Совершенствование организации дорожного движения
1.1 Общие понятия об организации и безопасности дорожного движения
Как известно, безопасность дорожного движения - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения. По российскому законодательству безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий/1/.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб (говорят также о безрельсовом транспорте). То есть исключаются например, дорожные происшествия с участием только пешеходов (упал на дороге, сбит толпой и т. п.)/2/. Организация Дорожного Движения (ОДД) - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, направленный на обеспечение безопасности дорожного движения.
Дорожные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью людей во всём мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолетов, кораблей, поездов, и т. п.) вместе взятых. Дорожно-транспортные происшествия являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей. Проблема усугубляется и тем, что пострадавшие в авариях - как правило, молодые и здоровые (до аварии) люди. По данным ВОЗ, в мире ежегодно в дорожных авариях погибают 1,2 млн человек и около 50 млн получают травмы/3/. Более 27000 погибает на российских дорогах/4/.
При изучении дорожной безопасности, выявляют факторы, влияющие на частоту и тяжесть ДТП. Не каждое ДТП является "неизбежной случайностью" - так, например, по статистике, около 5 % летальных ДТП являются выявленными самоубийствами, а некоторое (меньшее) количество ДТП являются убийствами. Также, выявлено множество других факторов, влияющих на вероятность ДТП, ответственность за которые несут участники дорожного движения, поэтому в настоящее время практически не используется распространенная ранее формулировка "несчастный случай на дороге", "снимающая" ответственность с участников ДТП/5/.
По данным официальной статистики Госавтоинспекции, около трети дорожно-транспортных происшествий в нашей стране происходят в плохую погоду. Но, вопреки расхожему мнению, главной причиной таких аварий является не внезапно выпавший снег или заставший врасплох дождь, а неосведомленность водителей и пешеходов о влиянии ненастной погоды на безопасность дорожного движения. Как следствие, значительное число водителей выбирают несоответствующую погоде манеру вождения, а пешеходы не принимают дополнительных мер по собственной безопасности.
Согласно совместному исследованию Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) и экспертного центра "Движения без опасности", до 70% водителей знают о том, что погодные условия, согласно ПДД, накладывают ограничения на скорость движения автомобилей. Однако соблюдать скоростной режим большинство водителей будет только при очень плохой погоде, а такие меры как использование противотуманных фар или сокращение количества перестроений водители используют крайне редко.
В таблице 1.1 рассмотрено количество ДТП в РФ за январь-ноябрь 2014 г. В таблице 2.2 рассмотрен Сибирский и ДВ округ.
Таблица 1.1 - Общее количество ДТП, число погибших и раненых (январь-ноябрь 2014 г.)
Общее количество ДТП, число погибших и раненых за январь - ноябрь 2014 года |
||||||||
ДТП |
Погибло |
Ранено |
||||||
абс. |
± % к АППГ |
уд. вес |
абс. |
± % к АППГ |
абс. |
± % к АППГ |
||
Российская Федерация |
181 540 |
-2,7 |
100,0 |
24 423 |
-0,5 |
228 855 |
-3,2 |
Таблица 1.2 - Общее количество ДТП, число погибших и раненых (январь-ноябрь 2014 г.). Сибирский и ДВ округ.
Общее количество ДТП, число погибших и раненых за январь - ноябрь 2014 года |
||||||||
ДТП |
Погибло |
Ранено |
||||||
абс. |
± % к АППГ |
уд. вес |
абс. |
± % к АППГ |
абс. |
± % к АППГ |
||
Сибирский округ |
24 764 |
-4,9 |
13,6 |
3 278 |
-7,0 |
31 073 |
-6,1 |
|
Республика Саха (Якутия) |
981 |
2,5 |
0,5 |
133 |
-9,5 |
1 208 |
-1,1 |
|
Приморский край |
4 101 |
7,4 |
2,3 |
380 |
-4,5 |
5 124 |
7 |
|
Камчатский край |
496 |
-10,8 |
0,3 |
56 |
-9,7 |
634 |
-3,8 |
|
Хабаровский край |
1 930 |
-7,2 |
1,1 |
170 |
-12,4 |
2 382 |
-7,9 |
|
Амурская область |
1 393 |
0,7 |
0,8 |
156 |
-14,3 |
1 764 |
0,6 |
|
Магаданская область |
277 |
14,5 |
0,2 |
27 |
-12,9 |
364 |
-0,3 |
|
Сахалинская область |
741 |
-9,1 |
0,4 |
117 |
13,6 |
1 027 |
-3,7 |
|
Еврейская автономная область |
277 |
-23,5 |
0,2 |
37 |
48 |
358 |
-23,2 |
|
Чукотский авт. Округ |
23 |
-25,8 |
0 |
4 |
300 |
23 |
-25,8 |
|
Дальневосточный округ |
10 219 |
-0,3 |
5,6 |
1080 |
-5,5 |
12 884 |
-0,4 |
Кроме того, изношенная и разрушенная дорожная одежда-всегда являлась предметом многочисленных споров и полемики, как в профессиональных кругах, так и среди простых обывателей. В ходе проверки регионов в 2013 г. генпрокуратурой, было выявлено более 62 000 нарушений в строительстве и обслуживании дорог России. В результате было подано 20 900 исков в суд. Так же прокуратура привлекла более 5 000 должностных лиц к ответственности.
Все рассмотренные данные свидетельствуют о том, что общество действительно нуждается в инновации в сфере организации безопасности дорожного движения.