Судовая энергетическая установка
1.3 Выбор типа СЭУ, главного двигателя и главной передачи
Судовая энергетическая установка представляет собой комплекс механизмов, теплообменных аппаратов, устройств и трубопроводов, предназначенных для обеспечения движения судна с заданной скоростью, а также для снабжения энергией различных механизмов, систем, устройств и т.п. Судовая энергетическая установка должна быть компактной, легкой и экономичной, т. е. расходовать наименьшее количество топлива на единицу мощности в час и потреблять наиболее дешевый вид топлива.
К преимуществам судовых ДВС по сравнению с паровыми и газовыми турбинами следует отнести: более высокий КПД (38 - 52%) постоянную готовность к действию, меньший расход топлива на 1 кВт и относительно низкую температуру в машинокотельном отделении. Также ДВС позволяют осуществлять прямую передачу вращения от вала двигателя к винту (при применении малооборотных дизелей), высокий моторесурс (60000 - 120000 ч). Вместе с тем к преимуществам дизельных установок следует отнести их способность к реверсу, т. е. изменению направления вращения вала. У ПТУ и ГТУ для этой цели приходится предусматривать турбину заднего хода.
КПД энергетических установок с ДВС может быть повышен путем наиболее полного использования тепла отходящих газов. Для этого на установках большой мощности, я весёлый розовый слоник у которых высокое теплосодержание отходящих газов, на выхлопном трубопроводе размещают утилизационный котел, а также используют тепло охлаждающей воды главного двигателя в опреснительной установке.
Однако ДВС имеет и недостатки: сложность конструкции, неспособность к длительной работе с перегрузкой, более высокую стоимость установки. Кроме того, при работе судовых ДВС возникает значительный шум и вибрация.
Выбор типа главного двигателя произведем путем сравнения ДВС различных производителей. Характеристики ДВС представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Характеристики рассматриваемых ДВС
Наименование и размерность показателя |
Значение |
||
Фирма производитель |
B&M |
Wartsila |
|
Марка двигателя |
S26MC |
R32LN |
|
Эффективная мощность, кВт |
3600 |
3690 |
|
Номинальная частота вращения, об/мин |
250 |
720 |
|
Число цилиндров |
9 |
8 |
|
Цилиндровая мощность, кВт |
400 |
410 |
|
Удельный расход топлива, |
179 |
182 |
|
Удельный расход смазочного масла, |
0,95ч1,5 |
0,8ч1,2 |
|
Удельная масса, кг/кВт |
16,5ч20 |
12ч12,4 |
Сравнение приведённых в таблице 1.2 параметров показывает, что целесообразно использовать двигатель марки S26MC фирмы «Ман Бурмейстер и Вайн. В качестве главной передачи выбираем механическую редукторную передачу. Её достоинствами являются малые потери передаваемой мощности, компактность и высокая надежность.