logo
Устройство судна

3. Архитектурные элементы судов.

Главными архитектурными элементами являются: корпус судна с палубами, платформами, продольными и поперечными переборками, надстройками и рубками.

Палубой называется сплошное перекрытие на судне, идущее в горизонталь ном направлении. Палуба, идущая не по всей длине или ширине судна, а только на части ее, называется платформой. Минимальное расстояние между палубами должно быть не менее 2,25м.

Верхней палубой называется палуба, которая составляет верхний пояс поперечного сечения прочной части корпуса судна. Название остальных палуб дается верхней палубы, считая вниз, в зависимости от их местоположения (вторая, третья и т.д.) или эксплуатационного назначения (грузовая, жилая, шлюпочная и т.п.).

По длине корпус судна разделяется поперечными водонепроницаемыми переборками, которые образуют водонепроницаемые отсеки. Помещения, расположенные над вторым дном и предназначенные для размещения в них сухих грузов, называются трюмами. Междупалубные пространства называются твиндеками. Помещения, в которых размещены главные силовые и котельные установки, соответственно называются машинными и котельными отделениями.

Рис. 11 Схема общего расположения палуб и помещений гражданского судна: 1 - верхняя палуба; 2 - вторая палуба; 3 - третья палуба; 4 - платформа; 5 - второе дно; 6 - палуба надстройки; 7 - прогулочная палуба; 8 - шлюпочная палуба; 9 - мостик; 10 - верхний мостик; I - междудонное пространство; II - трюм; III - второй твиндек; IV - первый твиндек; V - надстройки; VI - рубки

Емкость для жидких грузов, размещенная выше второго дна - диптанк. Отсеки на наливных судах для перевозки жидких грузов называются танки.

В зависимости от расположения отсеков по длине судна они называются: первый отсек от форштевня - форпик, а первая поперечная водонепроницаемая переборка - таранная; последняя перед ахтерштевнем поперечная водонепроницаемая переборка - ахтерпиковая, а отделяемый ею последний кормовой отсек - ахтерпик. В форпике размещается цепной ящик, в котором хранятся якорные цепи. В ахтерпике в его нижней части проходит дейдвудная труба, через которую гребной вал выходит из корпуса судна наружу. Узкие отсеки, которые отделяют цистерны от остальных помещений, называются коффердамами, они, как правило, пустые, хорошо вентилируемые. На танкерах их заполняют водой во избежания скопления взрывоопасных газов.

Оконечности корпуса судна ограничиваются штевнями. Они носят названия: в носу судна - форштевень, на корме судна - ахтерштевень.

Рис. 12 Нос судна: а) прямой; б) наклонный; в) ледокольный; г) бульбовый.

Ахтерштевень служит опорой для руля, а на одновинтовых судах и для гребного вала. Форма ахтерштевня зависит от типа судна (количества винтов) и руля. Ахтерштевень одно- и трехвинтовых судов является несущим элементом, как для руля, так и для вала гребного винта (средний гребной вал у трехвинтовых судов). Ахтерштевень двухвинтовых судов служит для размещения руля.

Надстройки - это закрытые помещения на верхней палубе, которые простираются от борта до борта или не доходят до бортов на расстояние, не превышающее 0,04 ширины судна. Носовая надстройка называется баком, а кормовая - ютом. Надстройки увеличивают вместимость судна, повышают высоту надводного борта, увеличивая запас плавучести, уменьшают заливаемость палубы и т.п.

Рубка - закрытое помещение на верхней или вышележащих палубах надстроек, продольные наружные переборки которого не доходят до бортов основного корпуса судна более 0,04 ширины судна. В них расположены помещения, необходимые для эксплуатации судна (рулевые, штурманские, лебедочные и т.п.).