Планирование объемных и качественных показателей работы подвижного состава на полигоне железной дороги

курсовая работа

1.1 Современное состояние локомотиворемонтного комплекса

Локомотивное хозяйство обеспечивает перевозочную работу железных дорог тяговыми средствами и содержание этих средств в соответствии с техническими требованиями.

В состав локомотивного хозяйства входят: основные локомотивные депо, специализированные мастерские по ремонту отдельных узлов локомотивов, пункты технического обслуживания, экипировки локомотивов, смены локомотивных бригад, базы запаса локомотивов.

Тяговый подвижной состав в России изношен на 70-80%. Прежде всего сказался хронический дефицит средств на покупку новых локомотивов. В этих условиях основной акцент делается на текущий и капитальный ремонт техники.

Правила игры на рынке ремонта локомотивов в значительной мере по-прежнему устанавливает ОАО «РЖД», только теперь в лице Дирекции по ремонту тягового подвижного состава и ОАО «Желдорреммаш».

Реорганизация локомотивного комплекса началась еще в 2008 году. Программа преобразований была разработана для устранения недостатков действующей системы управления ОАО «РЖД» и приведения ее в соответствие с Целевой моделью рынка железнодорожных транспортных услуг. Так, в рамках структурной реформы реализуется проект, частью которого стало формирование производственных вертикалей по эксплуатации и ремонту локомотивов. Предполагается, что создание таких вертикалей позволит обеспечить экстерриториальность и единоначалие во всех функциональных областях - от планирования до анализа выполненной работы, а также реализовать новые технологические решения в управлении процессами ремонта локомотивов.

В состав Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» вошли 15 территориальных дирекций и 110 ремонтных локомотивных депо, перед которыми поставлены такие стратегические цели, как обеспечение качества всех процессов, безопасности перевозок, а также повышение эффективности производственно-экономической деятельности. Кстати, по последнему показателю локомотиворемонтные депо РЖД существенно отличаются: одни - в бесспорных лидерах, другие - в неизменных отстающих. «Например, на Калининградской, Красноярской и Северо-Кавказской железных дорогах имеется несколько депо, практически не задействованных в ремонте, а следовательно, об их судьбе стоит задуматься, вплоть до закрытия», - отмечает начальник Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Александр Лубягов.

А на депо Московской, Горьковской, Куйбышевской, Приволжской, Свердловской и Северной железных дорог приходится наибольшее количество ремонтов. Всего же в 2009 году в депо проведено свыше 230 тыс. приведенных единиц ремонта, что на 40 тыс. единиц меньше, чем в 2008-м. На 2010 год запланирован приблизительно такой же объем работ. Программа ремонтов разрабатывается на основании прогнозируемых объемов перевозок и заявок от сторонних организаций.

В рамках структурной реформы в середине прошлого года было выделено новое дочернее общество РЖД - ОАО «Желдорреммаш», в состав которого вошли 10 локомотиворемонтных заводов. Филиалы компании осуществляют капитальный и средний ремонт всех типов тягового подвижного состава (кроме тепловозов серий М62 и ТЭП60, которые постепенно выводятся из эксплуатации), модернизацию с продлением срока службы (МЛП), а также производство запасных частей и комплектующих. Один из филиалов компании - Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод - производит также ремонт пассажирских вагонов и вагонного оборудования. В сегменте капитальных ремонтов ОАО «Желдорреммаш» занимает лидирующие позиции. Именно на локомотиворемонтных заводах можно получить качественный капремонт в наиболее полном объеме.

Конкуренции за заказ ОАО «РЖД» между заводами дочернего общества и сетевыми депо быть не может. В некоторых случаях их услуги могут пересекаться по видам ремонта, но в целом обе структуры представляют собой взаимодополняющие части единого ремонтного комплекса. Такое положение наиболее выгодно РЖД, так как исключает дублирование инвестиций в развитие одних и тех же производств. В перспективе, с объединением ряда депо в одно крупное, как это уже сделано на Московской железной дороге, возможна передача им основных объемов ремонта, в том числе и капитального.

Критерием при выборе того или иного депо может выступать соотношение цены и качества, но поскольку ремонт локомотивного парка осуществляется в территориальных границах, то и выбор тем самым фактически предопределен. Сравнивать же сетевые депо с зарубежными ремонтными организациями некорректно, поскольку ни одна страна мира не имеет столько климатических поясов, в связи с чем и от техники требуется повышенная надежность. Надо признать, что у иностранных коллег выше техническая оснащенность, более квалифицированный и дисциплинированный персонал, но объем работ гораздо меньше.

Что касается частных ремонтных организаций, то для РЖД конкуренции они не составляют ввиду минимального присутствия на рынке. Объемы работ частных организаций пока очень незначительные, но качество, а также прочие условия и гарантии подчас на порядок выше. Кроме того, всегда можно отследить, какие запчасти были использованы.

В результате проведенного реформирования один из ведущих сегментов холдинга ОАО «РЖД» -- локомотивный комплекс -- сегодня представляет собой:

- 144 эксплуатационных локомотивных депо;

- 111 ремонтных локомотивных депо;

- более 20 тыс. локомотивов инвентарного парка;

- 10 заводов по капитальному и среднему ремонту ТПС, входящих в ОАО «Желдорреммаш»;

- более 240 тыс. работников;

- консолидированный бюджет -- свыше 300 млрд. руб.

Делись добром ;)