Разработка рекомендаций по совершенствованию организации линейных и чартерных авиаперевозок на примере Представительства АО "Австрийская Авиакомпания"

дипломная работа

1.1 Международные авиаперевозки, их роль в экономике

Мировая гражданская авиация в начале третьего тысячелетия имеет классические признаки отрасли, находящейся в процессе кардинальных перемен. За последние 20 лет деятельность авиакомпании на рынке сильно изменилась. Авиаперевозчики пришли к необходимости развития прямой продажи; создали программы поощрения часто летающих пассажиров; сформировали альянсы; испробовали множество других мер, направленных на расширение рыночной доли, сокращение расходов и обеспечение процветания компании. Вследствие этого возникли совершенно новые теории и подходы к решению стоящих перед авиакомпанией задач.

После десятилетий государственного протекционизма большее количество авиакомпаний оказались незащищенными на рынке в условиях либерализации и отмены госконтроля. Государственные авиакомпании, которые обычно имели всемерную поддержку своих правительств, вынуждены были отвыкать от этой успокаивающей мысли. Многие правительства уменьшили или ликвидировали государственную собственность в авиакомпаниях путем приватизации. Клиенты авиакомпаний стали лучше информированными и более требовательными. Монополизация капиталов в индустрии путешествий и появление крупных туроператоров на многих рынках начали оказывать огромное влияние на авиакомпании. Авиатранспорт принципиально использует новые воздушные суда и современные достижения науки и техники Устюжанина Е.В. Состояние и перспективы развития российского авиастроения / Е.В.Устюжанина, А.Г.Петров, М.В.Сизов // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 46. - С.2-14..

В такой изменяющейся ситуации происходит резкая дифференциация авиакомпаний мира. В то время, когда многим авиакомпаниям мира приходится нелегко, некоторые работают намного успешнее.

Такие знания дает маркетинг, являющийся рыночной концепцией управления производством, реализацией товаров и услуг. Один из наиболее признанных авторитетов Питер Друкер сформулировал определение маркетинга как философию бизнеса, нацеленного на наиболее полное удовлетворение потребностей и пожеланий клиентов. Удачным представляется также следующее определение маркетинга: « Маркетинг - процесс управления, ответственный за выявление, определение и удовлетворение потребностей клиента с прибылью». Костромина Е.В. Авиатранспортный маркетинг. М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2012. - С. 18-22.

Международная ассоциация воздушного авиатранспорта (International Air Transport Association - IATA) периодически проводит анализ текущего состояния индустрии воздушного транспорта, рынков авиаперевозок и разрабатывает текущие и долгосрочные прогнозы и стратегию ассоциации с учетом политики правительств различных государств, а также на основе результатов своего сотрудничества с региональными авиатранспортными организациями. По данным IATA сегодня в экономике доминируют три региона: Северная Америка, Европа и Восточная Азия. Темпы роста авиаперевозок стабилизируются, но наибольший рост объемов авиаперевозок ожидается в Восточной Европе, бывшем СССР и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Резолюции IATA, №№510-738.

Вследствие динамичных процессов, происходящих в мире, перед воздушным транспортом встают следующие ключевые проблемы:

· Глобализация. С одной стороны, происходит усиление экономической и информационной интеграции между государствами, с другой - растет число непримиримых конфликтов в самых разных уголках планеты. Кроме того, попытки выработать общие незыблемые правила поведения на мировых рынках и внедрить единые стандарты «мировой культуры» неминуемо обречены на провал в тех случаях, когда они входят в противоречие с национальными традициями и культурными особенностями. Авиакомпании вырабатывают свой вариант глобализации в форме альянсов. В настоящее время созданы «Star Alliance», альянс «One World» и другие.

· Финансовые кризисы. Большинство авиакомпаний объективно не в состоянии противостоять финансовым кризисам и резким перепадам экономической активности, поскольку объем авиаперевозок находится в прямой зависимости от получаемого государством валового национального дохода.

· Защита окружающей среды. В мире активно распространяется мнение, что авиация является основным виновником надвигающейся экологической катастрофы. Однако на долю авиации в настоящий момент приходится лишь три процента мирового объема дополнительных выбросов вредных газов в атмосферу. Постоянно ведется работа по совершенствованию авиадвигателей, введен жесткий контроль за их эмиссией и уровнем производимого шума, особенно на режимах взлета и посадки.

· Информатика и связь. Информационный прогресс ускоряет процесс глобализации. Он расширяет возможности доступа к различным базам данных, к информации во всех сферах деятельности в любой части света. В последние годы стремительными темпами развиваются глобальные распределительные системы. В то же время возрастает вероятность сбоя в программном обеспечении данных систем, а также увеличивается риск несанкционированного внедрения в базы данных, блокирования их работы или искажения имеющейся информации.

· Безопасность авиапассажиров и проблема терроризма. Последние несколько лет у многих авиапассажиров авиаперелет вызывает неприятные мысли не только в связи с возможной ненадежностью авиатехники, но и с возможной угрозой жизни, связанной с террористическими актами.

· Переосмысление роли государства в обществе. Правительства стран должны обуславливать приватизацию своим правом осуществления адекватного экономического контроля и отслеживания соблюдения норм и стандартов, действующих на воздушном транспорте. Пора дерегулирования и политики открытого неба сменилась пересмотром роли государства в регулировании работы воздушного транспорта. Следует также отметить усиление роли государственных органов в организации контроля за безопасностью полетов Клочков В.В. Международная кооперация в сфере прикладных исследований и национальные интересы России (на примере авиастроения) / В.В.Клочков, А.Л. Русанова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 40. - С.12-24..

На рисунке 1. это представлено схематично.

Рис. 1. Проблемы авиаперевозок в 21 веке.

В настоящее время мировое авиационное сообщество активно решает проблемы, с которыми оно переступает порог нового тысячелетия. Эти проблемы связаны с ростом абсолютного количества авиационных происшествий, перегруженностью воздушного транспорта, обострением потребностей в авиационной электросвязи, значительным ростом эксплуатационных расходов авиакомпаний и т.д.

В сложившихся условиях Международная организация гражданской авиации (ИКАО) последовательно вырабатывает стратегию развития мировой гражданской авиации с перспективой сохранения установившихся темпов роста авиаперевозок в течение ближайших десяти-пятнадцати лет. В Российской Федерации идет работа по реализации в отечественной гражданской авиации решений и рекомендаций Ассамблеи ИКАО.

Можно выделить основные тенденции, характерные для мирового рынка авиаперевозок в последние два десятилетия:

Рис. 2. Тенденции мирового рынка авиаперевозок.

Рассмотрим эти тенденции подробнее.

· приватизация государственных авиакомпаний;

До недавнего времени существовали как чисто государственные авиакомпании (Korean Air, Varig), так и с участием государства в уставном капитале авиакомпании наравне с частными инвесторами. Расцвет воздушного транспорта пришелся на годы после второй мировой войны, когда соображения государственной безопасности требовали контроля над воздушным флотом. Многие авиакомпании были ещё неконкурентоспособными и нуждались в государственной поддержке.

· появление мега-перевозчиков;

По мере глобализации экономики мира авиакомпании стали задумываться о путях своего дальнейшего развития. Крупные компании, имеющие разветвленную сеть воздушных линий, стали более устойчивыми в постоянно меняющейся рыночной среде. Они применили первыми программу поощрения часто летающих пассажиров, тем самым, создав собственный имидж. Экономия масштаба позволила снизить себестоимость авиаперевозок за счет распределения постоянных расходов на большее количество единиц продукции (пассажиро-километры, тонно-километры). Но авиакомпании -- гиганты стали трудно управляемыми разросшимся бюрократическим аппаратом, имели большие накладные расходы. Альянсы позволяют быстро нарастить производственные мощности, пополнить свой парк воздушных судов, получить коммерческие права, принадлежавшие другой авиакомпании. Кроме того, поглощение авиакомпании, имеющей свой hub, позволяет сделать этот аэропорт своей крепостью, недоступной для конкурентов. Однако на пути развития альянсов встает немало проблем: авиакомпании имеют различные стратегии своего развития, неодинаковый уровень сервиса, несогласованные расписания полетов и разнообразные системы тарифов. Решение этих проблем требует немало времени и усилий со стороны сотрудников всех авиакомпаний, создающих альянс Бурилина М.А. Состояние авиаперевозок в России и тенденции развития авиационного сектора // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 32. - С.39-48..

· обострение конкурентной борьбы.

Различают два вида конкурентной борьбы: внутривидовая и межвидовая. Внутривидовой называют конкуренцию между авиакомпаниями. Межвидовую конкурентную борьбу авиакомпания ведет с телекоммуникациями, с наземными видами транспорта, с другими товарами народного потребления, которые приобретает человек вместо путешествия на воздушном транспорте.

Сохранение и повышение эффективности рынка авиаперевозок, снижение затрат и тарифов, создание и концентрация инвестиционных резервов ставят задачу укрупнения авиакомпаний при сохранении разумной конкуренции. Стратегия государства и механизма укрупнения реализуются созданием альянсов авиакомпаний и их объединения на основе владения государственными пакетами акций. Создание добровольных альянсов авиакомпаний предполагается в сфере реализации совместных программ закупок авиатехники, осуществления комплексных перевозок из узловых аэропортов и т.д.

Делись добром ;)