logo
Выполнение работ по профессии "Слесарь по ремонту подвижного состава"

2. Выбор и применение смазывающих, и промывающих жидкостей

Смазочными материалами, или смазками, называют вещества, применяемые главным образом для уменьшения сил трения и защиты металлических изделий от коррозии. Масло - также может служить в качестве диэлектрика (тяговый трансформатор). Эти материалы снижают нагрев и износ трущихся деталей, так как вместо трения одной металлической поверхности о другую происходит трение между слоями смазки, разделяющими поверхности скольжения.

В зависимости от агрегатного состояния смазочные материалы делятся на три группы: жидкие (масла), пластичные (консистентные) и твердые. Все смазки должны быть липкими, т.е. хорошо удерживаться на поверхности трения. Это свойство оценивают коэффициентом трения и размером износа поверхности трущейся пары.

Очень важной характеристикой смазки, как и любых масел, является вязкость, под которой понимают величину внутреннего трения при перемещении частиц смазки. Если вязкость велика, то смазка густая, при малой вязкости смазки ее частицы подвижны, т.е. смазка обладает хорошей текучестью. К другим важным свойствам смазочных материалов относятся температура вспышки паров масел; температура застывания, когда масло теряет подвижность; стабильность, т.е. устойчивость против окисления; антикоррозионные свойства.

При обслуживании электровозов следует иметь в виду, что недостаток смазки вреден, как и ее избыток. Недостаток смазки приводит к повышенному износу трущихся деталей, а ее избыток - к возрастанию сопротивления и возможности выброса смазки через уплотнения наружу. Смазочные материалы должны применяться в соответствии с Инструкцией по применению смазочных материалов 01ДК421 и 457.001Иот 23.12.2005 г. Сезонная смена смазочных материалов должна производиться одновременно на всем участке обращения локомотива. Смешение смазочных материалов разных марок не допускается. Для каждой серии локомотива заводом-изготовителем разработана карта смазки, которая приведена в руководстве по эксплуатации данной серии электровоза. В карте смазки указаны наименование механизмов электровоза с числом точек смазки, названием применяемой смазки (допускаемой замены) и ее количества, периодичность смазки и способ ее нанесения. Смазочные материалы, применяемые на электровозах, приведены в табл. 1.

Таблица 1 - Перечень смазочных материалов, применяемых на электровозах.

Марка

смазочного

материала

Нормативный

документ

Смазываемые оборудование, узлы, поверхности трения

Масла осевые

летнее JI, зимнее 3, северное С всесезонное В

ГОСТ 610-72 ТУ 38.301-04-21-96

моторно-осевые подшипники тяговых двигателей, буксовых направляющих (шпинтонов) ЧС8, шаровой связи шкворневого узла, боковые опоры BJ180K, ЧС4 и ЧС4Т, редуктор ЭКГ

Масла трансмиссионные

Тап-15В

ГОСТ 23652-79

Зубчатые передачи тяговых редукторов электровозов ЧС, зубчатые передачи переключателя ступеней электровозов ЧС

ТСп-10

ТУ 38.401 809-90

ТМ-9п

ТУ 0253-034 - 00148843-2002

Марка

смазочного

материала

Нормативный

документ

Смазываемые оборудование, узлы, поверхности трения

Масла гидравлические

вмгз

ТУ 38.101479-00

Гидравлические гасители колебаний, редуктор пневмодвигателя электровозов ЧС

АМГ-10

ГОСТ 6794-75

Масла трансформаторные

ТКп

ТУ 38.401-58-49-92

Баки тяговых трансформаторов электровозов, бак переключателя ступеней электровозов ЧС

Т1500У

ТУ 38.401-58-107-94

Селективной

очистки

ГОСТ 10121-76

Масла компрессорные

КС-19

ГОСТ 9243-75

Трущиеся детали основных и вспомогательных компрессоров

РОВЕЛ КЗ-ЮС

ТУ 0253-093 - 00148843-2004

Масло индустриальное

И-40А

ГОСТ 20799-88

Подшипники (шарниры) внутренней муфты карданной передачи ЧС

Масло приборное

МВП

ГОСТ 1805-76

Войлочные кольца пневмоприводов

Смазки универсальные

Солидол синтетический С

ГОСТ 4366-76

Солидол жировой Ж

ГОСТ 1033-79

Шарниры подвески тяговых редукторов электровозов ЧС и ЭП1, сферические шарниры и резьба опор кузова на средних тележках ВЛ85, ВЛ65, ЭП1, шарниры тягового устройства и наклонной тяги электровозов ВЛ85, ВЛ65 и ЭГ11, шарниры тормозной рычажной передачи, цепь и винт ручного тормоза, шарниры и трущиеся поверхности рессорногоподвешивания, шарнирные соединения и поверхность накладки ПРУ, медные контактные поверхности пневматических переключателей и контакторов, выводные шпильки и перемычки АБ

Смазка пластичная для подшипников качения

Буксол

ТУ 0254-117 - 01124328-01

Буксовые узлы электровозов, подшипники (шарниры) наружной муфты карданной передачи ЧС и редуктора мотор-компрессора электровозов BJI, якорные подшипники тяговых двигателей и подшипники вспомогательных машин, зубчатые передачи пневматических приводов, промежуточный редуктор ЭКГ

Смазки редукторные

ОСп

ТУ 38.401-58-81-94

Зубчатые передачи тяговых редукторов электровозов (кроме ЧС), зубчатой муфты передаточного механизма ЭП1

ОС:

летняя Лзимняя 3

ТУ 32 ЦТ 551-84

Паста

ВНИИ НП-232

ГОСТ 14068-79

Трущиеся поверхности лишенного подвешивания, посадочные поверхности траверсы ТД и нажимных пальцев щеткодержателей, резьбовые поверхности тормозной рычажной передачи, опор средней тележки

ВЛ 85 (65) и ЭП1

Смазка приборная

ЦИАТИМ-201

ГОСТ 6267-74

Подшипники, шарниры, рабочие поверхности магнитопрово-дов реле и БРД, шарниры подвижных рам токоприемников

Смазки для тормозных приборов

ЖТ-79Л

ТУ 0254-002 - 01055954-01

Внутренние поверхности цилиндров, поршни, уплотнительные резиновые манжеты токоприемников, ГВ и всех пневмоприводов, золотники воздухораспределителей пневмодвигателей ЧС, тормозные цилиндры

ЖТКЗ-65

ТУ 0254-004 - 01055954-02

Смазка антиобледенительная

ЦНИИ-КЗ

ТУ 0254-005 - 01055954-02

Нижние и верхние рамы токоприемников, боковые поверхности полозов, а также подъемных пружин, не закрытых кожухами для защиты токоприемника от обледенения

Смазка графитная

УСсА

ГОСТ 3333-80

Шарниры подвески и опорная поверхность центрирующей балочки автосцепки, контактные поверхности ножей ГВ, разъединителей