2.1 Состояние транспортной системы России
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт.
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.
Выбор направлений развития транспортной системы базируется на проекте концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также на широком спектре документов, определяющих перспективные направления развития общества и экономики России, ее регионов, транспортной системы страны в целом и отдельных видов транспорта (включая трубопроводный), международной транспортной интеграции, прежде всего в рамках СНГ и ЕврАзЭС, на законодательных и иных нормативных правовых актах в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации.
Рисунок 2.1 - Основные транспортные коридоры России
Прокофьева Т.А., Платонов С.В. отмечают, что становление рыночных отношений в России настоятельно требует формирования транспортно-логистической инфраструктуры. Ее основополагающими, системообразующими элементами должны стать транспортные узлы, магистральные и местные пути сообщения, контейнерные и грузоперерабатывающие терминалы, мультимодальные транспортно-логистические центры (МТЛЦ) [3].
Географическая и технологическая доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы.
При этом можно рассматривать стоимостные и качественные характеристики транспорта.
Стоимостные характеристики перевозок любой продукции отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта.
Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными.
По данным Росстата, рост тарифов на грузовые перевозки за 2012 год составил 5,5% по стране в целом, наибольшее увеличение было в центральном и сибирском федеральных округах.
"right">Таблица 2.1Индексы тарифов на грузовые перевозки в декабре 2012 года по федеральным округам (без трубопроводного транспорта),%
Субъекты федерации |
к ноябрю 2012 г. |
к декабрю 2011 г. |
|
Российская Федерация |
100,0 |
105,5 |
|
Центральный федеральный округ |
100,2 |
106,7 |
|
Северо-Западный федеральный округ |
99,9 |
105,6 |
|
Южный федеральный округ |
99,9 |
104,3 |
|
Северо-Кавказский федеральный округ |
100,0 |
106,3 |
|
Приволжский федеральный округ |
99,9 |
104,5 |
|
Уральский федеральный округ |
100,0 |
104,2 |
|
Сибирский федеральный округ |
100,0 |
106,6 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
99,9 |
104,7 |
Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.
"right">Таблица 2.2Индексы тарифов на услуги пассажирского транспорта