Плавание во льдах
2.1 Подготовка судна
Плавание во льдах всегда сопряжено с опасностью повреждения корпуса судна и с возможными задержками в пути вследствие целого ряда непредвиденных ситуаций. Поэтому до начала рейса судно должно пройти соответствующую подготовку, которая включает следующие мероприятия:
- тщательный осмотр подводной части судна в доке и устранение дефектов;
- проверку технического состояния руля, гребных винтов, гребного вала, особенно в районе прилегания его к дейдвуду;
- осмотр и ремонт внутренних частей корпуса судна: набора, водонепроницаемых переборок, обшивки борта и двойного дна в грузовых трюмах;
- осмотр и, если надо, ремонт кингстонных решеток;
- проверку и приведение в полный порядок водоотливных средств;
- спрессовывание трубопроводов, тщательную очистку льял и сеток приемников осушительного трубопровода, проверку исправности мерительных и воздушных трубок и т. д.;
- подготовку палубных механизмов для плавания в условиях низких температур, магистралей пресной и соленой воды, находящихся на верхних палубах, и их утепление; все механизмы и устройства, работа которых не является необходимой и сопряжена с опасностью размораживания, отключают и консервируют;
- выполнение других работ, требуемых конструктивными особенностями судна и обычной подготовкой перед выходом судна в рейс.
При подготовке к ледовому плаванию сверх обычных судовых технических запасов суда обеспечивают специальным снабжением (если есть необходимость), в числе которого должны быть:
- запасной стальной винт или комплект лопастей, если они съемные;
- запасной концевой (гребной) вал;
- два ледовых якоря со стальными тросами для швартовки судов к ледяным полям;
- переносная мотопомпа как вспомогательное аварийное средство, а также при приеме воды со льда, шланги к мотопомпе (приемные и отливные);
- пешни с рукоятками, лопаты, кирки и др.;
- легкая шлюпка особой конструкции (без киля с полозьями по бортам -- ледянка);
- аварийное снабжение по нормам Регистра судоходства для категории судов ледового плавания.
Так же судно, направляющееся в ледовое плавание должно удовлетворять следующим основным требованиям:
иметь небольшой дифферент на корму и не иметь крена;
реверсы машины должны выполняться быстро;
водоотливные средства и аварийно-спасательное имущество должны быть подготовлены к немедленному использованию;
внешние и внутренние средства связи должны быть тщательно проверены;
должны быть подготовлены к работе прожекторы для плавания в темное время;
должны быть подготовлены средства для приема, крепления и отдачи буксира с ледокола.
Размещение грузов в трюмах должно позволять, в случае необходимости, быстро проникнуть к месту повреждения обшивки и набора, а распределение груза по трюмам -- обеспечить надлежащий дифферент для заглубления винта и руля и предохранения судна от ударов о лед с учетом всех пунктов разгрузки и погрузки судна.