Оценка деятельности грузового транспорта общего пользования

курсовая работа

2.2 Анализ грузооборота транспорта общего пользования

Вторым из основных показателей работы грузового транспорта является грузооборот. В таблице 11 представлены интервальные ряды динамики грузооборота по видам транспорта общего пользования. Также рассчитано среднее значение грузооборота за 5 лет с помощью средней арифметической простой.

"right">Таблица 11

Грузооборот по видам транспорта общего пользования (миллиардов тонно-километров) http://www.gks.ru

2006

2007

2008

2009

2010

В среднем за 5 лет

Транспорт - всего

4284

4558

4676

4801

4915

4646,8

В том числе по видам:

Железнодорожный

1669

1802

1858

1951

2090

1874

Автомобильный

173

182

194

199

206

190,8

Трубопроводный

2273

2413

2474

2499

2465

2424,8

Морской

85

66

60

62

65

67,6

Внутренний водный

81

92

87

87

86

86,6

Воздушный

2,7

3,0

2,8

2,9

3,4

2,96

По данным таблицы 11 видно, что максимальный грузооборот был зафиксирован в 2009 году по трубопроводному транспорту и составил 2499 миллиардов тонно-километров. А самый минимальный грузооборот - по воздушному транспорту в 2006 году, численное значение которого равно 2,7 тонно-километров.

Чтобы узнать долю каждого транспорта в общем количестве грузооборота рассчитаем относительный показатель структуры. Данные по структуре отражает таблица 12

"right">Таблица 12

Структура грузооборота по видам транспорта общего пользования, в %

2006

2007

2008

2009

2010

В среднем за 5 лет

Транспорт - всего

100

100

100

100

100

100

В том числе по видам:

Железнодорожный

38,96

39,53

39,73

40,64

42,52

40,33

Автомобильный

4,04

3,99

4,15

4,14

4,19

4,11

Трубопроводный

53,06

52,94

52,91

52,05

50,15

52,18

Морской

1,98

1,45

1,28

1,29

1,32

1,45

Внутренний водный

1,89

2,02

1,86

1,81

1,75

1,86

Воздушный

0,06

0,07

0,06

0,06

0,07

0,06

По имеющимся данным таблицы 11 можно утверждать, что наибольшую долю по грузообороту имеет трубопроводный транспорт. В 2007 она была самая высокая и составляла 52,94% от общего грузооборота. Наименьшую долю имеет воздушный транспорт. Самой низкой она была в 2006, 2008 и в 2009 годах - 0,06%. Второе и третье место занимают железнодорожный (максимальное значение в 2010 году - 42,52%) и автомобильный транспорт (2010 год - 4,19%) соответственно. В 2006 году доля морского транспорта по грузообороту была выше, чем по внутреннему водному. Однако в 2007 году ситуация изменилась, и доля внутреннего водного транспорта стала выше, чем доля морского. Такое положение доли внутреннего водного транспорта по грузообороту сохранилось до 2010 года.

Динамика грузоперевозок отличается от графика динамики грузооборота. Здесь на первое место выходит трубопроводный транспорт. Это обуславливается тем, что например такие грузы как газ, нефть транспортируются в основном по трубопроводам, так как это удобней и дешевле. Второе место по грузообороту занимает железнодорожный транспорт, а затем уже идут и все остальные виды транспорта. На самом последнем месте по грузообороту стоит воздушный транспорт, так же как и в динамике грузоперевозок. На графике хорошо просматривается увеличение грузооборота по железнодорожному транспорту, и уменьшение с 2009 года грузооборота по трубопроводному транспорту. Грузооборот по оставшимся видам транспорта относительно стабилен, увеличения и уменьшения грузооборота не очень велики.

Для получения общей картины изменения динамики грузооборота по видам транспорта стоит рассчитать абсолютные и относительные показатели, такие как цепные абсолютные приросты, цепные темпы роста и прироста. Эти данные представлены в таблицах 13, 14, 15.

"right">Таблица 13

Абсолютные приросты грузооборота по видам транспорта общего пользования, миллиардов тонно-километров (на цепной основе)

2007

2008

2009

2010

За весь период

Среднегодовой абсолютный прирост

Транспорт - всего

274

118

125

114

631

157,75

В том числе по видам:

Железнодорожный

133

56

93

139

421

105,25

Автомобильный

9

12

5

7

33

8,25

Трубопроводный

140

61

25

-34

192

48

Морской

-19

-6

2

3

-20

-5

Внутренний водный

11

-5

0

-1

5

1,25

Воздушный

0,3

-0,2

0,1

0,5

0,7

0,175

"right"> Таблица 14

Темпы роста грузооборота по видам транспорта общего пользования, миллиардов тонно-километров, в % (на цепной основе)

2007

2008

2009

2010

Среднегодовой

Транспорт - всего

106,40

102,59

102,67

102,37

103,49

В том числе по видам:

Железнодорожный

107,97

103,11

105,01

107,12

105,78

Автомобильный

105,20

106,59

102,58

103,52

104,46

Трубопроводный

106,16

102,53

101,01

98,64

102,05

Морской

77,65

90,91

103,33

104,84

95,51

Внутренний водный

113,58

94,57

100

98,85

101,51

Воздушный

111,11

93,33

103,57

117,24

105,93

"right">Таблица 15

Темпы прироста грузооборота по видам транспорта общего пользования, в % (на цепной основе)

2007

2008

2009

2010

Среднегодовой

Транспорт - всего

6,40

2,59

2,67

2,37

3,49

В том числе по видам:

Железнодорожный

7,97

3,11

5,01

7,12

5,78

Автомобильный

5,20

6,59

2,58

3,52

4,46

Трубопроводный

6,16

2,53

1,01

-1,36

2,05

Морской

-22,35

-9,09

3,33

4,84

-6,49

Внутренний водный

13,58

-5,43

0

-1,15

1,51

Воздушный

11,11

-6,67

3,57

17,24

5,93

По данным трех таблиц можно отметить, что за изучаемый период среднегодовой темп прироста грузооборота по всем видам транспорта, за исключением морского, был положительный. Однако приобрел тенденцию значительного снижения в период с 2007 по 2008 год. Так если в 2007 году тем прироста по грузообороту в общем по всем видам транспорта составлял 6,4% или 274 миллиарда тонно-километров, то в 2008 году всего лишь 2,59% или 118 миллиардов тонно-километров. Самый большой отрицательный прирост был зафиксирован в 2007 году по данным темпа прироста грузооборота по морскому транспорту и составил 22,35% или 19 миллиардов тонно-километр. А самый большой положительный прирост отмечается по грузообороту по воздушному транспорту и имеет численное значение равное 0,7 миллиардов тонно-километров или 17,24%. Так же по грузообороту этого вида транспорта был замечен самый большой среднегодовой прирост, который составил 5,93% .

Для более наглядного представления изменения темпов роста во времени построим график.

Смотря на график можно отметить, что грузооборот по всем видам транспорта кроме трубопроводного снижался к 2008 году. Затем к 2009 году наблюдается увеличение темпов роста по всем видам транспорта опять таки кроме трубопроводного. Темп роста грузоперевозок по этому виду транспорта снижается. В общем, к 2010 году просматривается тенденция по увеличению темпов роста грузооборота по всем видам транспорта за исключением внутреннего водного и морского видов транспорта.

Делись добром ;)