logo
Разработка технологии капитального ремонта мостового крана

2.1 Состояние грузоподъемных механизмов, повышение надежности и долговечности их металлоконструкций

Металлоконструкции. При повреждении окраски металлоконструкции ржавеют. Места ржавления могут быть местом разрушения конструкции под нагрузкой. Поэтому сразу же после обнаружения мест с поврежденной окраской окраску следует восстановить.

В процессе эксплуатации крана могут разрушаться заклепочные соединения металлоконструкций. Разрушение происходит, прежде всего вследствие некачественной постановки заклепки при изготовлении конструкции крана (непрочная посадка заклепки, некачественное ее изготовление); кроме того, заклепочные соединения могут разрушаться вследствие перегрузки крана. Выявление мест выпавших заклепок производится путем осмотра узловых соединений, а мест с неплотно сидящими заклепками -- отстукиванием молотком узловых соединений. Слабо сидящая в гнезде заклепка при остукивании издает дребезжащий звук.

При обнаружении трещин в сварных соединениях швы, имеющие трещины, следует вырубить зубилом, не повреждая основного металла, а затем произвести сварку вновь.

При ослаблении болтовых соединений следует выявить причину ослабления. Основными причинами могут быть: вытяжка болта, отвинчивание гайки, разрушение или остаточная деформация пружинной шайбы. Вытянутые болты и разрушенные шайбы следует заменить новыми; отвинченные гайки следует затянуть.

Механизмы. При повседневном осмотре крана следует проверять крепления отдельных деталей, узлов и агрегатов; в случае ослабления этих креплений необходимо устранить слабину.

Ослабление болтовых и других креплений вызывается сотрясениями при работе крана. Ослаблению способствует также постепенное удлинение (вытяжка) напряженных болтов, смятие прокладок и опорных поверхностей болтов, гаек, шайб. Вследствие этого с течением времени ослабевают и зашплинтованные соединения. Не подтянутые вовремя болты или винты могут полностью отвернуться и затеряться; ослабший болт легко может быть срезан.

Ослабление взаимного крепления агрегатов может привести к ускоренному износу и даже поломке сопряженных деталей. Крепление редукторов, барабанов, тормозов, кронштейнов и др. производят в определенной последовательности, с многократным постепенным затягиванием крепежных деталей. Такой способ крепления обеспечивает равномерное прилегание деталей друг к другу без перекосов и местных перенапряжений и создает равномерное и надежное уплотнение прокладок.

Затяжку болтовых соединений отдельных узлов лебедки или механизмов следует производить с одновременной регулировкой.

Правильно отрегулированный механизм работает плавно, без биения отдельных деталей; вибрация механизма свидетельствует о наличии дефектов в его сборке (неососность валов, не выдержаны межосевые расстояния) или о деформации и перекосе валов в подшипниках, ослаблении крепления корпусов подшипников. Неправильно отрегулированный механизм при работе издает повышенный шум; шум может быть вызван также задирами и забоинами на открытых цилиндрических передачах. Чрезмерный нагрев корпусов подшипников свидетельствует о неудовлетворительной смазке (отсутствии смазки или ее загрязнении), засорении смазочных каналов, повреждении смазочных устройств.

Уход за краном тесно связан с профилактическим осмотром. При профилактическом осмотре и ремонте крана подшипники скольжения, имеющие износ вкладышей, превышающий допустимый, а также трещины, глубокие задиры и ослабленную посадку в корпусе или ступице, должны быть заменены новыми или реставрированными подшипниками.

Основными дефектами подшипников качения являются: наличие коррозии на кольцах сепаратора, шариках или роликах, износ и расслоение поверхностей катания, износ шариков или роликов, поломка кольца сепаратора, трещины в сепараторе или кольце, плохая посадка в корпусе вследствие износа посадочной поверхности.

Дефектные подшипники качения ремонту не подлежат и должны заменяться новыми.

Безопасность работы на кране в значительной степени зависит от исправности ограничителей.

Исправной работы ограничителей веса и высоты подъема груза можно добиться лишь регулярным уходом за ними. Все шарниры ограничителей следует не реже одного раза в месяц обильно смазывать консистентной смазкой. При всех плановых осмотрах крана желательно проверять работу ограничителей грузоподъемности. При износе осей, пальцев, шарниров ограничителей грузоподъемности они должны быть немедленно заменены на исправные.