Техника и оборудование для аэродромов
3.1 Назначение, основные элементы конструкции, технические данные и порядок использования гидроподъемников самолета Ту-154
Гидроподъемники предназначены для подъема ВС с целью проверки работы систем и механизмов уборки и выпуска шасси, нивелировки ВС и др. работ, требующих вывешивания ВС. Для вывешивания Ту-154 используют 3 гидроподъемника: два подкрыльевых гидроподъемника А 1006-0000-0-3 грузоподъемностью по 45 тонн каждый и один подфюзеляжный гидроподъемник А 1006-0000-0-7 грузоподъемностью 15 тонн (имеет удлиненный установочный винт с «плавающей» головкой), гидроподъемники (таблица 1).
Основные элементы конструкции гидроподъемника: силовой цилиндр с наружным и внутренним штоками, двумя предохранительными гайками, установочным винтом и опорной головкой; ферма, состоящая из подкосов с аутригерами и раскосов; гидросистема, состоящая из гидробака, двух ручных насосов; эл. приводного насоса; запорного крана, двух 3-позиционных кранов управления; цилиндра принудительного опускания; цилиндра опускания, цилиндра подъема и опускания колес, манометра; аварийного выключателя эл. приводного насоса; транспортировочные колеса (3 шт) с системой их поднятия и опускания, состоящей из оси задних колес, тяги, качалки и водила.
Таблица 1. Основные технические данные гидроподъемников:
Обозначение гидроподъемников |
А 1006-0000-0-3 |
А 1006-0000-0-7 |
|
грузоподъемность, кг |
45000 |
15000 |
|
высота, мм мин |
1300 |
1 750 |
|
Мах |
3100 |
3550 |
|
ход установочного винта, мм |
300 |
300 |
|
силовой ход, мм |
1500 |
1500 |
|
раб. давление гидросистемы, кгс/см2 |
170 |
57 |
|
номинальное напряжение в сети. В |
27+-10 |
||
ток потребляемый, А |
не более 90 |
||
вес, кг |
не более 810 |
Порядок использования гидроподъемника при вывешивании самолета:
убедиться в исправности гидроподъемника;
перемещая гидроподъемник на колесах, установить его под опорный узел на самолет;
полностью открыть запорный кран; левый кран управления установить в положение «на аутригеры», правый кран в положение «подъем груза», открыть крышку на гидробаке на 1,5-2 оборота; привести в движение ручные насосы.
по окончании установки гидроподъемника на аутригеры, остановить насосы вывернуть установочный винт и добиться совмещения опорной головки с опорным узлом при таком же положении кранов управления, привести в движение ручные насосы (или эл. приводной насос);
по мере выдвижения штоков гидроцилиндра, поддерживать расстояние между предохранительной гайкой и торцом гидроцилиндра (или наружного штока) 10-15 мм; по окончании подъема самолета полностью опустить предохранительные гайки; закрыть запорный кран;
выполнив необходимые работы по обслуживанию шасси, открыть запорный кран, и работая ручными насосами, приподнять штоки до освобождения предохранительных гаек;
закрыть запорный кран; установить правый кран управления в положение «опускание груза», левый кран в положение « на аутригеры», открыть запорный кран (плавно), штоки гидроцилиндра начнут опускаться под весом самолета;
при опускании зазор между предохранительным гайками и гидроцилиндром должен быть 10-15 мм; по окончании опускания штоков под весом самолета левый кран управления установить в положение «выход штока», правый в положение «опускание груза», и работая ручными насосами выдвинуть шток цилиндра принудительного опускания, вывернуть предохранительную гайку внутреннего штока в верхнее положение, ввести в зацепление захват цилиндра принудительного опускания со штурвалом гайки, установить левый кран управления в положение «на аутригеры», правый «принудительное опускание», и работая ручными насосами опустить штоки гидроцилиндра;
ввернуть установочный винт, установить левый кран управления вположение «выход штока», правый - «опускание груза», выдвинуть шток цилиндра принудительного опускания до освобождения зацепа от штурвала предохранительной гайки;
установить левый кран в положение «на аутригеры», правый - принудительное опускание» и полностью убрать, шток цилиндра принудительного опускания;
установить левый кран управления в положение «на колеса», правый - «опускание груза», работая насосами установить гидроподъемник на колеса; закрыть запорный кран и крышку на гидробаке;
поднять аутригеры при помощи винтовых подъемников; убрать гидроподъемники из-под самолета.
Три правила вывешивания ВС на гидроподъемниках:
1) гидроподъемники необходимо устанавливать на твердую, ровную, чистую, сухую поверхность
2) на ВС должны быть прекращены все работы, не связанные с подъемом под вывешиваемым ВС не должно находиться наземное оборудование, инструмент, лица, не связанные с подъемом ВС
3) подъем должен производиться всеми г/подъемниками одновременно, без перекосов.
Запрещается:
производить подъем ВС при скорости ветра больше установленной (для Ту-154 10 м/сек, для Ми-8 - 8 - 7 м/сек)
вывешивать ВС, находящееся под током, с пассажирами, грузом и багажом на борту, при полной заправке топливом.
вывешивать ВС на транспортировочных колесах гидроподъемника.