logo
Рынок автомобильных заправочных станций

Введение

Впервые бензин и другие виды топлива, такие как бытовой газ, начали продавать в аптеках, для хозяина аптеки это был дополнительный источник заработка и считался побочным бизнесом. Первой газобензиновой станцией была аптека в городе Вислох (Германия), где Берта Бенц жена Карла Бенца наполнила бак первого автомобиля, на котором она совершила первое путешествие из Мангейма в Пфорцгейм и обратно в 1888 году. В 2008 году Берте Бенц установили мемориальную табличку в память об этом событии.

Отдельно стоящие «станции для автомобилистов» появились в США в начале ХХ века. Первые заправки представляли собой одну-две цистерны, стоящие на подпорках, от каждой шли шланги, по которым бензин самотеком поступал в баки автомобилей. Реальный рост и развитие бензо- заправок начался в 1920-е гг. Число автозаправок, на которые мог въехать автомобиль, выросло приблизительно с 12 000 в 1921 году до 143 000 в 1929. В это же время заправки стали оснащаться крупными вывесками, комнатами отдыха, навесами и мощеными подъездными путями. К концу 1920-х гг. деньги делались не только на бензине, но и на продаже покрышек, аккумуляторов и запчастей. Вошел в употребление и получил широкое распространение новый тип насоса: бензин поступал наверх, в стеклянный резервуар, так что покупатель мог убедиться в его чистоте, а затем по шлангу в бензобак автомобиля.

На сегодняшний день перспективы бизнеса на Автомобильных Заправочных Станций (АЗС) очень велики не только в России, но и по всему миру в целом.

Сеть заправочных станций в основном сформировалась в Москве, сегодня это число превышает цифру 1600 и можно ожидать их технического совершенствования и расширения функциональности, то в других регионах России, в том числе и Татарстан, процесс формирования разветвленной сети станций еще в процессе становления. Конкуренция в бензиновом бизнесе весьма острая, но строительство АЗС с каждым годом продолжает расти. Огромная территория Российской Федерации, требует развития и укрепления транспортной сети дорог для наращивания транспортных потоков. По методике Мирового банка России при росте ВВП на 7% потребуется возводить до 17 тысяч километров новых дорог, что в 10 раз больше, чем строится сейчас. Это потребует, в том числе и развитие сети АЗС с сопутствующими услугами.

Кроме того большинство АЗС основано на автобензине и дизельном топливе, но в последнее время в России увеличивается потребность автомобилей работающих на газе. Применение сжиженного углеводородного газа (пропан-бутан) в качестве моторного топлива позволяет улучшить экологические характеристики автомобильного транспорта, что особенно важно для крупных городов. Стоимость СУГ ниже стоимости бензина АИ-98, что обуславливает рост популярности автомобилей потребляющий данный вид топлива.

Наши АЗС в сегменте дополнительных товаров в числе лидеров. Продажа топлива формирует 60% прибыли, 40% приходится на сопутствующие товары. Если говорить об объеме продаж, на топливо приходится 70% поступлений денег. Но Европе, наоборот, основную прибыль приносят сопутствующие товары. Клиент приезжает на заправку за топливом, а все остальные его покупки продиктованы импульсом. Жарко -- купил бутылку минеральной водички, надо взбодриться -- заказал кофе. Каждая наша АЗС в день продает около 110 чашек кофе. Задача автозаправочных комплексов -- создать такой перечень услуг, чтобы потребительские импульсы возникали.