logo
Пути инфраструктурного развития комплекса Пассажирского порта Санкт-Петербург "Морской Фасад"

1.2 Стратегическое управление развитием транспортной инфраструктуры

На современном этапе развития экономики наиболее актуальными являются вопросы функционирования инфраструктуры. Дальнейшее развитие и размещение производительных сил, перспективы территориальной организации хозяйства и расселения в регионах России в условиях становления рыночной экономики в значительной степени зависят от развития инфраструктуры, всех звеньев инфраструктурного комплекса. В этой связи возросло внимание ученых и специалистов в области управления к исследованиям развития региональных инфраструктур.

Не смотря на то, что различным аспектам функционирования инфраструктуры посвящено достаточно большое количество работ, анализ литературных источников показывает, что по сей день конкретное содержание понятия «инфраструктура» является спорным.

Термин «инфраструктура» начал широко использоваться в экономической литературе с 50-х годов двадцатого века под «инфраструктурой» стали понимать совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих как производственную деятельность, так и непроизводственную сферу экономики с целью создания основы для нормальной деятельности главных отраслей материального производства и развития производительных сил страны. В работах отдельных западных авторов в содержание «инфраструктуры» включаются все социальные услуги: законодательство, охрана порядка, просвещение, здравоохранение, транспорт, связь, энергетика, водное снабжение, система мелиорации.

В энциклопедическом словаре географических терминов инфраструктура определяется как «совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования процесса материального производства и обеспечения повседневной жизни населения». Ефимова Е. Г. Концессии в транспортной инфраструктуре : зарубежный опыт и российская практика // Вестник Санкт-Петербургского университета.Сер.Экономика. - 2007. - N. 2. - С. 121.

В экономической литературе рассматривают инфраструктуру как группу отраслей, от которых в большой степени зависит бесперебойность и эффективность общественного производства, как элемент производительных сил страны.

Размытость понятия «инфраструктура» и неоднозначность его определения объясняется тем, что не обоснованы четкие признаки отнесения к ней отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности.

Введение в сферу инфраструктуры различных отраслей и их составляющих приводит к разным трактовкам данного понятия. Основным критерием выделения инфраструктуры из системы хозяйства служит особая форма трудовой деятельности, ее полезный эффект - услуги.

Инфраструктура рассматривается как система пространственно выраженных элементов материально-технического характера, образующих наиболее общие предпосылки хозяйствования на какой либо территории.

Изучив различные подходы к пониманию инфраструктуры, ее виды и свойства, можно отметить, что это совокупность особых видов деятельности, которые обеспечивают создание условий для нормального функционирования экономики и жизнедеятельности населения.

Вместе с тем, инфраструктура представляет совокупность технологических, организационно - экономических, информационных, социальных и других взаимосвязей по эффективному обслуживанию структурообразующих отраслей и жизнеобеспечения населения.

Перейдем к рассмотрению понятия «транспортная инфраструктура». Под транспортной инфраструктурой некоторые ученые понимают систему пространственно-выраженных элементов, включающих транспортную сеть, используемую для осуществления перевозок, а также объекты организационно-сервисного обслуживания для обеспечения эффективной транспортной работы.

«Инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры» - по законодательству РФ - «комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий». Данное определение содержится в Градостроительном кодексе РФ. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 06.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2012), правовой сайт Консультант Плюс. Web:http://www.consultant.ru

Следует отметить, что рассматриваемая в третьей главе Транспортная стратегия Санкт-Петербурга предполагает в 2012 году разработку предложений по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации, предусматривающих введение понятия «транспортная инфраструктура». Ответственными за разработку данного понятия являются целых пять комитетов Санкт-Петербурга КТТП, КГА, КТ, КРТИ, КБ , что говорит о комплексности и сложности определения понятия «транспортная инфраструктура».

Рассмотрим определения субъектов и объектов транспортной инфраструктуры. Данные дефиниции содержатся в Федеральном законе «О транспортной безопасности»:

ѕ «Объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование».

ѕ «Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании». Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О транспортной безопасности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011), правовой сайт Консультант Плюс. Web:http://www.consultant.ru

Объекты, субъекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства образуют транспортный комплекс. Важно отметить, что термин «транспортная инфраструктура» часто используется в более широком понимании. Поскольку транспортная сфера всегда увязывается с общим развитием производительных сил, то она рассматривается как одна из важнейших составных частей инфраструктуры экономики в целом. В этом смысле понятия «транспортная система» и «транспортная инфраструктура» практически тождественны. В настоящей работе за основу берётся именно такое широкое понимание термина «транспортная инфраструктура».

В современных региональных экономических системах роль транспортной инфраструктуры возрастает. По мере того, как экономика регионов трансформируется, приобретая все в большей мере черты постиндустриальной экономики, инфраструктура в целом и транспортная инфраструктура в частности становится существенным фактором развития региональной экономики. Более того, опережающее развитие транспортной инфраструктуры становится самостоятельной точкой роста экономики регионов. Основная функция транспортной инфраструктуры заключается в обеспечении в условиях рынка связей между предприятиями, создании материальных предпосылок для объединения их в единый хозяйственный организм в целях эффективного функционирования народнохозяйственного комплекса отдельных регионов и Российской Федерации в целом.

Переход экономики страны к рынку и формированию рыночных отношений требует динамичного и сбалансированного развития всех звеньев национальной экономики, включая транспортную инфраструктуру. В настоящее время транспортная инфраструктура заняла одно из приоритетных мест среди основных факторов, определяющих эффективное функционирование экономики страны.

Рассматривая роль транспортной инфраструктуры, необходимо упомянуть основные задачи транспорта. Транспорт образно называют кровеносной системой экономики, основными задачами которого являются:

ѕ обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и районами страны;

ѕ своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках;

ѕ повышение экономической эффективности.

Транспортная инфраструктура, являясь важным фактором вывода экономики страны из экономического кризиса, из-за недостаточного уровня развития и размещения стала фактически сдерживающим фактором развития экономики.

Формирование необходимых условий сбалансированного, рационального развития и размещения транспортной инфраструктуры, устранение имеющихся диспропорций между ней и другими отраслями экономики требуют разработки ее стратегии на среднесрочные и долгосрочные временные горизонты. Реализация же стратегии развития и размещения транспортной инфраструктуры с целью решения проблемы полного, своевременного, бесперебойного и качественного удовлетворения быстрорастущего спроса потребителей услуг с возможными минимальными затратами потребует приоритетного, опережающего и ускоренного её формирования по отношению к экономики в целом и ее отраслей.

Напомним, что стратегическое планирование -- это алгоритм действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач. Региональное стратегическое планирование - процесс обоснования и выбора стратегических приоритетов и направлений устойчивого и эффективного развития региона в единстве социальных, экономических, научно-технических, экологических и институциональных факторов и условий, разработка на этой основе управляющих политик и механизмов реализации, обеспечивающих повышение конкурентоспособности социально-экономической системы региона и ее адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Субъектом регионального стратегического планирования является региональное сообщество (население региона), делегирующее права управления региональным органам власти и непосредственно участвующее в принятии стратегических решений с использованием институтов гражданского общества, а также представители федеральных органов власти и управления и бизнес-структур, имеющие стратегические интересы в данном регионе. Региональное сообщество является конечным субъектом стратегического планирования, региональные органы власти - непосредственным. Смирнова, О.О. Стратегическое государственное планирование в России = Учеб. пособие. -- Москва: Издательство МНЭПУ, 2010. -- С.18.

Региональное стратегическое управление - основанная на стратегическом планировании деятельность органов государственной власти региона с привлечением институтов гражданского общества и бизнес-структур, учитывающая внешние и внутренние институциональные условия и ограничения и направленная на выполнение основной миссии, достижение стратегических целей и решение задач устойчивого социально-экономического развития региона и на укрепление его человеческого потенциала и усиление роли в системе национальной и мировой экономики.

Отметим, что транспортная инфраструктура в рамках любого региона или страны должна гарантировать необходимые условия для функционирования и развития основных отраслей производства и обеспечивать максимально эффективное использование экономического и производственного потенциала. Каждая страна или регион должен иметь такую транспортную инфраструктуру, которая полностью удовлетворяла бы спрос данной территории в транспортных услугах.

Таким образом, инфраструктура способствует координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов: на международном, на макро и мезо- (региональном) уровне страны, на уровне отраслей экономики и на уровне предприятий. Именно государство несет основную ответственность за создание тех инфраструктур, которые обеспечивают единую систему отчетности, делопроизводства, сертификации, стандартизации, норм обеспечения производственной безопасности, единство социальной и экономической систем. Семина И. А. Транспортная инфраструктура в социально - экономическом и экологическом развитии // Проблемы региональной экномики. - 2008. - N. 4. - С. 128.

Важно отметить, что необходимо учитывать соответствие транспортной инфраструктуры уровню экономического развития региона или страны. Если она «забегает» вперед, это, как правило, стимулирует развитие экономики. Однако если «забегание» значительно, то часть инфраструктурных мощностей может быть не задействована, в результате чего возрастают сроки окупаемости капиталовложений в инфраструктуру.

Отставание транспортной инфраструктуры (как и инфраструктуры в целом) замедляет развитие экономики, обуславливает снижение эффективности производства, а затем и его абсолютный спад. Опираясь на общегосударственную стратегию развития транспортной инфраструктуры, регионы разрабатывают соответствующие программы, которыми предусматривается перечень основных территориальных объектов транспортной инфраструктуры, рекомендуемых к строительству, реконструкции, капитальному ремонту, текущему ремонту и содержанию на долгосрочную (15-20 лет) и среднесрочную (5-10 лет) перспективу.

Заботясь о показателях развития транспортной инфраструктуры и предоставляемых ею возможностях для развития экономики страны, следует постоянно проводить сравнительный анализ складывающейся межрегиональной картины, опираться на соответствующие данные экономически развитых государств. Курс на модернизацию предполагает рационализацию пространственной организации экономики, общества и эффективную трансформацию их систем управления. Это должно сочетаться с совершенствованием федеративных отношений, с повышением роли институтов гражданского общества и усиления их контроля над стратегическими решениями.