Перспективы развития транзитных перевозок по участку Актау-Дружба

дипломная работа

1.1 Технология перевозки транзитных грузов на всем протяжении проектируемой магистрали

В условиях глобализации важнейшей задачей для Казахстана является выход отечественной продукции на внешние рынки, расширение торгово-экономических связей нашей страны с зарубежными партнерами. Это во многом зависит от степени вовлеченности Республики Казахстан в глобальную и региональную транспортно-коммуникационную системы.

В начале XXI столетия проблема преодоления транспортной изоляции Казахстана приобретает особую актуальность. Решать ее можно по нескольким направлениям. Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым 8 июля 2003 года подписан Закон "О присоединении Республики Казахстан к Соглашению о международном транспортном коридоре "Север-Юг".

Необходимо отметить, что в тексте Совместного заявления, подписанного в ходе визита Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева в Японию 5-8 декабря 1999 года, включены такие положения как "стороны при знают важность развития Евразийских транспортных коридоров как средства расширения торгово-экономического сотрудничества между Европой и Азией". Реализации этой идеи способствует ряд совместных проектов в сфере транспорта, получивших финансовое содействие правительства Японии, в том числе по усилению мощностей железнодорожного транспорта (ст. Достык), строительству моста через реку Иртыш (г. Семипалатинск), реконструкции аэропорта города Астаны, реабилитация автомобильных дорог в Западном Казахстане.

* Соглашение о международном коридоре МТК "Север-Юг", участниками которого изначально являлись Россия, Индия, Иран и Султанат Оман, было подписано в сентябре 2000 года и официально уже вступило в силу. В июле 2001 года в Тегеране эксперты стран-участниц разработали устав координационного совета МТК "Север-Юг". К настоящему времени о своем желании участвовать в проекте МТК заявили Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан и Болгария. Но пока только Республика Казахстан оформила свое желание законодательно.

Интерес к этому маршруту понятен, - он связывает бурно развивающиеся районы Юго-Восточной Азии с перспективным европейским рынком. Присоединение Казахстана к МТК в некоторой степени решает проблемы каспийских портов в системе транспортного коридора - порт Актау становится перевалочной базой для грузов, следующих из Сибири и Урала в страны Персидского залива и Юго-Восточную Азию. Кроме того, включение морского порта Актау в систему МТК "Север-Юг", естественно, повлечет за собой и расширение использования транзитного потенциала автомобильных и железных дорог Западного Казахстана. По оценкам специалистов, вовлечение морского порта Актау в МТК в ближайшие 10 лет приведет к росту грузопотока через этот порт до 10-15 млн. тонн в год, что, естественно, самым благоприятным образом отразится на пополнении бюджетов - местного и республиканского. По данным международных экспертов, в южно-азиатских государствах и Иране растет спрос на высокотехнологичные товары стран СНГ (прежде всего на добывающее, строительное, энергетическое, мелиоративное оборудование, транспортные средства). Согласно оценкам Экономического сообщества стран Южной Азии, а также торговых палат Индии и Пакистана, потребности экономики стран этого региона в такой продукции к 2007-2010 году могут удвоиться. Сохраняется высокая потребность стран региона в казахстанской пшенице и металле, а также нефти. Таким образом, рынки Юго-Восточной Азии являются для страны очень перспективными.

Однако нынешнее транспортное обеспечение в южно-азиатском направлении является сдерживающим фактором для торговли. Необходимы новые, притом кратчайшие маршруты, которые смогут принять на себя и транзитные евро-азиатские грузопотоки. А они, согласно прогнозам экономической комиссии ООН для Европы и Западной Азии, возрастут в направлении "Европа - Каспий - Персидский залив - Индийский океан" (и обратно) к 2006-2008 годам почти на треть по сравнению с уровнем 1998-1999 года. Именно поэтому присоединение Казахстана к одному из таких кратчайших маршрутов сулит стране немалые выгоды. С этой точки зрения строительство параллельной колеи со стандартной шириной на казахстанском участке заметно повысит привлекательность казахстанского транзита.

Прорыву транспортной изоляции Казахстана от мировых рынков будет способствовать более широкое использование Трансазиатской железнодорожной магистрали. Это один из наиболее перспективных сухопутных международных маршрутов, проходящих через территорию РК в двух направлениях:

- Северный коридор, соединяющий Азиатско-Тихоокеанский регион и Китай со странами Западной и Восточной Европы (пролегает через территории Китая, Казахстана, России, Беларуси, Польши и Германии; казахстанский участок составляет отрезок Достык - Актогай - Моинты - Астана -Кокчетав - Петропавловск).

- Центральный коридор, соединяющий Азиатско-Тихоокеанский регион и Китай с государствами Ближнего и Среднего Востока (пролегает через территории Китая, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Ирана, Турции; казахстанский участок составляет отрезок Достык - Актогай - Алматы - Шенгельды).

Транзитные интересы Казахстана в большей степени связаны с Северным коридором Трансазиатской железнодорожной магистрали (СК ТАЖМ), что определяется главным образом ростом транзитных торговых потоков в направлении Азия - Европа и обратно. К примеру, свою заинтересованность к коридору проявляет Таиланд, аргументируя тем, что транспортировка грузов морем занимает продолжительный промежуток времени: на доставку груза из любого морского порта Юго-Восточной Азии до Роттердама (Голландия) требуется один месяц. В то же время железнодорожным сообщением из Таиланда через КНР, Казахстан, Россию и далее в европейские страны этот путь может быть сокращен в три раза. Не исключают возможности использования Северного коридора и транспортные власти Южной Кореи.

Для увеличения загрузки СКТАЖМ необходимо значительно повысим, конкурентоспособность этого маршрута относительно альтернативных направлений, а также обеспечить его коммерческую привлекательность, основными слагаемыми которого являются сокращение сроков доставки и стоимости перевозок при высоком качестве транспортных услуг и обеспечении сохранности перевозимых грузов. Осуществленный в декабре 2001 года проезд за 8 суток демонстрационного контейнерного поезда по Северному коридору Трансазиатской железнодорожной магистрали (СКТАЖМ) от станции Алашанькоу (КНР) до города Берлин показал реальные перспективы транзитных перевозок. Рост транзитных перевозок по казахстанской сети железных дорог связан в основном с вводом в эксплуатацию железнодорожною перехода Достык - Алашанькоу и вовлечением республиканских магистралей в евро-азиатскую систему трансконтинентальных маршрутов.

В перспективе имеется возможность прирастания СК ТАЖМ за счет внешнего фактора. Имеется в виду строительство железнодорожной линии Сингапур - Кунминг (КНР, провинция Юнянь) - одного из значительных проектов в рамках АСЕАН. Предполагается, что этот маршрут соедини! страны Юго-Восточной Азии (ЮВА) с Северным коридором Трансазиатской железнодорожной магистрали, проходящей по территории РК, и сократит путь в Европу из стран ЮВА с 25 дней по водному пути до 15 дней по железной дороге. Это представляет определенный интерес для стран ЕС и АСЕАН, имеющих ежегодный товарооборот порядка 100 млрд. долл. США. Сокращение времени в пути на 10 дней увеличивает товарооборот более чем на 2,5 млрд. долл. США. Общая протяженность этого маршрута составит 5.5 тыс. км и соединит Сингапур, Малайзию, Таиланд, Камбоджу, Вьетнам и Китай. Данный проект стоимостью в 2,5 млрд. долл. США планируется завершить в 2010 году.

В настоящее время имеется железнодорожное сообщение между Сингапуром, Малайзией и Таиландом, а также Вьетнамом и Китаем. В 2002 году в Янгоне (Мьянма) на встрече Специальной рабочей группы но железнодорожной линии Сингапур - Кунминг стороны договорились, что приоритетным и на нынешнем этапе являются работы на территории Камбоджи но прокладке железнодорожного полотна на участке Пойпет - Сисанхон (45 км) и реконструкции железнодорожной линии Сисапхон - Пномпень (330 км).

В свою очередь Вьетнам намерен ускорить прокладку железнодорожного пути по своей территории в сторону Камбоджи. В перспективе к железнодорожной линии Сингапур - Кунминг присоединятся Мьянма и Лаос.

В геополитическом плане маршрут имеет большие перспективы развития, так как будет проходить по зоне свободной торговли АСЕАН - Китай (договор от 2002 года), Единому экономическому пространству (Казахстан. Россия, Беларусь, Украина) и ЕС.

Точность определения времени отправки и прибытия грузов является важным фактором наращивания объемов перевозки грузов по Евразийскому маршруту. Поэтому большое значение имеет регулярное движение поездов.

В частности, необходимо осуществлять отправку поездов, имеющих сто контейнеров, не реже 1 раза в неделю, следующих напрямую в Европу. Сравнительный анализ себестоимости перевозки грузов между Японией и Казахстаном по трем маршрутам - Транссибирский, Иранский и Евразийский показал, что Евразийский маршрут более чем на 11% дороже Транссибирского но 20-футовым контейнерам, в основном из-за дороговизны перевозок по территории КНР. Это означает, что освоение Евразийского маршрута возможно лишь в случае снижения транспортных тарифов по перевозке грузов по территории Китая.

Тогда возрастет роль транзита по Северному коридору Трансазиатской железнодорожной магистрали через Казахстан в Европу. Кроме того, организация перевозки дорогих грузов воздушным путем и открытие пассажирского рейса из Японии через Казахстан в Европу также будут способствовать продвижению национальных интересов страны в привлечении транзитных потоков.

Для переориентации грузов с морских направлений на железнодорожный транспорт необходимо наличие сухопутных аналогов морским портам, где бы сосредоточивались все необходимые операции с импортными и экспортными грузами. В этой связи в Казахстане расширяется создание логистического центра по переработке грузов, в котором будут сосредоточены мощности по загрузке и разгрузке товаров, складские помещения. В таком центре смогут работать компании по лизингу контейнеров, будет усилен контроль за надлежащим оформлением грузов, что в свою очередь обеспечит должным образом безопасность и скорость выполнения поставок.

В плане повышения конкурентоспособности представляется целесообразным развитие инфраструктуры казахстанского ответвления ТАЖМ. Технические трудности с транзитными перевозками по территории РК (главным образом, небольшая скорость подвижных составов) не позволяют извлекать преимущества, получаемые из-за сокращения пути следования в Китай в обход Сибири.

Более короткое расстояние Северного коридора по сравнению с альтернативными направлениями создает лишь предпосылки для успешной конкуренции ТАЖМ на мировом рынке транспортных услуг, но этого недостаточно для переориентации крупных транспортно-экспедиторских компаний с традиционных маршрутов на новое направление. Недостаточное использование технических возможностей Северного коридора объясняется исключительно высокой конкуренцией альтернативных маршрутов Европа - Азия (в частности, Транссибирская железнодорожная магистраль), наличием комплекса нерешенных вопросов и неадекватными усилиями государств-участников эксплуатации трансазиатского маршрута (через Китай - Казахстан) по увеличению грузопотоков в этом направлении.

Делись добром ;)