logo
Расчет тягово-энергетических характеристик тепловоза 2ТЭ121

4.2 Расчёт тяговой характеристики тепловоза и его КПД

Расчёт тяговой характеристики тепловоза Fk = f(Vk) производится по упрощенным формулам[1,2,3,], используемых в заводских расчётах.

Используемые электромеханические характеристики ТЭД снимаются при определенных значениях токов I и напряжений на ТЭД UТЭД. В проектных тепловозах мощность локомотива, а, следовательно, и мощность и напряжение ТЭД обычно отличаются от тех, при которых сняты электромеханические характеристики.

Поэтому, при расчёте скорости движения тепловоза Vk учитывается её изменение от изменения напряжения на ТЭД пропорционально изменению противо-ЭДС, т.е.

, (4.10)

где V - скорость движения тепловоза при напряжении на ТЭД U= UТЭД;

V - то же при напряжении U= UТЭД, взятом из известных электромеханических характеристик ТЭД.

При расчёте момента ТЭД МТЭД (а, следовательно, и силы тяги FК.ТЭД) его изменение от подводимого напряжения не учитывается, т.к. расчёт МТЭД производится при одних и тех же токах, а

МЭМ.ТЭД= CМ*Ф*I, (4.11)

т.е. при одних и тех же токах электромагнитный момент МЭМ двигателя не меняется. А изменение момента на валу ТЭД от изменения магнитных и механических потерь в нем, не учитываем ввиду их малости.

Остальные расчетные параметры приведены ниже и сведены в табл. 3.

Расчет проводится по электромеханическим характеристикам ТЭД при полном поле = 1,0 и двух ослабленных магнитных полях 1=0,66 и 2= 0,44.

Суммарное сопротивление якорной цепи равно [1]:

Rc= Rя + *RГ.П. + RД, Ом (4.12)

где Rя, RГ.П., RД - активные сопротивления якорной цепи ТЭД, их величины взяты из [1.3] и приведены в исходных данных.

Rc= 0,012 + *0,0092 + 0,0078

При = 1,0; Rc= 0,029 Ом;

1= 0,66; Rc= 0,026 Ом;

2= 0,44; Rc= 0,024 Ом.

4.2.2 Суммарное сопротивление якорной цепи при прогретом до tГ =115 С ТЭД равно:

RСГ = Rс[1+ KГ*(tГ - tН)], (4.13)

где KГ = 0,004 Ом / С - температурный коэффициент сопротивления меди;

tН = 20 С - температура, при которой определялись сопротивления обмоток.

При = 1,0; Rc.г = 0,040 Ом;

1= 0,66; Rc.г. = 0,036 Ом;

2= 0,44; Rc.г. = 0,033 Ом.

Противо-ЭДС проектного тепловоза:

EТЭД = UТЭД - (IТЭД* RС.Г + Uщ), (4.14)

где Uщ = 2 В - падение напряжения на коллекторно-щеточном переходе ТЭД;

UТЭД - шесть значений напряжений ТЭД, определяемых формулой (4.4).

Заносим в расчётную табл.3 шесть значений напряжений

Uтэд - из имеющихся электромеханических характеристик ТЭД (табл. 2) при принятых токах ТЭД IТЭД (6 значений).

Противо-ЭДС ТЭД EТЭД, при которой сняты электромханические характеристики, вычисляется по формуле, аналогичной (4.14):

EТЭД = UТЭД - (IТЭД* RС.Г + Uщ), (4.15)

Из имеющихся электромеханических характеристик,заносим в сводную таблицу значения чисел оборотов ТЭД nТЭД и момента МТЭД при принятых значениях токов ТЭД IТЭД.

Частота вращения якоря ТЭД проектного (заданного) локомотива определяется:

nТЭД = nТЭД* ( EТЭД / EТЭД), (4.16)

Скорость движения локомотива равна [1]:

Vk = 0.1885*nТЭД*Dk / µз, км/ч (4.17)

где Dk = 1.25 м - диаметр колеса по кругу катания;

Сила тяги проектного локомотива определяется выражением:

Fk = 2*МТЭД*m*µз*з / Dk, Н (4.18)

Все параметры данной формулы приведены в исходных данных (табл. 1).

Касательная мощность Pk проектного локомотива:

Pk = Fk*Vk / 3.6, кВт. (4.19)

КПД тепловоза определяется формулой, аналогичной (3.13):

Т = , о.е. (4.20)

В табл. 4 приведены основные параметры тепловоза в длительном режиме.

Таблица 4

Параметры

Fk, кН

Vk, км/ч

Pk, кВт

P1ТЭД, кВт

PТЭД,кВт

Pk,кВт

nдл, об/мин

Величины

299,9

26,4

2200

410,3

375,4

2462

484

Параметры

nмакс,об/мин

п,о.е.

fp, о.е.

,о.е.

р,о.е.

т,о.е.

Pн,кВт

Величины

1833

0,849

0,748

0,88

0,208

0,307

14,97