logo
Разработка технического процесса ремонта двигателя ВАЗ-2114

2.2 Технологический процесс ремонта двигателя ВАЗ 2114

Технологический процесс ремонта двигателей ВАЗ 2114 состоит из следующих этапов:

1. Диагностика двигателя;

2. Разборка силового агрегата;

2. Разборка двигателя;

3. Дефектация и устранение неисправностей;

4. Сборка двигателя;

5. Сборка силового агрегата;

6. Стендовая обкатка двигателя после ремонта;

7. Проверка двигателя на автомобиле.

Рассмотрим основные этапы технологического процесса ремонта двигателя ВАЗ 2114.

1. Разборка силового агрегата

Разборку следует производить в следующем порядке. Снять приемную трубу глушителей с кронштейном. Отвернуть гайки крепления стартера к картеру сцепления и снять стартер.

Рис. 2.1 Подвеска силового агрегата: 1 - кронштейн задней подвески; 2 - опора задней подвески; 3 - опора левой подвески; 4 - кронштейн левой подвески; 5 - кронштейн с опорой передней подвески

Рис. 2.2 Разборка силового агрегата: 1 - двигатель; 2 - верхняя крышка картера сцепления; 3 - стартер; 4 - коробка передач; 5 - нижняя крышка картера сцепления; 6 - кожух сцепления; 7 - ведомый диск

ремонт двигатель автомобиль лада

Снять кронштейны 1 (рис. 2.1), 4 и 5 с опорами подвески силового агрегата. Снять нижнюю крышку 5 (рис. 2.2) картера сцепления, отвернув болты крепления. Осторожно отсоединить коробку передач 4 от двигателя, стараясь не опирать первичный вал коробки передач на лепестки нажимной пружины сцепления. Снять верхнюю крышку картера сцепления и отсоединить ведущий диск 6 сцепления от маховика.

2. Разборка двигателя

Вымытый и очищенный двигатель установить на стенд для разборки и слейте из картера масло. Разборку проводить в следующем порядке.

Рис. 2.3 Снятие узлов и деталей системы подачи воздуха: 1 - воздушный фильтр; 2 - датчик массового расхода воздуха; 3 - дроссельный патрубок; 4 - уплотнительная прокладка; 5 - ресивер; 6 - выпускной патрубок системы охлаждения двигателя; 7 - хомуты крепления шлангов; 8 - подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 9 - шланги подогрева дроссельного патрубка; 10 - шланг впускной трубы

Отсоединить от дроссельного патрубка (см. рис. 2.3) шланги 9 подвода и отвода охлаждающей жидкости, а также шланг вентиляции картера на холостом ходу. Снять дроссельный патрубок с прокладкой, отвернув гайки его крепления к ресиверу.

Снять трубки подвода и слива топлива, отсоединив их от рампы форсунок, регулятора давления топлива и от кронштейна на ресивере. Снять вакуумный шланг, отсоединив его от патрубков на ресивере и регуляторе давления топлива.

Рис. 2.4 Снятие ресивера и впускной трубы: 1 - поддерживающий кронштейн; 2 - впускная труба; 3 - прокладка ресивера; 4 - ресивер; 5 - кронштейн для наконечника троса привода акселератора; 6 - кронштейн; 7 - экран выпускного коллектора; 8 - опорный кронштейн

Снять ресивер 4 (см. рис. 2.3) с прокладкой 3 и кронштейном топливопроводов, отвернув гайку крепления кронштейна 6 к ресиверу и гайки крепления к впускной трубе 2.

Рис. 2.5 Снятие топливной рампы с форсунками: 1 - рампа форсунок; 2 - регулятор давления; 3 - вакуумный шланг; 4 - впускная труба; 5 - форсунка; 6 - защелка форсунки

Отсоединить от форсунок жгут проводов и снять рампу 1 (см. рис. 2.5) форсунок с регулятором 2 давления, отвернув два болта крепления к впускной трубе.

Отвернув гайки и болты крепления, снять поддерживающий 1 (см. рис. 2.4) и опорный 8 кронштейны, а затем впускную трубу с кронштейном 6 и экраном 7.

С левой стороны двигателя снять провода высокого напряжения, модуль зажигания и датчик детонации. Ключом 67.7812.9514 вывернуть из головки цилиндров свечи зажигания, датчик температуры охлаждающей жидкости и датчик давления масла. Из выпускного патрубка охлаждающей рубашки вывернуть датчик температуры, входящий в состав системы управления двигателем.

Рис. 2.6 Снятие генератора: 1 - шкив привода генератора; 2 - кронштейн правой опоры подвески двигателя; 3 - установочная планка; 4 - натяжная планка; 5 - генератор; 6 - кронштейн крепления генератора; 7 - ремень привода генератора

Рис. 2.7 Блокировка маховика фиксатором 67.7820.9526

Снять натяжную планку 4 (см. рис. 2.6) и ремень 7 привода генератора. Снять генератор 5 и кронштейн 6 его крепления. Заблокировать маховик фиксатором 67.7820.9526 (см. рис. 2.7), отвернуть болт крепления шкива привода генератора и снять шкив.

Рис. 2.8 Снятие привода распределительного вала: 1 - передняя защитная крышка; 2 - резиновый уплотнитель; 3 - зубчатый ремень; 4 - шкив распределительного вала; 5 - зубчатый шкив коленчатого вала; 6 - дистанционная шайба; 7 - натяжной ролик

Снять переднюю крышку 1 (рис. 2.8) зубчатого ремня. Отвернуть гайку крепления механизма натяжения. Ослабить и снять зубчатый ремень 3. Снять натяжной ролик 7 с дистанционной шайбой 6.

Придерживая шкив 4 распределительного вала от проворачивания приспособлением 67.7811.9509, отвернуть болт крепления шкива, снять шкив и шпонку. Снять зубчатый шкив 5 с коленчатого вала.

Рис. 2.9 Снятие насоса охлаждающей жидкости:

1 - задняя защитная крышка зубчатого ремня; 2 - насос охлаждающей жидкости; 3 - прокладка

Отвернуть болты крепления насоса 2 (рис. 2.9) охлаждающей жидкости. Отвернуть болт и гайку крепления задней крышки 1 зубчатого ремня и снять ее. Вынуть из гнезда в блоке цилиндров насос охлаждающей жидкости с прокладкой 3.

Снять выпускной коллектор с прокладками. Отсоединить шланги от термостата и снять его. Снять подводящую трубу насоса охлаждающей жидкости и отводящий патрубок рубашки охлаждения с прокладкой.

Рис. 2.10 Снятие масляного фильтра приспособлением А. 60312

Приспособлением А. 60312 (см. рис. 2.10) снять масляный фильтр с прокладкой. Отсоединить от патрубков на крышке головки цилиндров и на блоке цилиндров шланг вытяжной вентиляции картера. Вынуть указатель уровня масла.

Снять крышку головки цилиндров. Отвернуть болты крепления головки цилиндров и снять ее в сборе с распределительным валом. При необходимости разобрать головку цилиндров.

Перевернуть двигатель картером вверх и снять масляный картер 5 (см. рис. 2.11) с прокладкой 4. Снять приемник 3 и масляный насос 1.

Отвернуть гайки шатунных болтов, снять крышки шатунов и осторожно выньте через цилиндры поршни с шатунами.

Рис. 2.11. Снятие масляного насоса: 1 - масляный насос; 2 - прокладка масляного насоса; 3 - приемник масляного насоса; 4 - прокладка картера; 5 - картер; 6 - датчик положения коленчатого вала

Рис. 2.12 Блокировка маховика фиксатором 67.7820.9526

Заблокировать маховик фиксатором 67.7820.9526 (см. рис. 2.12), отвернуть болты крепления маховика, снять шайбу болтов и маховик с коленчатого вала. Снять держатель заднего сальника коленчатого вала с прокладкой.

Снять крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами. Вынуть из гнезд подшипников коленчатый вал, а затем верхние вкладыши и упорные полукольца из средней опоры.

3. Диагностика и устранение неисправностей

Проверка и ремонт блока цилиндров

Тщательно вымыть блок цилиндров и очистить масляные каналы. Продув и просушив сжатым воздухом, осмотреть блок цилиндров. Трещины в опорах или других местах блока цилиндров не допускаются. Если имеется подозрение на попадание охлаждающей жидкости в картер, то на специальном стенде проверить герметичность блока цилиндров.

Проверить плоскость разъема блока цилиндров с головкой с помощью линейки и набора щупов. Проверить, не превышает ли износ цилиндров максимально допустимый - 0,15 мм. Если максимальная величина износа больше 0,15 мм -- расточите цилиндры до ближайшего ремонтного размера, оставив припуск 0,03 мм на диаметр под хонингование. Затем отхонинговать цилиндры, выдерживая такой диаметр, чтобы при установке выбранного ремонтного поршня расчетный зазор между ним и цилиндром был 0,025-0,045 мм.

Проверка и ремонт шатунно-поршневой группы

Очистить поршень от нагара и удалить все отложения из смазочных каналов поршня и шатуна. Тщательно осмотреть детали. Трещины любого характера на поршне, поршневых кольцах, пальце, на шатуне и его крышке не допускаются. Все детали с повреждениями подлежат замене.

Зазор между поршневыми кольцами и канавками проверьте набором щупов. Предельно допустимые зазоры при износе - 0,15 мм. Зазор в замке поршневых колец проверьте набором щупов, вставляя кольца в калибр, имеющий диаметр отверстия, равный номинальному диаметру кольца с допуском ±0,003 мм. Зазор должен быть в пределах 0,25-0,45 мм для всех новых колец. Предельно допустимый зазор при износе 1 мм.

Проверка и ремонт коленчатого вала и маховика

Коленчатый вал. Осмотреть коленчатый вал. Трещины в любом месте коленчатого вала не допускаются. На поверхностях, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, не допускаются царапины, забоины и риски.

Установить коленчатый вал крайними коренными шейками на две призмы и проверить индикатором биение.

Измерить диаметры коренных и шатунных шеек. Шейки следует шлифовать, если их износ больше 0,03 мм или овальность шеек более 0,03 мм, а также, если на шейках есть задиры и риски. Прошлифовав шейки, отполировать их с помощью алмазной пасты или пасты ГОИ.

Вкладыши. На вкладышах нельзя производить никаких подгоночных операций. При задирах, рисках, или отслоениях заменить вкладыши новыми.

Так же как и на вкладышах, на полукольцах нельзя производить никаких подгоночных операций. При задирах, рисках или отслоениях заменить полукольца новыми.

Маховик. Проверить состояние зубчатого обода и в случае повреждения зубьев заменить маховик. Если маховик имеет цвета побежалости на поверхности необходимо проверить натяг обода на маховике. На поверхности маховика, прилегающей к фланцу коленчатого вала, и на поверхности под ведомый диск сцепления не допускаются царапины и задиры. Допуск неплоскостности поверхности составляет 0,06 мм. Царапины и задиры удалить проточкой, снимая слой металла толщиной не более 1 мм.

Проверка и ремонт головки цилиндров

Тщательно вымойте головку цилиндров и очистить масляные каналы. Удалить нагар из камер сгорания и с поверхности выпускных каналов металлической щеткой.

Осмотреть головку цилиндров. На опорах под шейки распределительного вала и в отверстиях под толкатели клапанов не должно быть задиров и повреждений. Трещины в любых местах головки цилиндров не допускаются. При подозрении на попадание охлаждающей жидкости в масло, проверить герметичность головки цилиндров. На рабочих фасках седел (зона контакта с клапанами) не должно быть точечных раковин, коррозии и повреждений. Небольшие повреждения можно устранить шлифованием седел.

Направляющие втулки клапанов. Проверить зазор между направляющими втулками и стержнями клапанов, измерив диаметр стержня клапана и отверстие направляющей втулки. Если увеличенный зазор между направляющей втулкой и клапаном не может быть устранен заменой клапана, заменить втулки клапанов. Маслоотражательные колпачки направляющих втулок при ремонте двигателя всегда заменить новыми.

Клапаны. Удалить нагар с клапанов. Проверить, не деформирован ли стержень и нет ли трещин на тарелке. Поврежденный клапан заменить.

Пружины. Убедитесь, нет ли на пружинах трещин и не снизилась ли упругость пружин, для чего проверить их деформацию под нагрузкой.

Болты крепления головки цилиндров. При многократном использовании болтов они вытягиваются. Поэтому проверить, не превышает ли длина болта L 135,5 мм и если она больше, то заменить болт новым.

Регулировочные шайбы. Рабочие поверхности шайб должны быть гладкими, без забоин, царапин и задиров. На них не должно быть ступенчатого или одностороннего износа, натира металла. Допускаются концентричные следы от приработки с кулачками распределительного вала.

Проверка и ремонт распределительного вала

Распределительный вал. Поверхности опорных шеек распределительного вала, кулачков и эксцентрика должны быть хорошо отполированы и не должны иметь повреждений. Если имеются следы заедания или глубокие риски, вал следует заменить.

Зубчатый ремень. Поверхность зубчатой части должна быть с четким профилем зубьев без износа, без складок, трещин, подрезов и отслоений ткани от резины. На любой поверхности ремня не допускаются следы попадания масла.

4. Сборка двигателя

Сборка двигателя представляет собой сложный технологический процесс, которые не представляется возможным рассмотреть подробно в рамках данной работы. Обозначим лишь основные этапы сборки.

Установить на стенд чистый блок цилиндров и завернуть в него отсутствующие шпильки. Установить кронштейн крепления генератора и закрепите его двумя болтами.

Смазать моторным маслом вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала, а также поршни и сальники.

Установить на маховике по трем центрирующим штифтам ведущий диск сцепления с ведомым диском и закрепите его болтами.

Установить в нижние лапы блока цилиндров две центрирующие втулки (если они снимались) и надеть на них верхнюю крышку картера сцепления.

Установить в 1-е, 2-е, 4-е и 5-е гнезда блока цилиндров вкладыши с канавкой, а в 3-е гнездо блока цилиндров и в крышки коренных подшипников -- вкладыши без канавки. Уложить в коренные подшипники коленчатый вал и вставить в гнездо среднего коренного подшипника упорные полукольца

Установить крышки коренных подшипников в соответствии с метками, которые нанесены на их наружной поверхности. Крышки разверните таким образом, чтобы метки на каждой из них находились со стороны установки генератора. Затянуть болты крепления крышек.

Проверить свободный осевой ход коленчатого вала. Для этого повернуть блок цилиндров задней стороной вверх и установить на нее стойку с индикатором так, чтобы ножка индикатора упиралась во фланец коленчатого вала. Перемещая вал вверх и вниз (например, отвертками), замерить индикатором свободный осевой ход вала. Он должен быть в пределах 0,06-0,26 мм. Если ход больше, то приведите его в норму, заменив старые полукольца новыми или установив полукольца увеличенной толщины. Оправкой 67.7853.9571 запрессовать в держатель задний сальник коленчатого вала.

Установить маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра.

Подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе и соберите поршни с шатунами. С помощью регулируемой втулки вставить в цилиндры поршни с шатунами.

Установить вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Установить шатуны и крышки на шейки коленчатого вала, затянуть шатунные болты.

Залить в масляный насос немного моторного масла и проверните несколько раз его ведущую шестерню. Установить на оправку масляный насос с передним сальником коленчатого вала и довернуть ведущую шестерню в нужное положение. Передвиньте насос с оправки на вал, установить под насос прокладку и прикрепите его к блоку цилиндров.

Установить масляный картер с прокладкой и закрепите его. Установить масляный фильтр, вручную привернув его к штуцеру на блоке цилиндров.

Вставить в блок цилиндров две центрирующие втулки и установить по ним прокладку головки цилиндров. Повернуть коленчатый вал так, чтобы поршни находились в средней части цилиндров. Установить по центрирующим втулкам головку цилиндров. Затянуть болты крепления головки цилиндров в определенной последовательности и с определенным усилием.

Вставить в гнездо блока цилиндров насос охлаждающей жидкости с прокладкой. Установить заднюю крышку зубчатого ремня и прикрепите ее вместе с крышкой насоса к блоку цилиндров. Дополнительно прикрепите крышку болтом к блоку цилиндров и гайкой к шпильке на головке цилиндров.

Установить натяжной ролик с дистанционной шайбой и закрепите его в положении минимального натяжения ремня. Надеть зубчатый ремень на шкив распределительного вала, шкив коленчатого вала, шкив насоса охлаждающей жидкости и натяжной ролик в соответствии с метками.

Отрегулировать зазоры в клапанном механизме.

Аккуратно уложить прокладку в паз крышки головки цилиндров по всему периметру. Установить крышку на головку цилиндров, надеть резиновые втулки на шпильки и наживите гайки с шайбами.

Завернуть в головку цилиндров свечи зажигания и датчики указателя температуры охлаждающей жидкости и контрольной лампы давления масла. Установить модуль зажигания с кронштейном и высоковольтные провода.

Установить шланг вытяжной вентиляции картера и закрепите его хомутами на патрубках блока и крышки головки цилиндров. Установить указатель уровня масла.

Надеть на шпильки головки цилиндров прокладки, установить выпускной коллектор и затянуть центральную гайку его крепления. Затем установить впускную трубу с кронштейном и экраном и закрепите их гайками. Установить поддерживающий и опорный кронштейны впускной трубы и закрепите их болтами и гайками.

Установить остальное оборудование (термостат, генератор, датчики, рампу форсунок с форсунками и т.д.), соединить шланги и провода, проверить их герметичность. Залить масло в двигатель через горловину на крышке головки цилиндров.

5. Сборка силового агрегата

Сборку производится в следующем порядке. Установить на маховике по трем центрирующим штифтам ведущий диск сцепления с ведомым диском и закрепить его болтами. Установить в нижние лапы блока цилиндров две центрирующие втулки (если они снимались) и надеть на них верхнюю крышку картера сцепления. Отцентрировать оправкой А. 70081 ведомый диск сцепления и затянуть болты моментом согласно техническим требованиям.

Нанести тонкий слой смазки Литол-24 на шлицевой конец первичного вала коробки передач и на наружную поверхность направляющей втулки муфты выключения сцепления. Соединить коробку передач с двигателем, не опирая при этом первичный вал на лепестки нажимной пружины сцепления. Прикрепить коробку передач к двигателю болтами и гайкой.

Установить нижнюю крышку картера сцепления и закрепить ее болтами. Смазать моторным маслом переднюю втулку вала якоря стартера, расположенную в картере сцепления. Установить и закрепить стартер. Установить и закрепить три кронштейна с подушками подвески силового агрегата. Установить и закрепить приемную трубу глушителя с кронштейном.

6. Стендовая обкатка двигателя после ремонта

Отремонтированный двигатель подвергается стендовым испытаниям (обкатке) без нагрузки по следующему циклу:

750-800 мин.........2 мин

1000 мин.........3 мин

1500 мин.........4 мин

2000 мин.........5 мин

Если обнаружатся посторонние стуки или неисправности, остановите двигатель, устранить их, а затем продолжите испытания.

7. Проверка двигателя на автомобиле

Установив двигатель на автомобиль, тщательно проверить качество монтажа. Дайте поработать двигателю некоторое время, а затем проверить:

- нет ли подтекания охлаждающей жидкости и топлива в соединениях трубопроводов, при необходимости подтяните соединения;

- обеспечивает ли тросовый привод полное открытие и закрытие дроссельной заслонки, при необходимости отрегулировать привод;

- натяжение ремня привода генератора, при необходимости отрегулировать;

- надежность соединений проводов электрооборудования и работу контрольных ламп в комбинации приборов;

- работу системы управления двигателем.