Проект грузового автотранспортного предприятия смешанного типа на 127 автомобилей с детальной проработкой аккумуляторного участка

дипломная работа

3.2 Выбор типа АТС для перевозки грузов

При организации ГАП существенное значение имеет выбор такого ПС, использование которого обеспечивало бы максимальную эффективность перевозок. В конкретных условиях выполнения перевозок на выбор типа ПС оказывают влияние свойства груза и требования, предъявляемые к его защите от воздействия внешних факторов, способ выполнения ПРР, дорожные условия и т.п. После выбора типа ПС при наличии у перевозчика нескольких моделей АТС данного типа необходимо выполнить расчет затрат. Наименьшие затраты будут соответствовать лучшей модели АТС для выполнения данных перевозок.

Схема влияния внешних условий на выбор типа ПС для перевозки грузов представлена на рисунке 3.2.

На выбор конкретной модели ПС существенное значение будет оказывать ситуация на рынке грузовых АТС.

Рисунок 3.2 Схема выбора типа подвижного состава для перевозки грузов

Тягачи для магистральных перевозок (long haul) имеют очень комфортабельную кабину и 10... 14-литровые двигатели мощностью от 300 до 500 л. с. Подвеска, как правило, пневматическая, предназначена для эксплуатации по очень хорошим дорогам.

Универсальные А ТС (general purpose) по внешнему виду близки к первой группе, но имеют кабину, не предназначенную для автономного проживания. Такие АТС, как правило, имеют усиленные лонжероны рамы, многолистовые рессоры в подвеске и коробки перемены передач с увеличенным количеством ступеней. Это позволяет эксплуатировать такие автомобили в разнообразных условиях.

Строительные А ТС (construction) имеют колесную формулу 6x6 или даже 8x4 и предназначены для передвижения и вне дорог с твердым покрытием. Как правило, в эту группу входят специализированные автомобили для перевозки навалочных грузов, бетона и т.п.

Развозные автомобили для городских и пригородных перевозок (distribution) рассчитаны на короткие маршруты и относительно хорошие дороги, имеют низкую кабину, двигатель объемом до 10 л мощностью 150...260 л.с.

В соответствии с европейской классификацией, установленной Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН и принятой также в нашей стране, грузовые АТС делятся на следующие категории:

N1 -- грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 т;

N2 -- грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 до 12,0 т;

N3 -- грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12,0 т;

01 -- прицепы с разрешенной максимальной массой до 0,75 т;

02 -- прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой свыше 0,75 до 3,5 т;

03 -- прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 до 10,0 т;

04 -- прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой более 10,0 т.

Для седельных тягачей в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепное устройство.

Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной статической вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси или осей, когда полуприцеп или прицеп с центральной осью присоединен к тягачу и максимально загружен.

Подвижной состав повышенной проходимости может иметь комбинированное обозначение, например N1G (автомобиль класса N1, имеющий полный привод).

Данная классификация в основном используется при разработке нормативных документов, регламентирующих требования к конструкции ПС и процедурам проверки соблюдения этих требований.

В Казахстане, в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270--66, действует единая унифицированная система обозначения АТС, которая существенно облегчает понимание назначения автомобиля без обращения к его техническим характеристикам. В наименовании модели после сокращенного обозначения завода-изготовителя используется цифровой индекс, первые две цифры которого формируются в соответствии с таблице 3.3. Последующие цифры в индексе автомобиля указывают на номер модели, модификации и т.п., а прицепного состава -- условный код диапазона полной массы.

Таблица 3.3 Система обозначения грузовых АТС

Тип АТС

Полная масса, т

Прицепы

Полуприцепы, роспуски

до 1,2

свыше 1,2

до 2,0

свыше 2,0

до 8,0

свыше 8,0

до 14,0

свыше 14,0 до 20,0

свыше 20,0 до 40,0

свыше 40,0

Бортовые

13

23

33

431

53

63

73

83

93

Тягачи

14

24

34

44

54

64

74

--

--

Самосвалы

15

25

35

45

55

65

75

85

95

Цистерны

16

26

36

46

56

66

76

86

96

Фургоны

17

27

37

47

57

67

77

87

97

Резерв

18

28

38

48

58

68

78

88

98

Специальные

19

29

39

49

59

69

79

89

99

Зарубежные изготовители АТС используют собственные системы обозначения производимых ими моделей АТС.

При выборе АТС также необходимо учитывать дорожные условия, в которых предстоит осуществлять перевозки. В первую очередь это относится к ограничению осевых нагрузок.

Производительность в тонна-километрах на 1 т грузоподъемности может определяться на количество автомобиле-тонна-часов наряда:

Wтч = УW/(qср УАЧ)=гвх (3.2.1)

или на одну списочную автомобиле-тонну:

Wат = УW/(qср Асп)=гвхэТнДр, (3.2.2)

где qcp -- средняя грузоподъемность списочного АТС;

АЧ -- число автомобилечасов в наряде.

Количество АТС, необходимых для выполнения заданного объема работ, определяется из соотношения

Аэ = CEILING(Q/UPД), (3.2.3)

где CEILING -- функция, возвращающая ближайшее большее целое значение; Q -- заданный объем перевозки груза за смену.

Делись добром ;)