logo
Проблемы функционирования автотранспортных предприятий в современных условиях

2.1 Состояние транспортной системы России

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт.

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.

Выбор направлений развития транспортной системы базируется на проекте концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также на широком спектре документов, определяющих перспективные направления развития общества и экономики России, ее регионов, транспортной системы страны в целом и отдельных видов транспорта (включая трубопроводный), международной транспортной интеграции, прежде всего в рамках СНГ и ЕврАзЭС, на законодательных и иных нормативных правовых актах в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации.

Рисунок 2.1 - Основные транспортные коридоры России

Прокофьева Т.А., Платонов С.В. отмечают, что становление рыночных отношений в России настоятельно требует формирования транспортно-логистической инфраструктуры. Ее основополагающими, системообразующими элементами должны стать транспортные узлы, магистральные и местные пути сообщения, контейнерные и грузоперерабатывающие терминалы, мультимодальные транспортно-логистические центры (МТЛЦ) [3].

Географическая и технологическая доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы.

При этом можно рассматривать стоимостные и качественные характеристики транспорта.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта.

Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными.

По данным Росстата, рост тарифов на грузовые перевозки за 2012 год составил 5,5% по стране в целом, наибольшее увеличение было в центральном и сибирском федеральных округах.

"right">Таблица 2.1

Индексы тарифов на грузовые перевозки в декабре 2012 года по федеральным округам (без трубопроводного транспорта),%

Субъекты федерации

к ноябрю 2012 г.

к декабрю 2011 г.

Российская Федерация

100,0

105,5

Центральный федеральный округ

100,2

106,7

Северо-Западный федеральный округ

99,9

105,6

Южный федеральный округ

99,9

104,3

Северо-Кавказский федеральный округ

100,0

106,3

Приволжский федеральный округ

99,9

104,5

Уральский федеральный округ

100,0

104,2

Сибирский федеральный округ

100,0

106,6

Дальневосточный федеральный округ

99,9

104,7

Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.

"right">Таблица 2.2

Индексы тарифов на услуги пассажирского транспорта

Виды транспортных услуг

Индексы цен (тарифов) за декабрь 2012 г., в%

январь-декабрь 2012 года к январю-декабрю 2011 года,%

к предыдущему месяцу

к декабрю предыдущего года

Услуги пассажирского транспорта

103,3

106,9

106,1