Плавание во льдах

дипломная работа

4.2 Рекомендации при самостоятельном плавании

судоводитель плавание лед

К самостоятельному плаванию во льдах допускаются суда, имеющие специальный ледовый класс Регистра, с учетом района плавания и конкретно складывающейся ледовой обстановки. Суда, не имеющие ледового класса, к самостоятельному плаванию во льдах допускаться не должны.

Для получения правильного представления о льдах, следует хорошо рассмотреть лед в пределах видимого горизонта визуально и с помощью радиолокатора. Наблюдать лед визуально надо в бинокль с возможно большей высоты.

Капитан судна, самостоятельно выбирающий путь во льдах, не должен значительно уклоняться от рекомендованного ему генерального курса, если не уверен, что такое уклонение выведет судно на чистую воду и оно вскоре вернется на желаемый путь.

При выборе разводьев нужно учитывать проходимость перемычек льда между ними, чтобы не попасть в «ледяной мешок». Попав в такой «мешок», судно может потерять много времени на обратный выход или будет блокировано при перегруппировках льда под действием ветра или течения.

Перед принятием решения о входе в разводье надо стремиться обнаружить выход из него на чистую воду или в разреженный лед.

При решении вопроса о возможности прохода и при выборе курсов во льду капитан судна должен отдавать предпочтение данным разведки льдов, полученным с самолета или вертолета.

Выбирая проходы во льду нужно помнить, что лед, как правило, постоянно находится в движении под действием ветра и течения. Под влиянием ветра полосы льда и разводья вытягиваются почти перпендикулярно направлению ветра. Под действием же течения полосы льда и разводья вытягиваются перпендикулярно направлению течения и параллельно гребню приливной волны.

Если наблюдаемые разводья по направлению не совпадают с курсом судна, то рекомендуется идти более длинным путем по разводьям, чем избирать кратчайший путь в более сложных ледовых условиях (рис. 1).

Для выхода на желаемое разводье или на участок разреженного льда иногда целесообразно найти трещину в поле льда. Если трещина немногим больше ширины судна, рекомендуется проходить ее самым малым ходом, опасаясь удариться об одну из ее кромок. При извилистой трещине нужно быть особенно осторожным.

Проходимость льда не всегда можно определить по его внешнему виду. Поэтому подходить к любой льдине следует с большой осторожностью, не допуская ударов судна о лед при большой скорости движения. Лишь почувствовав прочность льда корпусом судна, можно увеличивать ход.

Если во льдах судно попадет в затруднительное положение или потеряет ориентировку в отношении расположения льдов, капитан обязан немедленно сообщить руководству ледовыми операциями о своем месте, характере изменений ледовых условий, состоянии льда, погоды и принятом им решении.

Запоздалое сообщение о возникших затруднениях может осложнить оказание судну помощи.

Рис. 1. Плавание по разводьям

При плавании во льдах необходимо вести тщательное счисление пройденного пути. Игнорирование этого требования может привести к тому, что по выходе на чистую воду судно окажется в затруднительном положении из-за потери ориентировки.

Подробно этот вопрос рассматривается в курсе «Навигации», однако, практикой плавания во льдах выработаны следующие способы счисления, которые необходимо учитывать.

Для последующей прокладки пройденного пути ведется тщательная запись времени всех изменений курса и скорости хода. При маневрировании во льдах, когда курс беспрерывно меняется, записывается средний курс за небольшой промежуток времени, в течение которого отклонения от него были незначительны (на 2-3°) или кратковременны (например, при обходе небольшой льдины). Схема прокладки пути при ледовом плавании показана на рис. 2.

Рис. 2.

Запись рекомендуется вести по следующей форме:

Часы, минуты

Истинный курс

Продолжительность лежания на курсе

Скорость

Расстояние, пройденное по курсу

Примечание

Этот учет можно упростить, записывая курсы и скорости через равные промежутки времени, например, через каждые 5 мин («пятиминутное счисление»). При этом способе прокладка дает практически вполне удовлетворительные результаты.

Скорость хода судна во льду определяется каждый раз, как только изменяются характер и сплоченность льда или режим работы двигателей.

Этот классический метод рекомендован для судов, не оборудованных современными средствами навигации. В настоящее время разрабатывается «Международный кодекс безопасности судов плавающих в полярных водах» (Полярный кодекс), в котором предусматриваются специальные требования к навигационному оборудованию судов, которое должно обеспечить измерение курса и скорости, а следовательно и пройденного расстояния каждые 3-6 секунд. Следовательно, ведение прокладки при следовании во льдах, не составит особой проблемы.

Заблаговременно обнаружить кромку льда помогают следующие признаки:

· “ледяное” небо - белесоватое отсвечивание на низких облаках в той части горизонта, где находится лёд;

· рефракция - явление, позволяющее видеть кромку льда на расстоянии, значительно превышающем дальность видимого горизонта;

· отсутствие волнения при свежем ветре - надёжный признак близости льда с наветренной стороны;

· шорох трущихся льдин слышен в непосредственной близости от наветренной кромки льда при наличии зыби в штилевую погоду (можно обнаружить кромку льда при пониженной видимости).

Делом каждого судоводителя будет установление предела безопасной скорости для его судна. Как бы близки к истинным не были установленные многолетней практикой плавания пределы безопасной скорости при плавании во льду, судоводитель не должен слепо руководствоваться ими. Наоборот, в каждом отдельном случае он должен корректировать их в соответствии с ледовыми условиями и применительно к особенностям своего судна.

В практике ледового плавания средний предел безопасной скорости морских судов часто принимают как «малый ход». Принято, что скорость при малом ходе составляет 50% от скорости хода такого же судна при полном ходе. Понятно, что эта величина будет не одинакова для судов различного типа, изменяясь в довольно широких пределах,

Основываясь на практических наблюдениях, можно принять, что для обычных морских судов таим средним пределом безопасной скорости будет скорость движения 3--5 узлов в зависимости от их размеров, конструкции и прочности. При этом 3 узла будет пределом безопасной скорости для больших судов (5000--6000 т грузоподъемности и более), а также для судов, особо слабых по своей конструкции и старых, независимо от их размеров. Скорость 5 узлов будет пределом для судов, хотя и неледокольных, но имеющих ледовый класс.

Умение судоводителя маневрировать в сложных ледовых условиях в соединении с умением заранее быстро и безошибочно выбирать направление наименьшего сопротивления во льдах, быстро и полно использовать благоприятную обстановку, избежать обнаруженных или могущих быть предусмотренными ледовых опасностей - все это условия, решающие успех самостоятельного плавания.

Судно должно входить в лед:

1) только через обнаруженные особо внимательным осмотром наиболее слабые и разреженные места кромки льда. Не исключено, что судно будет вынуждено идти вдоль кромки для разведки;

2) по возможности под прямым углом к направлению кромки;

3) двигаясь только самым малым ходом и предварительно погасив всю инерцию;

4) по возможности при прямом положении руля, для судов в балласте или с неполной осадкой.

Не имея достаточной информации о проходимости льда в этом районе, не следует входить в лёд без особой надобности и подвергать судно риску возможной встречи с тяжелым льдом.

Кроме того, следует воздерживаться от входа в лёд при торошении льда; при значительном дрейфе льда в сторону близких берегов или отмелей; осенью, в период интенсивного ледообразования и снегопадов, при длительных штилевых прогнозах, когда молодой лёд и снег могут так быстро связать в одно целое старый, даже разрежённый лёд, что вошедшее в него неледокольное судно может быть обречено на зимовку. Поэтому ни одно неледокольное судно не должно входить в лёд, не имея благоприятный прогноз погоды и льда.

Местом для управления судном должен служить только мостик. При всех сложных условиях маневрирования управлять судном должен капитан. Исключением могут быть случаи, когда в силу необходимости капитан вынужден поручить управление своему старшему помощнику. Вместе с тем необходимо, чтобы каждый капитан приучал к работе во льдах не только старшего помощника, но и других помощников.

На судах ледового плавания пост управления рулём должен быть расположен таким оброзом, чтобы рулевой имел хороший обзор т.е рулевой должен видеть корму.

Очень важно приучать ледовых рулевых к соблюдению некоторых элементарных правил при плавании во льду. Эти правила заключаются в следующем:

· не ожидая команды ставить, руль прямо, когда даётся задний ход. Не перекладывать руль после заднего хода до тех пор, пока судно не получит движение вперёд;

· при неизбежности столкновения со льдом брать льдину только на форштевень и ни в коем случае не ударять в лёд скуловой частью корпуса;

· проходя мимо тяжёлых льдин, полей или стамух, не прижиматься к ним вплотную, остерегаясь таранов, подсовов, острых углов;

· учитывать, что нос судна всегда будет уклоняться в сторону более слабого льда, а поэтому при необходимости удержать судно на курсе заранее перекладывать руль в сторону более тяжёлого льда;

· избегать крутых поворотов в тяжёлом льду, внимательно следить за движением кормы и оберегать её от ударов о лёд;

· входя в стеснённые, но всё же достаточные для судна проходы между льдами, вести судно с расчётом идти посередине узкости;

· свойство судна резко отклоняться в противоположную сторону при ударе скулой о лёд может быть с разрешения судоводителя и с соответствующей осторожностью использовано рулевым для крутого поворота;

· форсируя лёд или беря отдельные льдины на форштевень , следить за тем, чтобы удары форштевня наносились только под прямым углом к кромке льда;

· избегать излишней перекладки в сплошном или сплочённом льду. Лучше давать судну самому выбирать себе направление движения по линии наименьшего сопротивления, конечно не очень отклоняясь от нужного направления.

Судно, работающее во льду, не должно иметь крена. При маневрировании во льду крен затрудняет повороты в сторону накренённого борта; при форсировании льда - повышает вероятность заклинивания судна во льду; при следовании по мелководью - затрудняет плавание, увеличивая осадку судна. Крен бывает полезным лишь в единственном случае, когда судно сжато льдами.

Делись добром ;)