Пункт тяготения |
Коэффициент подвижности |
Количество пассажиров |
||
дворов |
жителей |
||||||
№203 Чечерск Р. Бартоло- меевская (по воскресе-ньям) |
Чечерск |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Вознесенский |
150 |
429 |
Чечерск |
0,71 |
304,6 |
||
Залесье |
202 |
461 |
Чечерск |
0,71 |
327,3 |
||
Кр. Берег |
64 |
171 |
Чечерск |
0,71 |
121,4 |
||
Беляевка |
181 |
404 |
Чечерск |
0,71 |
286,8 |
||
Пехтерево |
16 |
28 |
Чечерск |
0,71 |
19,9 |
||
Пов. Гаек |
11 |
26 |
Чечерск |
0,71 |
18,5 |
||
Волосовичи |
135 |
270 |
Чечерск |
0,71 |
191,7 |
||
Сидоровичи |
131 |
340 |
Чечерск |
0,71 |
241,4 |
||
Дзержинский |
11 |
23 |
Чечерск |
0,71 |
16,3 |
||
Р. Бартоломеевская |
52 |
95 |
Чечерск |
0,71 |
67,5 |
||
Итого: |
1595,4 |
Таблица 2.4 - Определение количества пассажиров по пригородным маршрутам Чечерского района
Маршрут |
Населенный пункт |
Количество |
Пункт тяготения |
Коэффициент подвижности |
Количество пассажиров |
||
дворов |
жителей |
||||||
№204 Чечерск В. Грива |
Чечерск |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Вознесенский |
175 |
451 |
Чечерск |
0,71 |
320,2 |
||
Залесье |
208 |
472 |
Чечерск |
0,71 |
335,1 |
||
Кр. Берег |
64 |
171 |
Чечерск |
0,71 |
121,4 |
||
Беляевка |
140 |
316 |
Чечерск |
0,71 |
224,4 |
||
Каменка |
66 |
120 |
Чечерск |
0,71 |
85,2 |
||
Беляевка |
140 |
316 |
Чечерск |
0,71 |
224,4 |
||
Пехтерево |
14 |
23 |
Чечерск |
0,71 |
16,3 |
||
Волосовичи |
94 |
221 |
Чечерск |
0,71 |
156,9 |
||
Будище |
3 |
6 |
Чечерск |
0,71 |
4,3 |
||
В. Грива |
7 |
9 |
Чечерск |
0,71 |
6,4 |
||
Итого: |
1494,6 |
Таблица 2.5 - Определение количества пассажиров по пригородным маршрутам Чечерского района
Маршрут |
Населенный пункт |
Количество |
Пункт тяготения |
Коэффициент подвижности |
Количество пассажиров |
||
дворов |
жителей |
||||||
№205 Чечерск Новая Яцковщина |
Чечерск |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Дом Советов |
- |
- |
Чечерск |
- |
- |
||
Н. Захарполье |
79 |
174 |
Чечерск |
0,71 |
123,5 |
||
Ковалев Рог |
21 |
41 |
Чечерск |
0,71 |
29,1 |
||
Пов. Покровский |
17 |
38 |
Чечерск |
0,71 |
27 |
||
Чирвоный Бор |
30 |
59 |
Чечерск |
0,71 |
41,9 |
||
Ст. Яцковщина |
45 |
89 |
Чечерск |
0,71 |
63,2 |
||
Н. Яцковщина 1 |
34 |
61 |
Чечерск |
0,71 |
43,3 |
||
Н. Яцковщина 2 |
|||||||
Итого: |
328 |
Таблица 2.6 - Определение количества пассажиров по пригородным маршрутам Чечерского района
Маршрут |
Населенный пункт |
Количество |
Пункт тяготения |
Коэффициент подвижности |
Количество пассажиров |
||
дворов |
жителей |
||||||
№206 Чечерск Зеленая Поляна |
Чечерск |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Дом Советов |
- |
- |
Чечерск |
- |
- |
||
С/совет |
- |
- |
Чечерск |
- |
- |
||
Ковалев Рог |
21 |
41 |
Чечерск |
0,71 |
29,1 |
||
Городок |
17 |
39 |
Чечерск |
0,71 |
27,7 |
||
П. Михайловский |
6 |
11 |
Чечерск |
0,71 |
7,8 |
||
Глубочица 1 |
46 |
84 |
Чечерск |
0,71 |
59,6 |
||
Глубочица 2 |
|||||||
Ветвица |
31 |
61 |
Чечерск |
0,71 |
43,3 |
||
Алес |
0 |
0 |
Чечерск |
0,71 |
0 |
||
Ботвиново |
189 |
503 |
Чечерск |
0,71 |
357,1 |
||
Причалесня |
47 |
86 |
Чечерск |
0,71 |
61,1 |
||
Ботвиново |
189 |
503 |
Чечерск |
0,71 |
357,1 |
||
Меркуловичи |
209 |
504 |
Чечерск |
0,71 |
357,8 |
||
Башица |
31 |
47 |
Чечерск |
0,71 |
33,4 |
||
Искра |
23 |
40 |
Чечерск |
0,71 |
28,4 |
||
Осиновка |
41 |
68 |
Чечерск |
0,71 |
48,3 |
||
Прогресс |
22 |
43 |
Чечерск |
0,71 |
30,5 |
||
Зеленая Поляна |
14 |
27 |
Чечерск |
0,71 |
19,2 |
||
Итого: |
1460,4 |
Таблица 2.7 - Определение количества пассажиров по пригородным маршрутам Чечерского района
Маршрут |
Населенный пункт |
Количество |
Пункт тяготения |
Коэффициент подвижности |
Количество пассажиров |
||
дворов |
жителей |
||||||
№211 Чечерск Полесье Барсуки |
Чечерск |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Вознесенский |
175 |
451 |
Чечерск |
0,71 |
320,2 |
||
Залесье |
208 |
472 |
Чечерск |
0,71 |
335,1 |
||
Кр. Берег |
64 |
171 |
Чечерск |
0,71 |
121,4 |
||
Беляевка |
140 |
316 |
Чечерск |
0,71 |
224,4 |
||
Пехтерево |
14 |
23 |
Чечерск |
0,71 |
16,3 |
||
Пов. Гаек |
10 |
20 |
Чечерск |
0,71 |
14,2 |
||
Волосовичи |
94 |
221 |
Чечерск |
0,71 |
156,9 |
||
Полесье |
180 |
450 |
Чечерск |
0,71 |
319,5 |
||
Барсуки |
21 |
33 |
Чечерск |
0,71 |
23,4 |
||
Итого: |
1531,4 |
Таблица 2.8 - Определение количества пассажиров по пригородным маршрутам Чечерского района
Маршрут |
Населенный пункт |
Количество |
Пункт тяготения |
Коэффициент подвижности |
Количество пассажиров |
||
дворов |
жителей |
||||||
№207 Чечерск Меркуло-вичи |
Чечерск |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Дом Советов |
- |
- |
Чечерск |
- |
- |
||
С/совет |
- |
- |
Чечерск |
- |
- |
||
Ковалев Рог |
21 |
41 |
Чечерск |
0,71 |
29,1 |
||
Городок |
17 |
39 |
Чечерск |
0,71 |
27,7 |
||
Глубочица 1 |
46 |
84 |
Чечерск |
0,71 |
59,6 |
||
Глубочица 2 |
|||||||
Ветвица |
31 |
61 |
Чечерск |
0,71 |
43,3 |
||
Красница |
11 |
12 |
Чечерск |
0,71 |
8,5 |
||
Первомайский |
7 |
8 |
Чечерск |
0,71 |
5,7 |
||
Широкое |
13 |
19 |
Чечерск |
0,71 |
13,5 |
||
Первомайский |
7 |
8 |
Чечерск |
0,71 |
5,7 |
||
Красница |
11 |
12 |
Чечерск |
0,71 |
8,5 |
||
Ботвиново |
189 |
503 |
Чечерск |
0,71 |
357,1 |
||
Меркуловичи 1 |
209 |
540 |
Чечерск |
0,71 |
383,4 |
||
Меркуловичи 2 |
|||||||
Итого: |
942,1 |
Таблица 2.9 - Определение количества пассажиров по пригородным маршрутам Чечерского района
Маршрут |
Населенный пункт |
Количество |
Пункт тяготения |
Коэффициент подвижности |
Количество пассажиров |
||
дворов |
жителей |
||||||
№209 Чечерск Полесье |
Чечерск |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Вознесенский |
175 |
451 |
Чечерск |
0,71 |
320,2 |
||
Залесье |
208 |
472 |
Чечерск |
0,71 |
335,1 |
||
Кр. Берег |
64 |
171 |
Чечерск |
0,71 |
121,4 |
||
Беляевка |
140 |
316 |
Чечерск |
0,71 |
224,4 |
||
Пехтерево |
14 |
23 |
Чечерск |
0,71 |
16,3 |
||
Пов. Гаек |
10 |
20 |
Чечерск |
0,71 |
14,2 |
||
Волосовичи |
94 |
221 |
Чечерск |
0,71 |
156,9 |
||
Полесье |
180 |
450 |
Чечерск |
0,71 |
319,5 |
||
Итого: |
1508 |
Таблица 2.10 - Определение количества пассажиров по пригородным маршрутам Чечерского района
Маршрут |
Населенный пункт |
Количество |
Пункт тяготения |
Коэффициент подвижности |
Количество пассажиров |
||
дворов |
жителей |
||||||
№208 Чечерск Гольч |
Чечерск |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Дом Советов |
- |
- |
Чечерск |
- |
- |
||
С/совет |
- |
- |
Чечерск |
- |
- |
||
Ковалев Рог |
21 |
41 |
Чечерск |
0,71 |
29,1 |
||
Юный |
5 |
5 |
Чечерск |
0,71 |
3,6 |
||
Саприки |
54 |
121 |
Чечерск |
0,71 |
85,9 |
||
Кураки |
8 |
12 |
Чечерск |
0,71 |
8,5 |
||
Мотневичи |
125 |
305 |
Чечерск |
0,71 |
216,6 |
||
Репище |
15 |
30 |
Чечерск |
0,71 |
21,3 |
||
Мотневичи |
125 |
305 |
Чечерск |
0,71 |
216,6 |
||
Ровковичи |
110 |
274 |
Чечерск |
0,71 |
194,5 |
||
Васильевский |
6 |
10 |
- |
- |
7,1 |
||
Кораблище |
20 |
30 |
Чечерск |
0,71 |
21,3 |
||
Гольч |
12 |
17 |
Чечерск |
0,71 |
12,1 |
||
Итого: |
816,6 |
Таблица 2.11 - Определение количества пассажиров по пригородным маршрутам Чечерского района
Маршрут |
Населенный пункт |
Количество |
Пункт тяготения |
Коэффициент подвижности |
Количество пассажиров |
||
дворов |
жителей |
||||||
№210 Чечерск Науховичи |
Чечерск |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Консервный завод |
- |
- |
Чечерск |
- |
- |
||
П. Вознесенский |
175 |
451 |
Чечерск |
0,71 |
320,2 |
||
Михайловский |
6 |
11 |
Чечерск |
0,71 |
7,8 |
||
Бердыж |
17 |
27 |
Чечерск |
0,71 |
19,2 |
||
Ср. Малыничи |
12 |
18 |
Чечерск |
0,71 |
12,8 |
||
Ст. Малыничи |
17 |
30 |
Чечерск |
0,71 |
21,3 |
||
Нивки (мехдвор) |
13 |
17 |
Чечерск |
0,71 |
12,1 |
||
Нивки |
|||||||
Залавье |
11 |
21 |
Чечерск |
0,71 |
14,9 |
||
Крутое |
29 |
43 |
Чечерск |
0,71 |
30,5 |
||
Сойки |
2 |
3 |
Чечерск |
0,71 |
2,1 |
||
Науховичи |
1 |
2 |
Чечерск |
0,71 |
1,4 |
||
Итого: |
442,3 |
Таблица 2.12 - Определение количества пассажиров по пригородным маршрутам Чечерского района
Маршрут |
Населенный пункт |
Количество |
Пункт тяготения |
Коэффициент подвижности |
Количество пассажиров |
||
дворов |
жителей |
||||||
№212 Чечерск Гатское Усошное |
Чечерск |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Вознесенский |
175 |
451 |
Чечерск |
0,71 |
320,2 |
||
Залесье |
208 |
472 |
Чечерск |
0,71 |
335,1 |
||
Кукличи |
39 |
65 |
Чечерск |
0,71 |
46,2 |
||
Добрынь |
4 |
9 |
Чечерск |
0,71 |
6,4 |
||
Покоть |
72 |
140 |
Чечерск |
0,71 |
99,4 |
||
Пов.Н. Залесье |
- |
- |
Чечерск |
0,71 |
- |
||
Н. Залесье |
11 |
17 |
Чечерск |
0,71 |
12,1 |
||
Бабичи |
192 |
456 |
Чечерск |
0,71 |
323,8 |
||
Р. Нисимковичская |
33 |
55 |
Чечерск |
0,71 |
39,1 |
||
Нисимковичи |
136 |
329 |
Чечерск |
0,71 |
233,6 |
||
Гатское |
20 |
39 |
Чечерск |
0,71 |
27,7 |
||
Усошное |
10 |
26 |
Чечерск |
0,71 |
18,5 |
||
Итого: |
1462,1 |
Тогда, общее количество перевозимых пассажиров по всем пригородным маршрутам:
1713,3+1775,1+1595,4+1494,6+328+1460,4+1531,4+942,1+1508+816,6+442,3+1462,1= 15069,5 пасс.