Введение
Структурные преобразования в экономике приводят к увеличению спроса на все виды транспортных услуг, необходимости улучшения транспортной инфраструктуры. Для России, учитывая ее геополитическое положение, развитие транспортной инфраструктуры -- не просто экономическая задача, но задача обеспечения единства страны.
Безопасность движения на железнодорожном транспорте одна из наиболее актуальных проблем, напрямую зависящая от так называемого человеческого фактора, удельный вес которого среди причин происшествий достигает 90% и более. Понятие человеческий фактор характеризуется чрезвычайной многогранностью и сложностью. Теоретически в это понятие могут быть включены все явления в организации безопасности движения, так или иначе связанные с человеком [1].
Проблема безопасности движения на всех этапах развития железнодорожного транспорта была в центре внимания ученых, руководителей различных подразделений и всех работников железнодорожного транспорта. С течением времени повышались требования к уровню безопасности движения и способам решения этой проблемы. В настоящее время формируются новые подходы к решению проблем безопасности.
В ОАО «РЖД» разработана и внедряется система менеджмента безопасности движения (далее СМБД) [2].
Одним из основных элементов СМБД является культура безопасности движения. Для разработки мероприятий, направленных на снижение влияния человеческого фактора на безопасность движения необходимо создать культуру безопасности, а для этого следует внести анализ существующего состояния, который будет проведен в третьей части дипломной работы.
Цель дипломного проекта: проведение оценки состояния культуры безопасности на примере предприятия железнодорожного транспорта.
Объектом исследования является предприятие (организация) ЭЧ - 5, Иркутская дистанция электроснабжения - структурное подразделение восточно-сибирской дирекции инфраструктуры восточно-сибирской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты СМБД в ОАО «РЖД», а также влияние человеческого фактора;
- рассмотрены основные задачи, функции и права дистанции электроснабжения;
- проведен анализ основных показателей деятельности дистанции электроснабжения;
- проведено анкетирование работников дистанции электроснабжения, в ходе которого выявлены слабые и сильные стороны предприятия.
В соответствии с поставленными задачами в первом разделе дипломной работы рассмотрена теоретическая часть вопроса, касающаяся системы менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД», изучено влияние человеческого фактора на безопасность движения, а также безопасность движения поездов в хозяйстве электрификации и электроснабжения.
Во втором разделе представлена характеристика дистанции электроснабжения, проведён анализ хозяйственной деятельности по основным показателям.
В третьей части отражены результаты анкетирования рабочих и руководителей дистанции. По этим данным выявлены вопросы, которые нуждаются в рассмотрении, а также необходимых мероприятиях.
- Введение
- 1. Система менеджмента безопасности движения. Общие сведения о системе менеджмента безопасности движения (СМБД)
- 1.1 Культура безопасности движения. Влияние человеческого фактора на безопасность движения
- 1.2 Безопасность движения поездов в хозяйстве электрификации и электроснабжения
- 2. Анализ хозяйственной деятельности Иркутской дистанции электроснабжения
- 2.1 Характеристика предприятия
- 2.2 Анализ основных показателей деятельности хозяйства электроснабжения
- 3. Оценка состояния культуры безопасности