Тяговая динамика автомобиля

курсовая работа

4.2 Определение передаточных чисел коробки передач

При определении передаточных чисел коробки передач необходимо помнить о том, что I передача коробки предназначена для преодоления максимального сопротивления дороги. Промежуточные передачи коробки передач используются при: а) разгоне автомобиля; б) преодолении повышенного сопротивления движению; в) работе автомобиля в условиях, не позволяющих двигаться с высокой скоростью (гололед, выбитая дорога и т.д.); г) торможении двигателем на затяжных пологих спусках.

Передаточное число коробки передач на первой передаче (iki) определяют исходя из двух основных условий:

1. Возможность преодоления максимального сопротивления дороги. Согласно данному условию величина iki определяется из выражения:

(13)

где Ga - вес автомобиля с полной нагрузкой, Н;

шmax - максимальное значение суммарного коэффициента сопротивления дороги;

гк - радиус качения ведущих колес (принимается как и у автомобиля-прототипа гк =0,355 ), м;

Мкрmax - максимальный крутящий момент двигателя, Нм;

з тр - механический КПД трансмиссии.

На этапе расчетов значение коэффициента шmax для полноприводных автомобилей принимается шmax =0,6-0,7.

2. Обеспечение требуемого сцепления ведущих колес с дорогой

Данное условие необходимо выполнять для того, чтобы исключить полное буксование ведущих колес. Согласно отмеченному условию, передаточное число (ikiц) на первой передаче коробки может быть определено по формуле:

(14)

где Gц - сцепной вес автомобиля, Н; для полноприводного автомобиля Gц= Ga

цсц.max - коэффициент сцепления ведущих колес с дорогой (на этапе предварительных расчетов принимается цсц.max =0,6- 0,8). Принимаем цсц.max = 0,7

Рассчитанное по формулам передаточное число первой ступени должно удовлетворять неравенству:

Только в случае соблюдения условия будет обеспечено преодоление автомобилем максимального дорожного сопротивления и предотвращено полное буксование ведущих колес автомобиля.

Для сохранения постоянного интервала изменения числа оборотов коленчатого вала двигателя при разгоне автомобиля на различных передачах необходимо, чтобы передаточные числа коробки передач подчинялись закону геометрической прогрессии, который можно математически записать следующим образом

где ik2,ik3 и ikz- передаточные числа коробки соответственно на второй, третьей и высшей передачах;

z - число передач в коробке (принимается по заданию z=4);

q - знаменатель геометрической прогрессии, определяемый по формуле

(15)

Передаточные числа на промежуточных ступенях коробки передач определяются по формулам:

Передаточные числа трансмиссии (iTp) рассчитываются на каждой передаче коробки следующим образом:

Максимальная скорость автомобиля (хimax, м/с) при различных значениях передаточных чисел трансмиссии вычисляется по формуле:

(16)

Результаты расчетов заносятся в таблицу 3.

"right">Таблица 3

Передаточные числа трансмиссии и скорости автомобиля

передача

передаточные числа

максимальная скорость автомобиля, хimax, м/с

коробки передач, iк

главной передачи, i0

трансмиссии, iтр

I

8,3

5,6

46,48

3,5

II

4,12

23,07

7,09

III

2,05

11,48

14,2

IV

1

5,6

29,19

Делись добром ;)