Оценка деятельности грузового транспорта общего пользования
2.2 Анализ грузооборота транспорта общего пользования
Вторым из основных показателей работы грузового транспорта является грузооборот. В таблице 11 представлены интервальные ряды динамики грузооборота по видам транспорта общего пользования. Также рассчитано среднее значение грузооборота за 5 лет с помощью средней арифметической простой.
"right">Таблица 11Грузооборот по видам транспорта общего пользования (миллиардов тонно-километров) http://www.gks.ru
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
В среднем за 5 лет |
||
Транспорт - всего |
4284 |
4558 |
4676 |
4801 |
4915 |
4646,8 |
|
В том числе по видам: |
|||||||
Железнодорожный |
1669 |
1802 |
1858 |
1951 |
2090 |
1874 |
|
Автомобильный |
173 |
182 |
194 |
199 |
206 |
190,8 |
|
Трубопроводный |
2273 |
2413 |
2474 |
2499 |
2465 |
2424,8 |
|
Морской |
85 |
66 |
60 |
62 |
65 |
67,6 |
|
Внутренний водный |
81 |
92 |
87 |
87 |
86 |
86,6 |
|
Воздушный |
2,7 |
3,0 |
2,8 |
2,9 |
3,4 |
2,96 |
По данным таблицы 11 видно, что максимальный грузооборот был зафиксирован в 2009 году по трубопроводному транспорту и составил 2499 миллиардов тонно-километров. А самый минимальный грузооборот - по воздушному транспорту в 2006 году, численное значение которого равно 2,7 тонно-километров.
Чтобы узнать долю каждого транспорта в общем количестве грузооборота рассчитаем относительный показатель структуры. Данные по структуре отражает таблица 12
"right">Таблица 12Структура грузооборота по видам транспорта общего пользования, в %
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
В среднем за 5 лет |
||
Транспорт - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
В том числе по видам: |
|||||||
Железнодорожный |
38,96 |
39,53 |
39,73 |
40,64 |
42,52 |
40,33 |
|
Автомобильный |
4,04 |
3,99 |
4,15 |
4,14 |
4,19 |
4,11 |
|
Трубопроводный |
53,06 |
52,94 |
52,91 |
52,05 |
50,15 |
52,18 |
|
Морской |
1,98 |
1,45 |
1,28 |
1,29 |
1,32 |
1,45 |
|
Внутренний водный |
1,89 |
2,02 |
1,86 |
1,81 |
1,75 |
1,86 |
|
Воздушный |
0,06 |
0,07 |
0,06 |
0,06 |
0,07 |
0,06 |
По имеющимся данным таблицы 11 можно утверждать, что наибольшую долю по грузообороту имеет трубопроводный транспорт. В 2007 она была самая высокая и составляла 52,94% от общего грузооборота. Наименьшую долю имеет воздушный транспорт. Самой низкой она была в 2006, 2008 и в 2009 годах - 0,06%. Второе и третье место занимают железнодорожный (максимальное значение в 2010 году - 42,52%) и автомобильный транспорт (2010 год - 4,19%) соответственно. В 2006 году доля морского транспорта по грузообороту была выше, чем по внутреннему водному. Однако в 2007 году ситуация изменилась, и доля внутреннего водного транспорта стала выше, чем доля морского. Такое положение доли внутреннего водного транспорта по грузообороту сохранилось до 2010 года.
Динамика грузоперевозок отличается от графика динамики грузооборота. Здесь на первое место выходит трубопроводный транспорт. Это обуславливается тем, что например такие грузы как газ, нефть транспортируются в основном по трубопроводам, так как это удобней и дешевле. Второе место по грузообороту занимает железнодорожный транспорт, а затем уже идут и все остальные виды транспорта. На самом последнем месте по грузообороту стоит воздушный транспорт, так же как и в динамике грузоперевозок. На графике хорошо просматривается увеличение грузооборота по железнодорожному транспорту, и уменьшение с 2009 года грузооборота по трубопроводному транспорту. Грузооборот по оставшимся видам транспорта относительно стабилен, увеличения и уменьшения грузооборота не очень велики.
Для получения общей картины изменения динамики грузооборота по видам транспорта стоит рассчитать абсолютные и относительные показатели, такие как цепные абсолютные приросты, цепные темпы роста и прироста. Эти данные представлены в таблицах 13, 14, 15.
"right">Таблица 13Абсолютные приросты грузооборота по видам транспорта общего пользования, миллиардов тонно-километров (на цепной основе)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
За весь период |
Среднегодовой абсолютный прирост |
||
Транспорт - всего |
274 |
118 |
125 |
114 |
631 |
157,75 |
|
В том числе по видам: |
|||||||
Железнодорожный |
133 |
56 |
93 |
139 |
421 |
105,25 |
|
Автомобильный |
9 |
12 |
5 |
7 |
33 |
8,25 |
|
Трубопроводный |
140 |
61 |
25 |
-34 |
192 |
48 |
|
Морской |
-19 |
-6 |
2 |
3 |
-20 |
-5 |
|
Внутренний водный |
11 |
-5 |
0 |
-1 |
5 |
1,25 |
|
Воздушный |
0,3 |
-0,2 |
0,1 |
0,5 |
0,7 |
0,175 |
Темпы роста грузооборота по видам транспорта общего пользования, миллиардов тонно-километров, в % (на цепной основе)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Среднегодовой |
||
Транспорт - всего |
106,40 |
102,59 |
102,67 |
102,37 |
103,49 |
|
В том числе по видам: |
||||||
Железнодорожный |
107,97 |
103,11 |
105,01 |
107,12 |
105,78 |
|
Автомобильный |
105,20 |
106,59 |
102,58 |
103,52 |
104,46 |
|
Трубопроводный |
106,16 |
102,53 |
101,01 |
98,64 |
102,05 |
|
Морской |
77,65 |
90,91 |
103,33 |
104,84 |
95,51 |
|
Внутренний водный |
113,58 |
94,57 |
100 |
98,85 |
101,51 |
|
Воздушный |
111,11 |
93,33 |
103,57 |
117,24 |
105,93 |
Темпы прироста грузооборота по видам транспорта общего пользования, в % (на цепной основе)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Среднегодовой |
||
Транспорт - всего |
6,40 |
2,59 |
2,67 |
2,37 |
3,49 |
|
В том числе по видам: |
||||||
Железнодорожный |
7,97 |
3,11 |
5,01 |
7,12 |
5,78 |
|
Автомобильный |
5,20 |
6,59 |
2,58 |
3,52 |
4,46 |
|
Трубопроводный |
6,16 |
2,53 |
1,01 |
-1,36 |
2,05 |
|
Морской |
-22,35 |
-9,09 |
3,33 |
4,84 |
-6,49 |
|
Внутренний водный |
13,58 |
-5,43 |
0 |
-1,15 |
1,51 |
|
Воздушный |
11,11 |
-6,67 |
3,57 |
17,24 |
5,93 |
По данным трех таблиц можно отметить, что за изучаемый период среднегодовой темп прироста грузооборота по всем видам транспорта, за исключением морского, был положительный. Однако приобрел тенденцию значительного снижения в период с 2007 по 2008 год. Так если в 2007 году тем прироста по грузообороту в общем по всем видам транспорта составлял 6,4% или 274 миллиарда тонно-километров, то в 2008 году всего лишь 2,59% или 118 миллиардов тонно-километров. Самый большой отрицательный прирост был зафиксирован в 2007 году по данным темпа прироста грузооборота по морскому транспорту и составил 22,35% или 19 миллиардов тонно-километр. А самый большой положительный прирост отмечается по грузообороту по воздушному транспорту и имеет численное значение равное 0,7 миллиардов тонно-километров или 17,24%. Так же по грузообороту этого вида транспорта был замечен самый большой среднегодовой прирост, который составил 5,93% .
Для более наглядного представления изменения темпов роста во времени построим график.
Смотря на график можно отметить, что грузооборот по всем видам транспорта кроме трубопроводного снижался к 2008 году. Затем к 2009 году наблюдается увеличение темпов роста по всем видам транспорта опять таки кроме трубопроводного. Темп роста грузоперевозок по этому виду транспорта снижается. В общем, к 2010 году просматривается тенденция по увеличению темпов роста грузооборота по всем видам транспорта за исключением внутреннего водного и морского видов транспорта.