Вопросы безопасности на автомобильном транспорте (на примере деятельности туристической фирмы "Риц-Н")

курсовая работа

1.3 Деятельность международного союза автомобильного транспорта (МСАТ)

Ниже я охарактеризую МСАТ и его деятельность, направленную на повышение безопасности на автомобильном транспорте и безопасности дорожного движения.

Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) является неправительственной и некоммерческой организацией, созданной в Женеве в 1948 г.

МСАТ представляет всемирную автотранспортную индустрию (автомобильные перевозки товаров и пассажиров) и обладает консультативным статусом в Организации объединенных наций. МСАТ выступает в качестве основного партнера по вопросам автомобильного транспорта по отношению ко многим важнейшим международным организациям, таким, например, как Европейский союз (ЕС), Содружество Независимых Государств (СНГ), целый ряд правительственных и неправительственных организаций, связанных с вопросами транспорта, а также - через посредство своих организаций-членов, как, например, АСМАП в Российской Федерации, - в отношениях с национальными правительствами. У МСАТ есть свои постоянные представительства в ЕС в Брюсселе и в СНГ в Москве.

На протяжении многих лет своей деятельности МСАТ неизменно выступает надежным партнером в вопросах транспортной политики и является источником информации, здравых решений и практического опыта как для деловых кругов, так и для общественности в целом.

Автомобильный транспорт играет роль связующего звена между всеми видами транспорта. Он является наиболее быстрым, наиболее гибким видом транспорта и обеспечивает наилучшие пределы досягаемости. В странах с развитой экономикой автомобильный транспорт является основным видом транспорта, выполняющим наибольшую часть грузовых и пассажирских перевозок.

На протяжении более 55 лет своей активной деятельности в области международного транспорта МСАТ всегда находился на передовых позициях как партнер в деловом диалоге и представитель автотранспортного сектора, выражающий интересы и взгляды отрасли и участвующий в разработке "правил игры", как, например, важнейших элементов международного законодательства в области автомобильного транспорта.

После событий 11 сентября 2001 г. в мире стали уделять большое внимание вопросам повышения безопасности на транспорте и в системах обеспечения (логистике). Первоначально основные мероприятия концентрировались на воздушном и морском транспорте, теперь же все большее внимание сосредоточено на всей цепочке логистики и снабжения, а это охватывает все виды транспорта, включая и автотранспорт.

Позиция МСАТ полностью соответствует политике, сформулированной Комитетом по экономическим и социальным вопросам Европейского союза:

"Если меры по обеспечению безопасности будут чрезмерно ужесточены, весь бизнес по перевозке товаров может оказаться на грани остановки, что и обеспечит террористам тот успех, к которому они стремятся.

Новые меры по безопасности должны быть сбалансированы в отношении целей, которые они преследуют, их стоимости и их воздействия на перевозки.

Односторонне принимаемые меры неприемлемы, особенно, если они применяются асимметрично и в ущерб интересам третьих стран.

Учитывая международный характер … транспортной отрасли, требования по безопасности должны быть основаны на взаимных договоренностях, должны применяться единообразно и без какой-либо дискриминации и не должны препятствовать самому эффективному товарообмену."

Следует также иметь в виду, что нулевого риска не существует и полную безопасность гарантировать невозможно. Однако автотранспортная отрасль заинтересована в повышении уровня безопасности. За государствами и их органами сохраняется ведущая роль в ее обеспечении. Это их основополагающая обязанность. Инициатива и активное участие со стороны автотранспортного сектора являются важнейшим элементом в обеспечении успеха любых мероприятий, направленных на повышение безопасности.

Таким образом, сотрудничество между государственным и частным секторами в обеспечении безопасности может быть в высшей степени эффективным, а поэтому его следует укреплять. Автотранспортная индустрия не может принимать на себя функции государства. Но она совершенно определенно может выполнять свои собственные обязанности, такие, например, как обеспечение безопасности при перевозках опасных грузов.

Следует установить соответствующий баланс между соображениями безопасности на автомобильном транспорте и необходимостью способствовать эффективной работе автотранспортной индустрии.

Существующие сегодня средства обеспечения безопасности и эффективности, предоставляющие одновременно преимущества и того, и другого, следует использовать в максимальной степени. В эти средства входят система МДП Организации Объединенных Наций, системы Общего транзита ЕС и другие международные правовые инструменты.

Власти должны бороться с мошенничеством при таможенном транзите и с контрабандным ввозом людей (нелегальной иммиграцией), решительно выявляя лиц, непосредственно ответственных за эти преступления. Далее, необходимо шире осуществлять законодательство и меры внутреннего регулирования в системах таможенного управления транзитом, защищающие права добросовестных коммерсантов, сопровождающиеся внедрением компьютеризированных систем в целях обеспечения быстрого обмена данными и ужесточающие критерии доступа в системы таможенного транзита.

Очевидно, что политика обеспечения безопасности должна базироваться на соответствующей информации. Рациональные и эффективные меры по повышению уровня безопасности должны иметь в своей основе надежную информацию, а также понимание ситуации в области международной преступности и терроризма, учет рисков, связанных с безопасностью, и использование агентурных данных.

Безопасность стоит денег. Очевидно, что финансовое бремя, связанное с обеспечением безопасности, падает на конечных потребителей товаров и услуг либо в качестве прямых покупателей, либо в качестве налогоплательщиков.

Во многих странах в целях повышения безопасности власти рассматривают возможность установить новую категорию трейдеров и логистических компаний, определяемую как "уполномоченные/известные трейдеры". Автотранспортный сектор поддерживает введение понятия "регулируемых закупщиков (агентов)" и "известных отправителей", или "уполномоченных транспортных операторов" с предоставлением практических льгот игрокам на рынке, внесенным в эту категорию. Условия для внесения в эту категорию должны устанавливаться очень тщательно и применяться по справедливости во избежание какой-либо дискриминации между транспортными компаниями.

В современном компьютеризированном мире большое внимание в трансграничных транспортных операциях (при экспорте и импорте товаров) уделяется повсеместному внедрению предварительных электронных таможенных деклараций в качестве средства повышения безопасности. Предварительные электронные таможенные декларации потребуют внесения существенных изменений в существующую ныне практику товарообмена и логистики, равно как и значительных инвестиций. Время предварительного оповещения таможенных и других властей не должно быть слишком длительным, поскольку оно может вылиться в непомерные затраты времени для автомобильного транспорта. Требования точного расписания просто не предполагают слишком долгих периодов предварительного оповещения.

Кроме того, транспортная отрасль выступает в поддержку использования на таможнях схем контроля по принципу "одно окно" или "одна стоянка" и методов "учета риска", а также применения индивидуального идентификационного номера груза.

Наряду с мерами законодательными, контролирующими и правоприменительными со стороны государства необходимо всемерно поощрять в индустрии перевозок внедрение, применение и распространение мероприятий "собственной безопасности". С этой целью МСАТ разработал комплекс рекомендаций по обеспечению собственной безопасности, именуемый в обиходе "средства безопасности".

Комплекс средств безопасности МСАТ включает рекомендации для:

· менеджеров,

· водителей,

· отправителей,

· операторов на перевозках опасных грузов,

· операторов, чья деятельность связана с таможней.

Хотя основной причиной разработки этих рекомендаций МСАТ стала озабоченность по поводу угрозы террористических актов, они представляют собой своеобразный комплекс, в котором сочетаются рекомендации как на случай террористической угрозы, так и относящиеся к обычным вопросам безопасности (кражи грузов и транспортных средств, нападения на водителей и т.п.).

Будет только логично, что прежде чем эти рекомендации будут предложены и пойдут в применение в каком-либо конкретном случае или на национальном уровне, они будут адаптированы с учетом обстановки, культуры и законодательства данной страны. Национальные автотранспортные ассоциации и даже директора компаний, принимая решение воспользоваться этими рекомендациями, должны осуществить такую адаптацию.

По подсчетам Всемирного банка, аварии на автодорогах во всем мире становятся причиной гибели 700 000 человек и более 10 миллионов случаев травматизма ежегодно.

Только в странах Европейского союза каждый год насчитывается около 40 000 жертв дорожных аварий. Российская Федерация, к сожалению, не намного отстает в этих печальных ежегодных данных.

Улучшение состояния безопасности дорожного движения крайне важно в деле обеспечения устойчивого развития. Стратегия МСАТ "Три i" (innovation, infrastructure, incentives - инновации, инфраструктура, стимулирование) открывает путь к обеспечению устойчивого развития и к повышению уровня безопасности на дорогах. А именно: инновации - путем разработки и применения новых технологий и методов управления; инфраструктура как важнейшее средство обеспечения движения; стимулы для поощрения стремления к устойчивому развитию.

Заявляя, что "управление грузовиком является одной из самых опасных профессий" и что необходимо переломить "тенденцию в уровне аварийности с участием тяжелых грузовиков", власти, к сожалению, зачастую способствуют росту ошибочных представлений среди населения, не подкрепленных надежными статистическими данными. Все серьезные аварии на дорогах регистрируются, в то время как несчастные случаи на рабочем месте в других профессиях не фиксируются столь же систематически. Кроме того, не следует включать в профессиональную аварийность аварии водителей - частников, даже несмотря на то, что значительная доля частных поездок используется в профессиональных целях.

Наконец, вопреки всем заявлениям, сейчас уже наметилась тенденция к снижению количества тяжелых транспортных средств, попадающих в дорожные аварии. И все же, несмотря на это, МСАТ занимает позитивную позицию в отношении всех инициатив, имеющих целью и далее улучшать показатели автотранспортной индустрии в области безопасности на дорогах. МСАТ совместно с другими партнерами в 2004-2005 годах осуществляет важный проект, имеющий целью установить основные причины аварий на дорогах.

МСАТ поддерживает комплексный подход, основанный на взаимосвязи между человеческим фактором, транспортным средством и инфраструктурой, при котором в двух последних элементах необходимо учитывать тот факт, что в конечном итоге человеческая ошибка неизбежна в процессе управления автомобилем.

1. Человеческий фактор

Необходимо и далее продолжать и наращивать усилия для того, чтобы распространять в транспортной индустрии и среди всех пользователей автодорог понимание того, как следует повышать безопасность на дорогах, а это включает в себя, в частности, проведение соответствующих кампаний на уровне предприятий для их персонала, а также в различных объединениях гражданского общества.

Поддерживая инициативы по проведению мероприятий с целью обеспечить соблюдение законов всеми водителями, МСАТ, в то же время, озабочен тем, что власти проявляют порочную склонность "выделять водителей грузовиков", которые, если основываться на статистических данных, на самом деле лучше соблюдают правила безопасности на дорогах, чем другие категории водителей.

В мире, который все больше становится интернационально мобильным, все более важно обеспечить гармонизацию правил дорожного движения и практику их применения повсеместно в Европейском союзе. Бесполезно и вредно ожидать, что водители из других стран будут знать все различия в правилах дорожного движения в различных государствах. Неприемлемо также и то, что методы работы полиции на дорогах столь сильно различаются в различных странах.

Следует всемерно способствовать согласованному применению "Венской Конвенции по Дорожному Движению" 1968 г. и связанных с ней соглашений. Необходимо проводить кампании по борьбе с потреблением спиртного за рулем, а также внедрять методы выявления водителей, находящихся под воздействием наркотиков, и применять против них соответствующие санкции.

В отношении первоначального обучения и переподготовки водителей, работающих по найму, как средства повышения безопасности на дорогах Академия МСАТ в ближайшем будущем запустит свою стандартную программу водительских курсов по перевозке опасных грузов, а также общую программу обучения и связанные с ней курсы ускоренной подготовки. Эти программы будут предоставлены в распоряжение официально утвержденных школ водителей, размещенных по всему миру.

Что касается периодов работы за рулем и отдыха, учитывая, что несоблюдение социального законодательства является основной причиной утомляемости и связанного с ней риска на дорогах, транспортная индустрия выступает за внедрение цифрового тахографа, который может стать средством решения этой проблемы, обеспечивая более частое и быстрое проведение тестов в рамках гармонизированной правоприменительной системы.

Автомобильная отрасль поддерживает предложения по созданию системы просвещения и обучения детей и молодежи в отношении поведения на дорогах, включая использование защитных шлемов мотоциклистами. Национальные ассоциации МСАТ и другие национальные и международные объединения пользователей дорог выпускают и распространяют листовки, содержащие советы по надлежащему поведению по соседству с крупнотоннажными транспортными средствами: одна из листовок адресована молодым автоводителям, а другая - молодым водителям двухколесных транспортных средств.

Кроме того, МСАТ в качестве дополнительной меры недавно опубликовал в двух версиях "Памятку по безопасности для водителя" (Driver Safety Cards), представляющую собой памятку - соответственно для водителей автобусов и грузовиков - с перечнем важнейших правил, которые необходимо соблюдать для обеспечения максимальной безопасности на дорогах. Версии этих памяток в применении к национальным особенностям распространяются национальными ассоциациями МСАТ среди профессиональных водителей по всему миру.

Во всех материалах МСАТ по безопасности дорожного движения звучит призыв ко всем, сидящим как за рулем коммерческих автотранспортных средств, так и частных автомашин: воздерживайтесь от употребления алкоголя!

И последнее, как отражение печальной ситуации в современном мире: водители, являясь символом мобильности, к сожалению, в некоторых частях света являются и частью цепочки по передаче самого опасного заболевания человечества - СПИДа. Повышение уровня информированности и профессиональная подготовка, формирующие правильное поведение, могут предотвратить превращение водителя как в источник, так и в жертву этой смертельной инфекции.

2. Транспортное средство

В отношении улучшения характеристик транспортных средств с точки зрения безопасности на дорогах необходимо усовершенствовать процесс утверждения типов транспортных средств, который должен охватывать как грузовые транспортные средства, так и автобусы обычные и туристические. Нужно провести исследовательские работы с тем, чтобы повысить безопасность пользователя дороги путем совершенствования конструкции транспортного средства. На всех тяжелых грузовиках следует устанавливать защитные устройства сзади, спереди и по бокам.

Периодические испытания на надежность всех коммерческих транспортных средств, с заполнением соответствующей документации, призваны обеспечить постоянный высокий уровень технического состояния автомобильного парка.

Важным элементом в предотвращении ДТП с другими пользователями дороги являются устройства заднего вида. Наилучшим решением здесь станет обязательное оснащение новых транспортных средств унифицированными устройствами заднего вида.

Транспортная индустрия положительно относится к введению устройств ограничения скорости для коммерческих транспортных средств, а также к использованию ремней безопасности водителями и пассажирами во всех транспортных средствах, где сиденья этими ремнями оснащены. Ответственность за использование ремня безопасности должна возлагаться на каждого конкретного пассажира, или, когда дело касается детей, на сопровождающих их взрослых. В то же время, оператору транспортного средства, используемого для пассажирских перевозок, должно быть вменено в обязанность извещать пассажиров о необходимости пользоваться ремнями безопасности, что делается обычно посредством соответствующих объявлений, помещенных на видном месте.

3. Инфраструктура

В целях повышения безопасности на дорогах следует развивать дорожную инфраструктуру в соответствии с текущими и будущими потребностями. Простое расширение инфраструктуры уже само по себе обеспечивает дополнительную безопасность, поскольку оно сокращает скопления транспорта и возникающие из-за них заторы на дорогах.

В этом смысле можно также приветствовать сближение технических характеристик дорожной инфраструктуры и согласование дорожных знаков. МСАТ недавно выступил также в поддержку введения минимальных требований по безопасности тоннелей.

Автотранспортная индустрия с нетерпением ожидает появления улучшений в области безопасности дорожного движения в результате применения спутниковых систем контроля и управления дорожным движением (а также контроля надежности транспортных перевозок!). Ожидаются также определенные улучшения в области безопасности дорожного движения в результате гармонизации систем платы за дороги.

Наконец, МСАТ разработал "Отраслевую хартию безопасности на дорогах" для применения по всему миру, которая возлагает на его ассоциации-члены обязанность распространять практику безопасного поведения на дорогах среди своих членов и требовать от операторов автотранспорта, чтобы они следовали этой практике. Эта "Хартия" согласуется с "Европейской хартией безопасности на дорогах", утвержденной ЕС, и члены МСАТ поставили под ней свои подписи на Всемирном конгрессе МСАТ в Иокогаме в апреле 2004 г.

Делись добром ;)