Транспортная инфраструктура

курсовая работа

2.2 Направления развития транспортной инфраструктуры России

В силу естественных географических факторов российский транспорт является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивающих территориальную целостность государства и единство экономического пространства страны.

Произошедшая за последние 13 лет переориентация значительной части товарных потоков на экспорт, расширение внутренней и международной торговли и стоящая на повестке дня интеграция России в глобальный мировой рынок формируют мощный макроэкономический спрос на развитие транспортной инфраструктуры, как важнейшего базового фактора устойчивого и динамичного роста российской экономики, усиления ее позиций на внутренней и международной арене.

После принятия «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// СЗ РФ от 24.11.2008, N 47, ст. 5489. к транспортной системе были предъявлены дополнительные требования, что повлекло за собой принятие новой транспортной стратегии в соответствии с цепями и задачами развития страны. При этом «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации»// СЗ РФ от 15.12.2008, N 50, ст. 5977. становится одним из главных механизмов проведения государственной политики не только в транспортной отрасли, но в национальной экономики в целом.

Важнейшим стратегическим направлением развития транспортной системы является сбалансированное развитие инфраструктуры транспорта. Реализация этого направления означает согласованное комплексное развитие всех элементов транспортной инфраструктуры на основе всестороннего анализа статистики и использования математических методов прогнозирования потребностей секторов экономики и населения в услугах транспорта, развития системы статистического учета, построения транспортно-экономического баланса, прогнозирования динамики грузовой базы, анализа моделей развития транспортной системы с целью выбора оптимально сбалансированных вариантов. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации»// СЗ РФ от 15.12.2008, N 50, ст. 5977.

Развитие нормативно-правовой базы должно предусматривать гармонизацию транспортного законодательства, интеграцию в мировую систему стандартов и коммуникаций, определение нормативов качества транспортных услуг, ответственности за их соблюдение, а также прав потребителей. Повышение качества транспортных услуг потребует создания обоснованных резервов в транспортной системе, а это позволит в свою очередь развить конкуренцию на основных направлениях грузо- и пассажиропотоков.

Одним из направлений развития транспортной инфраструктуры и в рамках транспортной стратегии предполагается сформировать единое транспортное пространство России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры. Достижение этой цели позволит обеспечить динамичный рост экономики России, социальное развитие и укрепление связей между ее регионами путем устранения территориальных и структурных диспропорций на транспорте, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий за счет создания дополнительных транспортных связей, повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики путем предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные и международные рынки, рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения. Филина В.Н. Транспортная стратегия России: основные принципы и приоритетные направления развития инфраструктуры//Проблемы прогнозирования. 2009. № 2. С. 78-97.

Единое транспортное пространство России должно обеспечить функционирование единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций, интегрированной системы товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, применение единых стандартов технологической совместимости различных видов транспорта, оптимизирующих их взаимодействие, единых стандартов технической совместимости различных видов транспорта и транспортных средств, а также создать единую информационную среду технологического взаимодействия различных видов транспорта.

Другим направлением, является обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны. Это позволит полностью удовлетворить потребности населения и хозяйствующих субъектов в качественных транспортных услугах за счет внедрения передовых транспортных технологий и развития парков пассажирского и грузового подвижного состава, а также обеспечить предоставление имеющих социальную и экономическую значимость транспортных услуг должного качества и по приемлемым ценам.

В рамках этого направления предполагает прежде всего разработку и ввод в действие модели рынка транспортных услуг для потребностей всех секторов экономики. Эта модель является инновационной для отечественной транспортной системы. Она должна определить параметры качества транспортных услуг, рамочную структуру стандартов качества для различных категорий грузов и секторов экономики, требования к развитию нормативно-правовой базы в сфере транспортных услуг и технологические модели обеспечения качества транспортных услуг. Протасов Н.М. Развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями новой экономики//Экономика и управление: научно-практический журнал. 2009. № 3. С. 60-64.

Еще одним направлением развития транспортной инфраструктуры и в рамках транспортной стратегии является интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны. Интеграция в международное транспортное пространство в первую очередь может быть эффективно реализована в рамках ЕврАзЭС и стран Шанхайской организации сотрудничества. Одним из перспективных путей реализации этой инициативы является формирование контейнерных "мостов". Кроме этого, интеграция в мировое транспортное пространство предполагает развитие международного сотрудничества с другими международными транспортными организациями и с другими торговыми партнерами России, расширение участия в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта, а также в крупных международных транспортных проектах. Предполагается также разработка и ввод в действие соответствующих механизмов государственного регулирования, мотивирующих создание национальных и интернациональных конкурентоспособных транспортных компаний. Филина В.Н. Транспортная стратегия России: основные принципы и приоритетные направления развития инфраструктуры//Проблемы прогнозирования. 2009. № 2. С. 78-97.

Увеличение доли участия российских транспортных организаций в перевозках отечественных экспортных и импортных грузов, а также грузов между третьими странами требует разработки и реализации соответствующих законодательных и других методов регулирования, обеспечивающих конкурентоспособность российского транспорта.

Таким образом, основными направлениями развития транспортной инфраструктуры в Российской Федерации являются:

1. Сбалансированное развитие инфраструктуры транспорта.

2. Развитие нормативно-правовой базы, предусматривающее гармонизацию транспортного законодательства.

3. Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры.

4. Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг.

5. Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны.

Делись добром ;)