Социально-экономические аспекты организации высокоэффективной системы пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте

курсовая работа

1.2 Основные проблемы внутреннего водного транспорта

В настоящее время проблемы внутреннего водного транспорта определяются комплексом взаимосвязанных факторов, основными из которых являются следующие:

1) низкая по современным меркам скорость (редко более 25 км/ч) не позволяет конкурировать на равных с автомобильным и железнодорожным транспортом;

2) функционально-возрастная структура и техническое состояние флота. В настоящее время существующий парк водного транспорта физически и морально устарел. Новые суда не строятся;

3) состояние важнейших компонентов транспортной инфраструктуры отрасли - водных путей и гидротехнических сооружений на них создает реальную угрозу потери Россией единой глубоководной системы как транспортной артерии. Параметры внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, особенно межбассейновых каналов, находятся на критически допустимом для безопасного судоходства уровне. Ныне только 31% гидросооружений соответствует нормам безопасности. Темпы ремонтно-восстановительных работ отстают от прогрессирующих процессов разрушения, что повышает вероятность техногенных катастроф. Даже на канале имени Москвы отдельные гидротехнические сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии.

По прогнозам ученых, если сегодня существенно не улучшить внутренние водные пути, то лет через десять Россия может лишиться внутреннего водного транспорта. От разделения Волги в районе Нижнего Новгорода на северный и южный бассейны, по оценке специалистов, нас отделяют 7-9 лет;

4) финансово-экономическое положение и структура собственности судоходных компаний и портов. В настоящее время у компаний уходит до 17% на содержание внутренних водных путей. Для сведения: в Германии эта доля составляет 11%, в США - 13%. А как известно, речной транспорт этих стран работает круглый год.

Уже много лет на содержание водного транспорта финансируется федеральным бюджетом менее чем на 50% от утвержденных нормативов. В то же время рост цен на дизельное топливо за последние три года на порядок обгонял индексацию этих расходов.

5) степень развития рынка пассажирских перевозок.

Указанные проблемы не позволяют в полной мере реализовать объективные преимущества внутреннего водного транспорта в рамках единой транспортной системы страны. В связи с перспективой открытия внутренних водных путей России и вовлечением экономики страны в процесс международной экономической интеграции эти проблемы резко ослабят позиции российских судоходных компаний в конкурентной борьбе с иностранными судовладельцами за обслуживание экспортно-импортных грузопотоков и пассажирских перевозок, проходящих по водным путям России.

Таким образом, анализ проблем внутреннего водного транспорта свидетельствует о том, что они имеют системный характер и требуют решения на качественно новом уровне с применением передовых технологий. Необходимо создать новый вид транспорта, позволяющий с использованием уже имеющихся транспортных инфраструктур решать задачи способные конкурировать на рынке транспортных перевозок.

Основополагающим параметром в выборе нового транспортного средства должна стать скорость движения и безопасность выполнения перевозок. Возникла необходимость в создании высокоэффективного скоростного флота.

Делись добром ;)