Особенности туристических путешествий на воздушном транспорте
3. Обеспечение безопасности воздушных перевозок
Обострение политических и социально-экономических проблем, появление обширных зон конфликтных ситуаций, терроризм, захваты заложников, криминализация общества - всё это коснулось РФ после распада СССР. Непосредственным объектом актов террористического воздействия оказался воздушный транспорт, аккумулирующий гигантские денежные и материальные ресурсы, играющий особую роль в деле поддержания нормальной жизнедеятельности любого государства. Любой инцидент на воздушном транспорте вызывает огромный резонанс в обществе. Попытки захвата и захваты ВС, угрозы и взрывы в аэропортах, иные АНВ (акты незаконного вмешательства) в деятельность ГА, серьёзно осложняют обстановку на воздушном транспорте, подрывают веру людей в безопасность, влекут тяжелые моральные, экономические и даже политические последствия, наносят ущерб национальным интересам.
Авиационная безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
В соответствии с Конвенцией о международной организации гражданской авиации (ИКАО) государство несет ответственность за разработку законодательства, регулирующего деятельность гражданской авиации, её защиту от актов незаконного вмешательства и организацию системы надзора и контроля за выполнением установленных требований обеспечения авиационной безопасности. Основным методом, посредством которого государство через специально уполномоченный орган в области гражданской авиации может осуществлять необходимый контроль за деятельностью аэропортов, авиапредприятий и эксплуатантов, является их сертификация и выдача Сертификата соответствия.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями военизированной охраны аэродромов или аэропортов, службами авиационной безопасности эксплуатантов, а также специально уполномоченным органом, наделённым этим правом федеральным законом.
Авиационная безопасность обеспечивается посредством:
1. предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома
2. охраны ВС на стоянках в целях исключения возможности проникновения на ВС посторонних лиц
3. исключения возможности незаконного провоза на ВС оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза
4. предполётного досмотра
5. реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов
Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещённые к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членам экипажа ВС или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством РФ. Сотрудникам служб авиационной безопасности разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.
В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполётному досмотру подлежат ВС, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.
Предполётный досмотр членов экипажа, ВС и обслуживающего персонала проводится в целях предотвращения провоза предметов, запрещённых к перевозке воздушным транспортом.
Персонал пропускается в контролируемую зону аэропорта через пункты досмотра с использованием технических средств. Досмотр членов экипажа ВС производится отдельно от пассажиров. По прохождении досмотра ставится штамп в задании на полёт на лицевой стороне с правой стороны от фамилии члена экипажа.
Предполётный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится в аэропорту или на ВС уполномоченными лицам служб авиационной безопасности.
К участию в предполётном досмотре могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел на транспорте. Проведение предполётного досмотра не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством РФ.
При выполнении международных полётов ВС предполётный досмотр проводится после осуществления пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, фитосанитарного и иного контроля.
При отказе пассажира ВС от проведения досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.
Государственный контроль на транспорте.
Всякая международная воздушная перевозка связана с пересечением государственных границ, поэтому пассажир должен строго выполнять правила, установленные странами отправления, транзита, назначения.
Имеются шесть основных документов и требований, наличие и выполнение которых является обязательным для пассажиров международных рейсов:
· паспорт
· виза
· медицинская карта
· аэропортовый сбор
· таможенный контроль
· валютное регулирование
При международной воздушной перевозке пассажир должен иметь паспорт, признанный всеми странами, в которые и через которые он совершает поездку. При проверке паспорта необходимо уточнить:
1. срок действия паспорта
2. пригодность для данной страны, страны назначения и транзита
Паспорт является собственностью оформившего его государства, должен всегда быть у пассажиров, а при утере надо немедленно сообщить в посольство или консульство.
Виза - это запись в паспорте или другом документе, сделанная официальными органами. Визы бывают:
1. выездные, выдаваемые МИД данной страны для выезда из страны
2. въездные, выдаваемые посольством или консульством данной страны за границей
3. транзитные, выдаваемые страной транзита
Таможенный контроль производится государственными органами с целью ограничения ввоза или вывоза определённых наименований товаров и вещей.
Таможенный досмотр включает информацию о предметах и вещах, запрещённых для импорта и экспорта, и о предметах и вещах, импорт и экспорт которых ограничен и/или облагается таможенной пошлиной. Перед прохождением таможенного контроля пассажир заполняет декларацию, в которой указывает:
· паспортные данные: фамилию, гражданство
· маршрут воздушной поездки
· количество мест багажа, ручной клади
· содержимое багажа
· другую информацию, по требованию государственных органов.
После заполнения декларации багаж и ручная кладь пассажира подвергаются таможенному досмотру. От заполнения декларации могут освобождаться:
1. дети до 16 лет, следующие с родителями (опекунами)
2. члены экипажа ВС
3. дипломаты
За последнее время, с целью упрощения таможенных формальностей, в некоторых аэропортах внедрена система “зелёного канала” и “красного канала”. Через “зелёный канал” проходят пассажиры без заполнения декларации, если у этих пассажиров в багаже и ручной клади нет предметов и вещей, ограниченных или запрещённых к ввозу/вывозу, валюта не превышает установленных размеров, драгоценности находятся только на себе. Остальные пассажиры проходят через “красный канал” с заполнением декларации.
Контроль безопасности проходят все вылетающие пассажиры, у которых в их ручной клади не должно быть предметов, запрещённых к перевозке воздушным транспортом.