Технологический проект зоны технического обслуживания автомобиля ВАЗ-2115
3.4 Техническое обслуживание автомобиля
В процессе эксплуатации автомобиля происходит ухудшение его технического состояния вследствие изнашивания трущихся поверхностей деталей, нарушения регулировочных параметров, старения резинотехнических изделий и других явлений. Для предупреждения неисправностей и повышения срока службы автомобиля он подвергается планово-предупредительному техническому обслуживанию, которое включает в себя смазку, проверку и регулировку узлов автомобиля через определенный пробег. Периодичность технического обслуживания и наименование работ приведены в таблице.
Таблица 9
№ п/п |
Наименование работ |
Периодичность тыс. км |
|||||
4 |
19 |
45 |
60 |
75 |
|||
1 |
Проверить наличие сколов, трещин и очагов коррозии лакокрасочного покрытия кузова, повреждений мастики арок колес и днища; работу замков дверей, капота и крышки багажника |
+ |
|||||
2 |
Проверить состояние элементов передней и задней подвесок, их резиновых и резинометаллических шарниров, втулок и подушек; состояние шарниров рулевых тяг и их защитных колпачков; защитных чехлов рулевого механизма, приводов колес, шаровых пальцев, состояние шарниров и защитных чехлов тяги переключения передач и реактивной тяги; состояние защитных чехлов направляющих пальцев переднего тормоза |
+ |
|||||
3 |
Проверить герметичность уплотнений узлов и агрегатов |
+ |
+ |
+ |
|||
4 |
Проверить герметичность систем охлаждения, питания и гидравлического привода тормозов, состояние шлангов и трубок |
+ |
|||||
5 |
Проверить люфт рулевого колеса |
+ |
|||||
6 |
Проверить уровень охлаждающей жидкости |
+ |
|||||
7 |
Проверить состояние и натяжение ремня привода генератора |
+ |
|||||
8 |
Проверить уровень и плотность электролита аккумуляторной батареи |
+ |
|||||
9 |
Проверить работу генератора, освещение, световую и звуковую сигнализацию, контрольные приборы, отопитель, стеклоочистители, омыватели, обогрев заднего стекла, электропривода наружных зеркал, обогрева передних сидений |
+ |
|||||
10 |
Проверить работу системы зажигания |
+ |
|||||
11 |
Наличие посторонних стуков и шумов двигателя, сцепления, коробки передач и валов привода передних колес; четкость переключения передач |
+ |
|||||
12 |
Проверить ход педали сцепления |
+ |
|||||
13 |
Проверить эффективность работы передних и задних тормозов |
+ |
|||||
14 |
Проверить уровень масла в коробке передач |
+ |
|||||
15 |
Проверить регулировку стояночного тормоза и свободный ход педали тормоза |
+ |
|||||
16 |
Проверить работоспособность вакуумного усилителя тормозов |
+ |
|||||
17 |
Проверить работоспособность регулятора давления тормоза |
+ |
|||||
18 |
Проверить уровень тормозной жидкости |
+ |
|||||
19 |
Подтянуть крепления агрегатов, узлов и деталей шасси и двигателя |
+ |
|||||
20 |
Отрегулировать натяжение зубчатого ремня привода механизма газораспределения |
+ |
|||||
21 |
Заменить воздушный фильтр |
+ |
+ |
||||
22 |
Отрегулировать зазоры клапанов |
+ |
|||||
23 |
Отрегулировать обороты холостого хода с контролем токсичности отработавших газов |
+ |
|||||
24 |
Заменить масляный фильтр и масло в картере двигателя |
+ |
|||||
25 |
Заменить масло в коробке передач Заменить охлаждающую жидкость |
++ |
|||||
26 |
Зачистить и смазать клеммы и зажимы аккумуляторной батареи |
+ |
|||||
27 |
От балансировать колеса и переставить по схеме. Отрегулировать углы установки передних колес |
++ |
|||||
28 |
Заменить зубчатый ремень привода механизма газораспределения |
+ |
|||||
29 |
Заменить свечи зажигания новыми |
+ |
|||||
30 |
Зачистить коллектор стартера, проверить износ и прилегание щеток, очистить и смазать детали привода стартера |
+ |
|||||
31 |
Зачистить контактные кольца генератора, проверить износ и прилегание щеток |
+ |
|||||
32 |
Проверить состояние колодок передних тормозов |
+ |
|||||
33 |
Проверить состояние колодок задних тормозов |
+ |
|||||
34 |
Заменить тормозную жидкость |
+ |
|||||
35 |
Отрегулировать направление световых пучков фар |
+ |
|||||
36 |
Промыть и продуть детали карбюратора и топливного насоса. Проверить и при необходимости отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере |
+ |
|||||
37 |
Заменить фильтр тонкой очистки топлива |
+ |
+ |
||||
38 |
Смазать трущиеся участки ограничителя открывания дверей, шарнир и пружину крышки люка топливного бака, замочные скважины дверей и крышки багажника |
+ |
|||||
39 |
Смазать петли дверей |
+ |
|||||
40 |
Прочистить дренажные отверстия дверей и порогов |
+ |
|||||
41 |
Заменить датчик концентрации кислорода |
+ |
|||||
42 |
Очистить и промыть детали системы вентиляции картера |
+ |
Регулярно через каждые 500-600 км пробега (или перед каждым выездом) проверяем уровни масла в картере двигателя, охлаждающей жидкости в расширительном бачке, тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов, электролита в аккумуляторной батарее, а также давление воздуха в шинах.
Уровень масла в картере двигателя необходимо проверять на холодном неработающем двигателе. Уровень должен находиться между рисками "MIN" и "МАХ" указателя.
Замена масла проводится на теплом двигателе. Для слива отработавшего масла необходимо отвернуть пробку в поддоне картера.
Масляный фильтр меняют, отвернув его с блока цилиндров. Перед установкой нового масляного фильтра его уплотнительное кольцо смазывают моторным маслом. Новый фильтр завертывают до касания уплотнительного кольца блока цилиндров, а затем усилием рук доворачивают его на 3/4 оборота или 14Нм(1.4 кг-м).
Уровень тормозной жидкости должен доходить до нижней кромки заливной горловины.
Одновременно следует проверить исправность работы датчика аварийного уровня. Для этого необходимо нажать сверху на центральную часть защитного колпачка. При этом в комбинации приборов должна загораться контрольная лампа, если включено зажигание.
Контрольная лампа сигнализации аварийного состояния рабочей тормозной системы загорается, когда уровень жидкости в бачке опустился ниже метки "MIN", что при частично изношенных или новых накладках колодок тормозных механизмов говорит о потере герметичности системы и об утечке жидкости. Доливка жидкости в этом случае проводится только после восстановления герметичности системы.
Если гидропривод тормозов исправен, понижение уровня жидкости в бачке связано с износом накладок колодок тормозных механизмов. Понижение уровня жидкости до метки "MIN" косвенно свидетельствует об их предельном износе
Проверяя техническое состояние тормозов, предварительно очищают передние и задние тормоза от грязи, промывают теплой водой и высушивают сжатым воздухом. Не допускается при этом применять любые минеральные растворители, так как они могут вызвать повреждение защитных колпачков и уплотнителей гидравлических цилиндров.
Загрязненные накладки колодок, диски и барабаны очищают металлической щеткой и промывают моющими средствами. Если на накладках обнаруживаются следы тормозной жидкости, необходимо найти и устранить причины ее появления. Во время технического обслуживания оберегайте тормозные колодки, диски и барабаны от попадания на них масла или смазки.
Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке должен быть всегда на 25-30 мм выше риски "MIN". Проверку уровня и открытие пробки бачка для доливки жидкости проводите только на холодном двигателе. После доливки жидкости пробка бачка должна быть плотно завернута, так как расширительный бачок при работающем и прогретом двигателе находится под давлением.
В крайнем случае, в систему охлаждения можно добавлять дистиллированную воду. Но при этом температура замерзания смеси повышается и снижается коррозионная стойкость алюминиевого радиатора. Поэтому при первой же возможности необходимо выполнить ремонт системы и залить в нее охлаждающую жидкость.
Давление воздуха в шинах, включая запасное колесо, проверяется манометром.
Если наблюдается постоянное падение давления воздуха в шине, проверьте с помощью мыльного раствора, нет ли утечки воздуха через золотник вентиля. В случае утечки воздуха доверните золотник ключом на конце колпачка, а если это не поможет, замените его новым. Если давление падает при исправном золотнике, то используя специальный герметик, прикладываемый к автомобилю, отремонтируйте шину. Чтобы избежать повреждения герметизирующего слоя закраины шины, демонтаж и монтаж ее проводите с помощью специального приспособления или на шиномонтажном станке в ремонтной мастерской.
Чтобы не нарушить балансировку колеса, перед разбортовкой сделайте отметку мелом на шине против вентиля, а при монтаже установите шину по этой метке.
После установки новых шин обязательно от балансируйте колеса на предприятии технического обслуживания.
При эксплуатации автомобиля с бескамерными шинами избегайте притирания колес к бордюрам дорог и быстрой езды по дорогам с нарушенным покрытием (выбоины, ухабы и т.п.), так как повреждение обода колеса может вызвать потерю герметичности шины и дисбаланс колеса. При
появление вибраций во время движения, необходимо проверить качество балансировки колес.