logo
Реконструкции участка железной дороги

6.1 Охрана труда во время составления пути кранами типа УК и транспортировка звеньев пути

На данный момент укладка путевой решетки путеукладочными кранами, а именно кранами типа УК, есть наиболее распространенным. Этот способ использую при строительстве новых железных дорог (за исключением случаев, когда нужен темп укладки меньше чем 0,5-1,0 км за смену) и при реконструкции уже действующих.

Работа путеукладочных кранов неразрывно связана с работой специального состава для перевозки звеньев пути. Работа данного комплекса должна быть слаженной и не скрывать в себе риска для жизни машинистов и монтеров пути. Поэтому к эксплуатации данного типа путеукладочных кранов и составов для транспортировки звеньев пути выносится ряд требований, выполнение которых гарантирует отсутствие сбоев в работе и безопасность для жизни рабочих.

6.2 Общие требования безопасности во время выполнения работ с применением путеукладочных кранов и других путевых машин

К эксплуатации допускаются краны и платформы, которые прошли осмотр и испытания в установленном порядке, а также укомплектованные согласно инструкциям завода-производителя с них эксплуатации.

Путевая машина ( в данном случае путеукладочный кран) должна быть обеспеченна огнетушителями, расположенными в легкодоступном месте, в полной готовности к применению.

Обслуживаемый персонал должен владеть и соблюдать правила пожарной безопасности и методов использования первичных средств пожаротушения.

К управлению путевой машины допускаются лица, которые имеют право на управление машиной и прошли обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в установленном на предприятии порядка.

Количество работников, которые находятся на путевых машинах, не должна превышать нормы, установленные инструкциями по их эксплуатации.

Согласно требованиям «Правил безопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях» НПАОП 60.1-1.48-00 во время выполнения работ на пути с применением путеукладочных кранов и других путевых машин, которые часто работают в одном комплексе с краном (выправочьно-подбивачьно-отделочные машины, щебнеочистительная машины, электробалластеры), на электрифицированных участках постоянного и переменного тока напряжение из контактной сети должно быть снято на весь период работы, а контактная сеть должна быть заземлена.

Обслуживание машин с электрооборудованием необходимо осуществлять согласно требованиям «Правила безопасной эксплуатации электроустановок» НПАОП 40.1-1.01-97 и «Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей» НПАОП 40.1-1.21-98.

Заземление и зануление электрооборудования, установленного на путевых машинах, должны отвечать требованиям НПАОП 40.1-1.21-98.

На путевых машинах с электрооборудованием должны быть специальные защитные средства: резиновые диэлектрические коврики согласно требованиям „Ковры диэлектрические резиновые. Технические условия” (ГОСТ 4997-75), резиновые диэлектрические перчатки, инструмент с диэлектрическими рукоятками.

Работы по устранению неисправностей на путевых машинах должны выполняться согласно инструкции по эксплуатации соответствующей машины.

Перед запуском двигателя и испытанием тормозов необходимо убедиться в отсутствии людей под машиной и на пути.

Перед пуском рабочих органов и сдвигом машины из места машинист (помощник машиниста) должен подать звуковой сигнал.

Не разрешается после подачи сигнала на начало работы находиться в зоне рабочих органов машины, подлезать под машину, садиться или становиться на рабочие органы машины.

Не разрешается находиться непосредственно в зоне выпуска и распространение выхлопных газов.

Во время перерывов в работе машин необходимо принимать меры против них самовольного движения, а также доступа к ним посторонних лиц.

Управлять машинами, которые имеют выносной пульт, нужно, находясь на обочине земляного полотна.

Подниматься на машину и сходить с нее нужно, повернувшись к ней лицом и держась обеими руками за поручни.

Необходимо следить, чтобы в кабинах, на ступеньках и поручнях не было смазочного масла и грязи.

Во время движения путевых машин своим ходом или в составе поезда их рабочие органы должны быть приведены в транспортное положение и зафиксированные страховочными приспособлениями, которые есть в комплекте машины (цепи, тросы и др.)

Работникам, которые вынуждены находиться близко возле машины, например, сигналисты, руководитель работ должна быть предоставлена информация о функциях и порядке пользования устройствами защиты, которые находятся на внешних стенах машины (звуковой сигнал, выключатель аварийной остановки, верёвочные выключатели и др.).

Не разрешается перевозить лиц, которые не имеют отношения к работе на путевых кранах.

Во время работы на двух- и многопутных участках руководитель работ обязан обеспечить своевременное оповещение монтеров пути и бригаду машины о приближении поезда по соседнему пути. Для этого на поезда, которые двигаются по соседнему пути, выдаются предупреждения, дополнительно руководитель работ должен назначить сигналиста, который находится вблизи машины и предупреждает работников о приближении поездов.

Не разрешается машинистам кранов и монтерам, которые входят в состав бригады, находиться на междупутье во время пропуска поездов по соседнему пути.

Во время выполнения работ по укладке путевой решетки кранами типа УК ответственным лицом за обеспечения безопасности работников должен быть назначенный работник по должности не ниже мастера дорожного - на одну машину, старшего мастера дорожного - на две машины, начальника, заместителя начальника дистанции пути (далее - ПЧ), ПМС - на 3 и больше машин (если кран работает в комплексе с другими путевыми машинами).

Не разрешается работа путевых кранов в темное время суток в случае недостаточного освещения, а также во время тумана или грозы.

Ответственным за выполнения мер безопасности работников во время выполнения работ с применением путевых машин является руководитель работ, который назначается начальником структурного подраздела: в случае выполнения работ ПМС - на начальника ПМС; в случае выполнения работ дистанцией пути - на начальника ПЧ.