Проект организации ТО автотранспорта с разработкой комплекса ТО в транспортном цеху ТУСМ-2 г. Гомеля
2.2 Приведение автотранспорта к основным моделям
Перед проведением расчётов, устанавливают число совместимых групп автомобилей, а для этого производят приведение их к одной или нескольким моделям, приняв их за основные. За основную модель принимают автомобиль УАЗ-3303.
К первой группе относятся грузовые автомобили УАЗ-3303,ГАЗ-53-12, ЗИЛ-131и ГАЗ-31029.
Вторая группа включает автобусы УАЗ-2206.
В третью группу входят дизельные автомобили МАЗ-5551.
Таблица 2-Исходные данные для приведения
Марка и модель ПС |
Кол |
Основная привед. |
К2 |
К1 |
чел-час |
чел-час |
|||||
УАЗ-3303 |
12 |
осн. |
1,0 |
0,9 |
12000 |
7,7 |
|||||
УАЗ-2206 |
11 |
осн. |
1,0 |
0,9 |
12000 |
7,7 |
|||||
ГАЗ-53-12 |
6 |
прив. |
0,9 |
1,0 |
16000 |
12,0 |
|||||
ЗИЛ-131 |
5 |
прив. |
0,9 |
1,0 |
12000 |
10,8 |
|||||
МАЗ-5551 |
6 |
осн. |
1,1 |
0,9 |
24000 |
11,0 |
|||||
ГАЗ-31029 |
1 |
прив. |
0,9 |
1,0 |
20000 |
10,5 |
Данные всех расчётов приводятся для автомобиля УАЗ-3303. Расчёты для других марок автомобилей проводятся аналогично и данные всех расчётов сводятся в таблицы.
Определяем коэффициент приведения , по формуле:
, (1)
где и - нормативная трудоёмкость ТО-2 приводимых и базовых автомобилей, чел-час
и-соответственно нормативные периодичности ТО-2 данного вида по основной и приводимой модели, км(табл.2.1[1] )
и -коэффициент, учитывающий зависимость периодичности ТО-2 от категорий условий эксплуатации, соответственно для основной и приводимой моделей автомобилей(табл. 2.7[1])
и-коэффициенты учитывающие зависимость трудоёмкости ТО-2 от модификации подвижного состава соответственно для приводимой и основной моделей (табл.2.8 [1] ),
Для группы автомобилей УАЗ-3303(основная модель) и ГАЗ-53-12 (приводимая модель)
Количество приведённых автомобилей ,ед, определяется по формуле:
, (2)
где - количество автомобилей,
ед.
Таблица 3- Приведённое количество автомобилей
Марка и модель ПС |
||||
УАЗ-3303 |
12 |
1 |
12 |
|
УАЗ-2206 |
11 |
1 |
11 |
|
ГАЗ-53-12 |
6 |
1,17 |
7 |
|
ЗИЛ-131 |
5 |
1,4 |
7 |
|
МАЗ-5551 |
6 |
1 |
6 |
|
ГАЗ-31029 |
1 |
0,82 |
1 |
Все автомобили УА-3303, ГАЗ-53-12, ЗИЛ -131,ГАЗ-31029 включаются в первую технологически совместимую группу в количестве 27 автомобилей. Автомобили УАЗ-2206 включены во вторую технологическую группу в количестве 11 автомобилей, и автомобили МАЗ-5551 включены в третью совместимую группу в количестве 6 единиц.
Среднесуточный пробег для основной приведённой модели определяется как среднеарифметическое значение для совместимой группы автотранспорта.
км
Исходные данные для проектирования заносим в таблицу.
Таблица 4-Исходные данные для проектировании
Марка и модель автомобиля |
||||||||||
км |
км |
км |
км |
чел-час |
чел-час |
чел-час |
дн/1000км |
дн |
||
УАЗ-3303 |
86 |
3000 |
12000 |
250000 |
1,5 |
7,7 |
3,6 |
0,5 |
15 |
|
УАЗ-2206 |
114 |
3000 |
12000 |
180000 |
1,5 |
7,7 |
3,6 |
0,4 |
20 |
|
МАЗ-5551 |
64 |
8000 |
24000 |
600000 |
4,6 |
11,0 |
5,2 |
0,5 |
22 |
2.3 Определение годового объёма работ комплекса ТО ( зона ТО-1,ТО-2, Д-1,2)
2.3.1 Корректирование периодичности ТО-1 и ТО-2
Скорректированную периодичность ТО-1 ,км, определяют по формуле:
, (3)
где -нормативная периодичность ТО-1,км,(табл.2.1[1]);
-коэффициент корректирования нормативов периодичности ТО в зависимости от природно-климатических условий(табл. 2.9[1]).
Фактическая величина периодичности ТО-1 принимается с учётом кратности среднесуточному пробегу автомобиля.
, (4)
, (5)
где n-коэффициент кратности.
Для технологически совместимой группы автомобилей УАЗ-3303
км; ;
км;
3000*0,9*1,0=2700 км
км
Исходные данные и результаты расчётов сводим в таблицу
Таблица 5 - Фактические значения периодичности ТО-1
Марка и модель автомобиля |
n |
|||||||
км |
км |
км |
км |
|||||
УАЗ-3303 |
3000 |
0,9 |
1,0 |
2700 |
86 |
31 |
2666 |
|
УАЗ-2206 |
3000 |
0,9 |
1,0 |
2700 |
114 |
23 |
2622 |
|
МАЗ-5551 |
8000 |
0,9 |
1,0 |
7200 |
64 |
112 |
7168 |
Расчётная величина периодичности выполнения ТО-2 для совместимой группы автомобилей определяется по формуле
, (6)
где -исходная периодичность ТО-2,км,(табл.2.1[1]);
Фактическая величина периодичности ТО-2 () принимается с учётом кратности фактической периодичности ТО-1 ()
, (7)
, (8)
Для группы автомобилей УАЗ-3303
км; ;
км;
12000*0,9*1,0=10800 км
км
Исходные данные и результаты расчётов по всем моделям автомобилей сводим в таблицу
Таблица 6-Фактические значения периодичности ТО-2
Марка и модель автомобиля |
n |
|||||||
км |
км |
км |
км |
|||||
УАЗ-3303 |
12000 |
0,9 |
1,0 |
10800 |
2666 |
4 |
10664 |
|
УАЗ-2206 |
12000 |
0,9 |
1,0 |
10800 |
2622 |
4 |
10488 |
|
МАЗ-5551 |
24000 |
0,9 |
1,0 |
21600 |
7168 |
3 |
21504 |
2.3.3 Корректирование трудоёмкости одного обслуживания и диагностирования
Скорректированную трудоёмкость ТО-1 определяют по формуле:
=** (9)
где -исходная величина трудоёмкости ТО-1,чел-час,(табл.2.1 [1] )
чел-час
Скорректированную трудоёмкость ТО-2 определяют по формуле:
=** (10)
где -исходная величина трудоёмкости ТО-2,чел-час,(табл.2.1 [1] )
чел-час
Таблица 7 - Расчётная трудоёмкость ТО-1и ТО-2
Марка и модель автомобиля |
чел-час |
чел-час |
чел-час |
чел-час |
|||
УАЗ-3303 |
1,5 |
1,0 |
1,2 |
1,8 |
7,7 7,7 11,0 |
9,24 8,86 14,55 |
|
УАЗ-2206 |
1,5 |
1,0 |
1,15 |
1,73 |
|||
МАЗ-5551 |
4,6 |
1,15 |
1,15 |
6,1 |
Исходные данные и результаты расчётов трудоёмкостей ТО-1 (ТО-2) по всем моделям автомобилей сводим в таблицу
Трудоёмкость одного сезонного обслуживания определяется по формуле:
, (11)
где - процент работ сезонного обслуживания от в зависимости от климатических условий.Для районов с умеренно-тёплым климатом
Для автомобилей УАЗ-3303
чел-час
Для автомобилей УАЗ-2206
чел-час
Для автомобилей МАЗ-5551
чел-час
Трудоёмкость общего Д-1 и поэлементного Д-2 диагностирования определяется по формуле:
, (12)
, (13)
где и -соответственно доля диагностических работ при ТО-1 и ТО-2 (табл.4 [2] )
Для автомобилей УАЗ-3303
чел-час
чел-час
Для автомобилей УАЗ-2206
чел-час
чел-час
Для автомобилей МАЗ-5551
чел-час
чел-час
2.3.4 Расчёт коэффициента технической готовности автомобилей совместимых групп
Коэффициент технической готовности для каждой технологически совместимой группы автомобилей по формуле:
, (14)
где -фактическая продолжительность простоя данного автомобиля в ТО и ТР, в днях на 1000 км пробега
Фактическая продолжительность простоя данного автомобиля в ТО и ТР на 1000 км пробега определяется по формуле
, (15)
где - нормативная продолжительность простоя в ТО и ТР каждого автомобиля, в днях на 1000 км пробега (табл. 2.5 [1])
- среднее значение коэффициента корректирования нормативов продолжительности простоя в ТО и ТР в зависимости от суммарного пробега с начала эксплуатации в долях до нормативного пробега до капитального ремонта ().Определяется как среднее значение для каждой совместимой группы по формуле:
, (16)
где -коэффициент корректирования нормативов продолжительности простоя в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации выраженного в долях от нормативного пробега до (табл.2.10[1])
-количество автомобилей в совместимой группе
Для группы автомобилей УАЗ-3303
Для группы автомобилей УАЗ-2206
Для группы автомобилей МАЗ-5551
Для группы автомобилей УАЗ-3303
Исходные данные и расчёты по всем совместимым группам сводятся в таблицу
Таблица 8-Расчётные значения величины коэффициента технической готовности
Марка и модель автомобиля |
||||||
УАЗ-3303 |
0,5 |
0,7 |
0,35 |
86 |
0,97 |
|
УАЗ-2206 |
0,4 |
0,7 |
0,28 |
114 |
0,97 |
|
МАЗ-5551 |
0,5 |
0,7 |
0,35 |
64 |
0,95 |
2.3.5 Расчёт годового пробега для технологически совместимых групп автомобилей
Годовой пробег определяется по формуле:
, (17)
где -коэффициент, учитывающий простои автомобилей по эксплуатационным причинам
Проектом принимается
Для группы автомобилей УАЗ-3303
км
Исходные данные и результаты расчётов по совместимым группам автомобилей сводятся в таблицу.
Таблица 9-Расчётные значения годового пробега автомобилей
Марка и модель автомобиля |
|||||||
км |
дн. |
км |
|||||
УАЗ-3303 |
27 |
86 |
253 |
0,97 |
0,95 |
541350 |
|
УАЗ-2206 |
11 |
114 |
253 |
0,97 |
0,95 |
292357 |
|
МАЗ-5551 |
6 |
64 |
253 |
0,98 |
0,95 |
90449 |
2.3.6 Расчёт производственной программы по техническому обслуживанию
Годовая производственная программа по ТО-2 в численном выражении определяется по формуле:
, (18)
где -годовой суммарный пробег совместимой группы автомобилей
-фактическая периодичность ТО-2 для данной группы автомобилей
Для группы автомобилей УАЗ-3303
Исходные данные и результаты расчётов для совместимых групп автомобилей сводятся в таблицу.
Таблица 10-Расчётные значения количества ТО-2
Марка и модель автомобиля |
||||
км |
км |
|||
УАЗ-3303 |
541350 |
10664 |
51 |
|
УАЗ-2206 |
292357 |
10488 |
28 |
|
МАЗ-5551 |
90449 |
21504 |
4 |
Годовая производственная программа по ТО-1 в численном выражении определяется по формуле:
, (19)
где -годовой суммарный пробег совместимой группы автомобилей
-фактическая периодичность ТО-2 для данной группы автомобилей
Для группы автомобилей УАЗ-3303
Исходные данные и расчёты по совместимым группам автомобилей сводятся в таблицу
Таблица 11-Расчётные значения количества ТО-1 за год
Марка и модель автомобиля |
|||||
УАЗ-3303 |
541350 |
2666 |
51 |
152 |
|
УАЗ-2206 |
292357 |
2622 |
28 |
84 |
|
МАЗ-5551 |
90449 |
7168 |
4 |
9 |
Всего составит 245
Годовая производственная программа СО в числовом выражении определяется по формуле:
, (20)
где -количество автомобилей в группе
Для автомобилей УАЗ-3303
Для автомобилей УАЗ-2206
Для автомобилей МАЗ-5551
Годовая производственная программа ЕО в числовом выражении определяется по формуле:
, (21)
где -периодичность уборочно-моечных работ
Для автомобилей УАЗ-3303
Для автомобилей УАЗ-2206
Для автомобилей МАЗ-5551
Годовая производственная программа Д-1 в числовом выражении определяется по формуле:
, (22)
где -годовая программа диагностирования на постах Д-1 при выполнении ТР автомобиля
Для автомобилей УАЗ-3303
Для автомобилей УАЗ-2206
Для автомобилей МАЗ-5551
Годовая производственная программа Д-2 в числовом выражении определяется по формуле:
, (23)
где -годовая программа диагностирования на постах Д-2 при выполнении ТР
Для автомобилей УАЗ-3303
Для автомобилей УАЗ-2206
Для автомобилей МАЗ-5551
Годовая производственная программа ТО-1 в трудовом выражении определяется по формуле:
, (24)
Для группы автомобилей УАЗ-3303
чел-час
Исходные данные и расчёты ТО-1 для совместимых групп автомобилей сводятся в таблицу
Таблица 12-Расчётные значения годовой трудоёмкости ТО-1
Марка и модель автомобиля |
||||
чел-час |
чел-час |
|||
УАЗ-3303 |
152 |
1,8 |
274 |
|
УАЗ-2206 |
84 |
1,73 |
145 |
|
МАЗ-5551 |
9 |
6,1 |
55 |
Суммарная трудоёмкость ТО-1 по автопарку составляет
чел-час
Проектом принимается, что при выполнении обязательного объёма работ при ТО-1, ремонтные рабочие выполняют определённые работы по текущему ремонту некоторых механизмов и систем автомобиля. Производится замена шаровых пальцев в рулевых тягах, замена крепёжных деталей, патрубков системы охлаждения, изношенных регулировочных устройств и т. д.
Объём работ сопутствующего текущего ремонта увеличивает объём работ ТО-1 на 10%
чел-час
Годовая производственная программа ТО-2 в трудовом выражении определяется по формуле:
, (25)
Для группы автомобилей УАЗ-3303
чел-час
Исходные данные и расчёты ТО-2 для совместимых групп автомобилей сводятся в таблицу
Таблица 13-Расчётные значения годовой трудоёмкости ТО-1
Марка и модель автомобиля |
||||
чел-час |
чел-час |
|||
УАЗ-3303 |
51 |
9,24 |
471 |
|
УАЗ-2206 |
28 |
8,86 |
248 |
|
МАЗ-5551 |
4 |
14,55 |
58 |
Годовая трудоёмкость ТО-2 по автопарку составляет
чел-час
Предусматривается, что два раза в год при переходе на сезонную эксплуатацию автомобили подвергается дополнительному сезонному обслуживанию(СО). Трудоёмкость работ СО составляет 20% от трудоёмкости ТО-2
Для автомобилей УАЗ-3303
чел-час (26)
Исходные данные и расчёты для совместимых групп автомобилей сводятся в таблицу
Таблица 14-Расчётные значения годовой трудоёмкости СО
Марка и модель автомобиля |
||||
чел-час |
чел-час |
|||
УАЗ-3303 |
54 |
1,85 |
100 |
|
УАЗ-2206 |
22 |
1,77 |
39 |
|
МАЗ-5551 |
12 |
2,91 |
35 |
Годовая трудоёмкость СО по автопарку составляет:
чел-час
Годовая трудоёмкость ТО-2 с учётом трудоёмкости СО составляет:
чел-час
Проектом принимается, что при выполнении обязательного объёма работ при ТО-2 и СО ремонтные рабочие выполняют некоторые работы по текущему ремонту тормозной системы ( замена тормозных колодок, тормозных барабанов), рулевого управления ( замена тяг, шаровых пальцев) и т. д.
Объём работ сопутствующего ремонта при ТО-2 и СО составляет 20% от объёма работ по ТО-2 и СО.
чел-час (27)
Суммарная годовая трудоёмкость ТО-2, СО и составляет
чел-час
Годовая трудоёмкость ТО-1 и ТО-2 автопарка составляет
чел-час
Проектом принимается, что работы по обслуживанию и ремонту технологического оборудования в комплексе ТО выполняют ремонтные рабочие комплекса.
Объём выполняемых работ по самообслуживанию составляет 15% от объёма работ по ТО-1 и ТО-2
чел-час (28)
Годовая производственная программа ЕО в трудовом выражении определяется по формуле:
, (29)
где -трудоёмкость уборочно-моечных работ
, (30)
где - нормативная трудоёмкость уборочно-моечных работ, чел-час (табл.2.1 [1])
Для группы автомобилей УАЗ-3303
чел-час
чел-час
Исходные данные и расчёты для совместимых групп автомобилей сводятся в таблицу
Таблица 15-Расчётные значения годовой трудоёмкости ЕО
Марка и модель автомобиля |
|||||||
чел-час |
чел-час |
чел-час |
|||||
УАЗ-3303 |
0,3 |
1,0 |
1,2 |
0,36 |
2098 |
755 |
|
УАЗ-2206 |
0,3 |
1,0 |
1,15 |
0,35 |
855 |
299 |
|
МАЗ-5551 |
0,4 |
1,15 |
1,15 |
0,53 |
471 |
250 |
Общая годовая трудоёмкость ЕО
чел-час
Годовая производственная программа Д-1 и Д-2 в трудовом выражении определяется по формуле:
, (31)
, (32)
где и -годовая производственная программа соответственно общего Д-1 и поэлементного Д-2 диагностирования
и - трудоёмкость общего Д-1 и поэлементного Д-2 диагностирования
Для группы автомобилей УАЗ-3303
чел-час
чел-час
Исходные данные и расчёты и для совместимых групп автомобилей сводятся в таблицу
Таблица 16-Расчётные значения годовой трудоёмкости Д-1 и Д-2
Марка и модель автомобиля |
|||||||
чел-час |
чел-час |
чел-час |
чел-час |
||||
УАЗ-3303 |
218 |
61 |
0,18 |
0,924 |
39 |
56 |
|
УАЗ-2206 |
121 |
34 |
0,14 |
0,62 |
17 |
21 |
|
МАЗ-5551 |
14 |
5 |
0,49 |
0,73 |
7 |
4 |
Суммарная годовая трудоёмкость Д-1 и Д-2
чел-час
На постах Д-1 производится диагностирование всех автомобилей перед ТО-1 и после ТО-2, а также выборочно до и после ТР. Объём работ Д-1 увеличится на 10%
чел-час
На постах Д-2 производится диагностирование всех автомобилей перед ТО-2, а также выборочно до и после ТР. Объём работ Д-2 увеличится на 20%
чел-час
Суммарная годовая трудоёмкость Д-1 и Д-2
чел-час
Общая годовая трудоёмкость работ по комплексу ТО составляет
чел-час
2.3.7 Режим работы комплекса ТО
Проектом принимается, что режим работы комплекса ТО организуется по двухсменной системе.
В первую смену на постах ТО выполняются работы по ТО-2 автомобилей. Работы выполняет два ремонтных рабочих III и IV разряда.
Суточная программа ТО-2 составляет
, (33)
Работы по ТО-2 выполняются по одному автомобилю через два дня.
Работы по ТО-1 выполняют два ремонтных рабочих III и IV разряда во вторую смену.
Суточная программа ТО-1 составляет
, (34)
Работы по ТО-1 выполняются по одному автомобилю в день.
Исходя из суточных программ ТО-1 и ТО-2 проектом принимается, что в комплексе ТО организуется 2 тупиковых универсальных поста.