Технология ремонта тягового электродвигателя ЭД-118А, грузового тепловоза 3ТЭ10МК

курсовая работа

1. Назначение и условия работы узла. Основные неисправности возникающие в процессе эксплуатации, причины их возникновения и способы предупреждения

1.1 Тяговые электродвигатели служат для преобразования электрической энергии в механическую и передачи вращательного момента к колесным парам. Тепловозы с электрической передачей имеют индивидуальный привод колесных пар, т.е. каждая колесная пара приводится во вращение отдельным тяговым электродвигателем. Вращающий момент от тягового электродвигателя к колесной паре при индивидуальном приводе передается при помощи одноступенчатого тягового редуктора, состоящего из двух цилиндрических шестерен: ведущей на валу двигателя и ведомой на оси колесной пары. Общий вид тягового двигателя ЭД-118А приведен на рисунке 1.1

Рисунок 1.1 - Общий вид тягового двигателя ЭД-118А

Тяговый электродвигатель ЭД-118А - электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения с четырьмя главными и четырьмя добавочными полюсами.

Магнитная система его состоит из остова с полюсами, имеющими катушки. Остов изготавливается в виде цельной отливки из низкоуглеродистой стали. В поперечном сечении остов представляет собой неправильный восьмиугольник. Восьмигранная форма остова при четырехполюсной системе позволяет реализовать больший вращающий момент по сравнению с традиционным круглым остовом в том же объеме. Остов выполняет роль магнитного сердечника и механической основы всей конструкции электродвигателя.

Главные полюсы создают основной магнитный поток в машине, а добавочные полюсы обеспечивают нормальную коммутацию. Главные полюсы закреплены на остове болтами и состоят из сердечника и катушки полюса. Сердечник набирается из штампованных листов низкоуглеродистой стали, скрепленных заклепками. Катушки главных полюсов намотаны из меди прямоугольного сечения в виде двух полюсных шайб. Изоляция катушек главных полюсов электродвигателя класса Р. Сердечник главного полюса с установленной катушкой пропитывается в эпоксидном компаунде. Таким образом, сердечник и катушка главного полюса после компаундирования представляют неразъемную конструкцию, устойчивую к вибрациям и температурным воздействиям. Сердечники добавочных полюсов изготовляют из толстолистовой стали с низким содержанием углерода. Форма и размеры сердечника выбраны из условия обеспечения наилучшей коммутации электродвигателя. Катушки добавочных полюсов изготавливают из полосовой меди, намотанной на ребро полюса.

Якорь состоит из вала, сердечника, обмотки, коллектора. Вал изготовляют из высокопрочной легированной стали. Сердечник якоря шихтуется из листов электротехнической стали, в которых выштампованы прямоугольные пазы для укладки в сердечник обмотки и вентиляционные отверстия. Обмотка якоря выполнена петлевой с уравнительными соединениями первого рода со стороны коллектора.

Коллектор электродвигателя - арочного типа состоит из литой втулки, комплекта пластин, манжет и нажимного конуса. Собранный коллектор прессуется, конус и втулка стягивают комплект пластин. С целью исключения возможности проникновения влаги во внутреннюю полость коллектора его внутренняя полость проверяется на газоплотность.

В таблице 1.1 приведены технические характеристики тягового электродвигателя ЭД-118А.

Таблица 1.1 - Технические характеристики тягового электродвигателя ЭД-118А.

Наименование параметров

ЭД-114

ЭД-118А

ЭД-118Б

1

2

3

4

Мощность, кВт

138

305

305

Напряжение продолжительного режима низшее, В

258

463

463

Напряжение продолжительного режима высшее, В

435

700

700

Ток при низшем напряжении, А

615

720

700

Ток при высшем напряжении, А

365

476

525

Частота вращения в продолжительном режиме, об/мин

425

585

610

Частота вращения максимальная, об/мин

2540

2290

1870

КПД в продолжительном режиме, %

86,8

91,5

91,5

Коэффициент возбуждения на первой ступени регулирования, %

50

60

60

Коэффициент возбуждения на второй ступени регулирования, %

25

36

36

Расход охлаждающего воздуха, м3/с

1,083

1,33

1,17

Статическое давление охлаждающего воздуха, Па

790

1570

1180

Подвеска:

осевая

рамная

рамная

Масса, кг

1950

3100

3350

Количество щеткодержателей

4

4

4

Главные полюсы

Количество

4

4

4

Добавочные полюсы

Количество

4

4

4

Количество витков на полюс

19

17

17

Якорь

Диаметр сердечника, мм

458

493

493

Длина сердечника, мм

255

420

420

Количество пазов

62

54

54

Обмотка якоря

петлевая

Количество параллельных ветвей

4

4

4

Количество катушек

62

54

54

Условия работы тяговых электродвигателей на тепловозе можно назвать жесткими: большой диапазон изменения температуры окружающей среды (от - 50 до+40° С), снег, дождь, пыль, тряска и вибрация, особенно в условиях суровых зим, когда железнодорожное полотно промерзает. Но самой тяжелой оказывается работа тяговых электродвигателей при изношенных зубьях тягового редуктора и изношенных вкладыша из моторно-осевых подшипников. При этом возникают нагрузки, вызывающие преждевременный выход из строя не только роликовых подшипников, но и изоляции тяговых электродвигателей. Поэтому за состоянием тягового редуктора, моторно-осевых подшипником необходимо внимательно следить в эксплуатации.

Делись добром ;)