Разработка системы досмотра бортовых запасов с использованием технических средств как составной части системы безопасности аэропорта 1 класса

курсовая работа

2.1 Нормативно-правовая база досмотра на воздушном транспорте

Основным документом, регламентирующим нормативно-правовую базу досмотра на воздушном транспорте, является Воздушный кодекс Российской Федерации.

Статья 85 Воздушного кодекса РФ, регламентирует предполетный досмотр.

1. В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.

2. Предполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящиеся при пассажирах, производится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами службы авиационной безопасности. К участию в предполетном досмотре могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел на транспорте.

Проведение предполетного досмотра не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной или иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При выполнении международных полетов предполетный досмотр производится после осуществления пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и иного контроля.

3. При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.

4 Правила проведения предполетного досмотра устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Приказом Минтранса России № 102 от 21. 11. 95г., утверждено руководство по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов.

Правовой статус подразделений досмотра определен множеством ведомственных нормативных актов, изданных различными органами по обеспечению авиационной безопасности, отсутствие единых норм регламентирующих властные полномочия (права и обязанности) службы авиационной безопасности приводят к ослаблению ее функциональных возможностей.

В п. 1 ст. 4 Закона РФ от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», говорится что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Таким образом, ведущим субъектом управления как по обеспечению предполетного и послеполетного досмотра, так и внутри аэропортного режима на воздушном транспорте являются транспортные предприятия, при этом ОВДТ отводится второстепенная роль.

К сожалению, не всегда на стороне работы службы обеспечения авиационной безопасности стоят ведомственные инструкции и нормативные акты.

Например, в соответствии с п. 12 «Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», утвержденного Постановлением Правительства РФ, осуществление материально-технического обеспечения, финансирования мероприятий по авиационной безопасности и ответственности за их реализацию возложены на администрацию аэропортов, в том числе и обеспечение досмотровой техникой, необходимой для осуществления деятельности служб САБ и сотрудников ОВДТ при проведении досмотра. Есть проблемы и с выделением специальных служебных помещений для проведения досмотра.

Существенное влияние на качество осуществления системы досмотра оказывает ряд законодательных мер.

Например, приказ Министерства транспорта России от 31.01.08г. № 20 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта РФ от 28 ноября 2005 года № 142». Им предусмотрены изменения, которые существенно ослабляют требования к авиационной безопасности для аэропортов местных воздушных линий.

Этим документом предусмотрено, что абзац третий пункта 10 - «территории аэродромов совместного базирования или использования должны быть огорожены, въезды (выезды) должны находиться под контролем САБ и подразделений, осуществляющих охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры, и иметь средства принудительной остановки автотранспорта» - до полнен словами «для аэропортов местных воздушных линий носит рекомендательный характер»; абзац третий пункта 23 - «поверх периметрового ограждения устанавливаются металлические конструкции различного профиля (уголки из угловых консолей с несколькими рядами колючей проволоки, армированной колючей ленты)» - также дополнен словами «для аэропортов местных воздушных линий носит рекомендательный характер». Таким образом, подобные «изменения» не лучшим образом сказываются на обеспечении авиационной безопасности.

Делись добром ;)