3. Оценка состояния культуры безопасности
В целях повышения уровня безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге ОАО «РЖД» внедряется система менеджмента безопасности движения. Одной из особенностей создаваемой СМБД должен стать переход к доверительному и открытому обмену информацией, связанной с безопасностью движения. При реализации такого перехода работники, особенно работники исполнительского звена, не должны испытывать страха наказания за сообщение сведений о недостатках, как в своей работе, так и в смежных видах деятельности или деятельности организации в целом [9].
Комплекс таких отношений и результатов понимания важности и ответственности работников в обеспечении всех видов безопасности в настоящее время получил наименование культура безопасности. При этом следует иметь в виду, что культура безопасности практически охватывает все элементы СМБД. Признаками позитивной культуры безопасности, которым руководители должны уделять постоянное внимание и культивировать на всех уровнях управления, являются:
а) достижение управляемости всех процессов деятельности, связанных с безопасностью движения, и ведущей роли менеджмента в ресурсном обеспечении этих процессов;
б) обеспечение двухстороннего обмена информацией (как по вертикали снизу вверх и сверху вниз, так и по горизонтали с работниками смежных видов деятельности и работниками смежных организаций) с предоставлением достаточного числа каналов обмена информацией;
в) вовлечение персонала в решение проблем безопасности движения (поддержка его стремления к обсуждению проблем безопасности движения, планированию мероприятий или улучшений, оценке их результативности) как в сфере ответственности самого работника, так и в сфере ответственности других работников;
г) непрерывное отслеживание решения выявленных проблем безопасности движения, выявление новых проблем, а также приобретение опыта из любых случаев нарушений безопасности движения;
д) признание существования системных причин нарушений безопасности движения, перенос акцента с ошибки человека как причины небезопасного события на человеческие ошибки как симптом наличия проблем в системе [9].
Выделение признаков культуры безопасности и критериев выявления их наличия создает предпосылки для количественного определения и независимой проверки (аудита) уровня культуры безопасности в холдинге «РЖД».
Результаты проверок состояния культуры безопасности движения различных проверяемых организаций холдинга «РЖД» должны быть сравниваемыми и сопоставимыми, что требует применения единых подходов к получению свидетельств таких проверок.
Основным методом проведения проверок состояния культуры безопасности движения является метод анкетирования работников организации холдинга «РЖД» для выявления проявлений их деятельности и отношения к конкретным поступкам и поведению (своим и других работников) в части соблюдения требований безопасности движения.
К другим методам проведения проверок, дополняющим метод анкетирования, относятся:
а) метод интервьюирования для выявления индивидуального отношения к культуре безопасности движения отдельных работников;
б) метод фокус-группы (или фокусированного интервью), представляющий собой групповую дискуссию, в ходе которой выясняется групповое отношение участников дискуссии к тому или иному признаку или элементу признака культуры безопасности движения;
в) метод обработки имеющихся в организации данных системы внутреннего учета и регистрации информации, связанной с безопасностью движения, о деятельности персонала и функционировании технических средств [9].
При этом должно проверяться наличие признаков проявления отношения персонала проверяемой организации к обеспечению безопасности движения и их соответствие тем признакам культуры безопасности, которые изложены в Руководстве по созданию СМБД.
Проверка состояния культуры безопасности движения должна проводиться в следующем порядке:
- размножения и передачи работникам проверяемых структурных подразделений анкет, с указанием срока возврата заполненных анкет;
- выделения от организации холдинга «РЖД» сопровождающего лица для обеспечения проведения следующих процедур:
а) возможной дополнительной личной передачи персоналу и сбора от него специальных анкет;
б) взятии интервью у отдельных работников;
в) проведении, при необходимости, исследования методом фокус-группы;
г) получении данных системы внутреннего учета и регистрации информации, связанной с безопасностью движения.
При необходимости, или при наличии вопроса у работника организации холдинга «РЖД», даются пояснения по их заполнению.
В частности, поясняется, что:
- на каждый вопрос анкеты следует дать только один ответ, выбрав его из перечисленных вариантов, характеризующих степень согласия (или несогласия) опрашиваемого работника с представленным в анкете утверждением;
- анкета является анонимной и любой вариант ответа не будет использоваться против интересов заполнившего ее лица.
После проведения проверки состояния культуры безопасности движения составляется отчет. В отчете должны быть отражены как позитивные, так и негативные свидетельства, выявленные в процессе проверки (в том числе индивидуальные или групповые, если в процессе проверки использовались методы интервьюирования и фокус-группы), и даны предложения (в форме направлений работ) для улучшения [9].
По результатам проверок состояния культуры безопасности движения и на основании выводов, приведенных в отчетах о таких проверках, руководителями проверенных подразделений организаций холдинга «РЖД» разрабатываются мероприятия (корректирующие и предупреждающие действия) по устранению выявленных несоответствий и организуется их выполнение.
Для реализации этих мероприятий составляется план развития культуры безопасности движения, утверждаемый руководителем организации [9].
В рамках дипломной работы была проведена оценка культуры безопасности в Иркутской дистанции электроснабжения, оценка проводилась методом анкетирования согласно требованиям распоряжения ОАО «РЖД» от 10.12.2014 №2957 «Об утверждении Руководства по проверке состояния культуры безопасности движения в организациях холдинга «РЖД» и их структурных подразделениях».
- Введение
- 1. Система менеджмента безопасности движения. Общие сведения о системе менеджмента безопасности движения (СМБД)
- 1.1 Культура безопасности движения. Влияние человеческого фактора на безопасность движения
- 1.2 Безопасность движения поездов в хозяйстве электрификации и электроснабжения
- 2. Анализ хозяйственной деятельности Иркутской дистанции электроснабжения
- 2.1 Характеристика предприятия
- 2.2 Анализ основных показателей деятельности хозяйства электроснабжения
- 3. Оценка состояния культуры безопасности
- Дистанция электроснабжения (эч)
- 2.Структура дистанций электроснабжения.
- Глава 14. Планирование производственной деятельности дистанции электроснабжения
- 2.1 Организация обучения и проверка знаний по охране труда в дистанции электроснабжения
- Производственная и управленческая структура дистанции электроснабжения
- 7. Хозяйство электрификации и электроснабжения:
- 3.10. Хозяйство электрификации и электроснабжения
- Хозяйство электроснабжения