Трансмиссия автомобиля ЗИЛ-133ГЯ
1.1 Краткая техническая характеристика автомобиля, назначение, устройство и работа трансмиссии
Автомобили семейства ЗИЛ - 133ГЯ с дизельными двигателями выпускает Акционерное Московское общество "Автомобильный завод им. И.А. Лихачёва" (АМО ЗИЛ).
В семейство автомобилей ЗИЛ - 133 (колесная формула 6x4) входят следующие модификации автомобилей: бортовой автомобиль, автомобильные шасси, седельный тягач, самосвал.
Автомобили изготовлены в исполнении У по ГОСТ 15150-69 и рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от +40 до - 40 °С, относительной влажности воздуха до 80% при 20 °С, запыленности воздуха до 0,4 г/м3, скорости ветра до 25 м/с и в районах, расположенных на высоте до 4000 м над уровнем моря, при соответствующем изменении тягово-динамических качеств.
Бортовой автомобиль ЗИЛ-133Г40 предназначен для перевозок грузов по дорогам и бездорожью, если состояние грунта обеспечивает нормальную проходимость автопоезда.
Седельный тягач ЗИЛ-13305А оборудованный удлиненной кабиной с двумя спальными местами, служит для буксирования полуприцепов с грузом по дорогам.
Автомобильное шасси ЗИЛ-133Г42 с базой 5300 мм предназначено для различных установок и спецкузовов.
Автомобильное шасси ЗИЛ-133Д42 с базой 3800 мм используют для дооборудования в автомобиль-самосвал и установки различного оборудования и спецкузовов.
Маркировка автомобиля показана на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. Маркировка автомобиля
Модель, номер автомобиля и модель дизельного двигателя указаны в сводной табличке заводских данных, которая прикреплена на боковине правого дверного проема кабины.
Буквы XTZ в начале идентификационного номера обозначают в закодированном виде данные о заводе-изготовителе.
Цифры во второй строке - порядковый номер автомобиля, а начальная буква латинского алфавита - год выпуска.
В третьей строке выбито обозначение модели дизеля. Знак "+" в первой и третьей строках указывает на окончание строки.
Кроме того, наносится дублирующая маркировка на вертикальной полке правого лонжерона рамы около заднего кронштейна аккумуляторного гнезда.
В дублирующей маркировке выбивается без пробелов в строчку: модель автомобиля, код года, порядковый номер автомобиля. В начале и конце строки ставятся ограничивающие знаки "+".
У двигателей ЗИЛ-645 и ЗИЛ-6454 цифры и знаки маркировки выбиты на боковой левой части блока цилиндров около крепления насоса рулевого усилителя (рисунок 1.2).
В маркировке обозначены модели двигателя; год выпуска буквой латинского алфавита или арабской цифрой (так же, как и год выпуска автомобиля); порядковый номер двигателя.
Рисунок 1.2. Маркировка двигателя
На автомобилях ЗИЛ - 133 могут быть установлены дизельные двигатели двух модификаций: ЗИЛ - 645 и ЗИЛ - 6454. Двигатель ЗИЛ - 6454 отличается от ЗИЛ - 645 увеличенным диаметром цилиндров. В нашей работе рассмотрим автомобиль с двигателем ЗИЛ - 645. Это дизельный четырёхтактный восьмицилиндровый V-образный двигатель, угол развала - 90?. Номинальная мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала 2800 об/мин составляет 136 кВт.
Трансмиссия автомобиля представляет собой совокупность механизмов, передающих вращающий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колёсам и изменяющих вращающий момент и частоту вращения ведущих колёс по значению и направлению. Трансмиссия автомобилей ЗИЛ - 133ГЯ состоит из следующих элементов:
сцепление;
коробка перемены передач;
карданная передача;
ведущие мосты.
1.2 Сцепление
Сцепление необходимо для кратковременного отъединения вала двигателя от коробки перемены передач при переключении передач и для плавного их соединения при трогании.
На автомобилях ЗИЛ - 133ГЯ применяют сухое однодисковое сцепление, установленное в литом картере, которое состоит из нажимного диска (с кожухом и нажимными пружинами) и ведомого диска (с фрикционными накладками и демпфером). Кожух сцепления установлен на маховике с помощью штифтов и закреплён болтами. Конструкция сцепления представлена на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3. Сцепление
1 - картер маховика; 2 - фрикционные накладки ведомого диска; 3 - нажимной диск; 4 - кожух нажимного диска; 5 - нажимная пружина; 6 - картер сцепления; 7, 17 - шариковые подшипники; 8 - муфта подшипника выключения сцепления; 9 - оттяжная пружина муфты; 10 - вилка выключения сцепления; 11 - игольчатые ролики; 12 - крышка люка картера сцепления; 13 - нажимной рычаг; 14 - пробка со шплинтом; 15 - уплотнительная манжета; 16 - коленчатый вал двигателя; 18 - первичный вал коробки передач; 19 - большая и малая пружины демпфера; 20 - ведомый диск; 21 - пружинная пластина фрикционной накладки; 22 - заклепка; 23 - маховик.
Привод сцепления гидравлический с пневматическим усилителем. Основными узлами механизма являются главный цилиндр, установленный на кронштейне педали, и исполнительный цилиндр, объединенный в один узел с пневматическим усилителем.