Анализ эксплуатации автомобильного парка на автотранспортном предприятии АО "Ульяновск-транссервис"
1.2 Эксплуатационные показатели работы предприятия
Предприятие осуществляет перевозки общехозяйственных грузов всех классов, с доведёнными плановыми заданиями; как по объёму перевозок, так и по грузообороту справляется почти ежемесячно. Однако бизнес-план грузоперевозок по обслуживаемой зоне в объёмном показателе выполняется далеко не по всем клиентам, что объясняется большой отдалённостью предприятий от пунктов снабжения и реализации, также отвлечением на неплановую клиентуру и в не меньшей степени - недостатка подвижного состава.
Основные эксплуатационные показатели использования автопарка представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 Эксплуатационные показатели автопарка
Наименование показателя |
Годы |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Среднесписочное количество автомобилей, ед. |
27 |
27 |
29 |
|
Общая грузоподъёмность, т |
714,3 |
714,3 |
721,8 |
|
Простои в ремонте, автомобиле-дни |
1072 |
1258 |
1483 |
|
Коэффициент технической готовности |
0,745 |
0,715 |
0,670 |
|
Коэффициент выпуска парка |
0,742 |
0,708 |
0,629 |
|
Режим работы, ч |
9,6 |
9,6 |
9,8 |
|
Коэффициент использования пробега |
0,91 |
0,94 |
0,89 |
|
Коэффициент использования грузоподъёмности |
1,044 |
0,975 |
0,950 |
|
Среднесуточный пробег, км |
300 |
283 |
276 |
|
Среднее расстояние перевозок, км |
364 |
255 |
254 |
|
Перевезено груза, тыс. т |
2,078 |
3,390 |
3,515 |
|
Годовой объём работ, тыс. т.км |
4 292 728 |
7 000 756 |
8 436 537 |
Среднесуточный пробег рассчитывается по формуле:
км,(1.1)
где: Nрд - количество дней работы автомобиля в году;
Lcг - средняя годовая наработка по всем автомобилям, рассчитываемая как средневзвешенное значение по формуле:
тыс. км,(1.2)
где Lсг - среднегодовой пробег автомобиля i-й марки, тыс. км;
ni - количество автомобилей i-й марки.
Для 2008 года:
тыс. км,
км
Режим работы автомобилей на предприятии составляет 9,6 часов, однако это достигнуто в основном за счёт превышения норм рабочего времени водительского состава, что недопустимо в соответствии с конституционным законодательством об охране труда.
Организация работы автомобилей в 2 -х сменном режиме проводится слабо. Большое количество водителей привлекается к обслуживанию и ремонту автомобилей.
Эксплуатационной службой проводится определённая работа по использованию автомобилей в обоих направлениях, коэффициент использования пробега на протяжении нескольких лет сохраняется в пределах близких к 0,9, однако эта работа сводится лишь к удержанию достигнутого, а не дальнейшего увеличения названного показателя.
Предприятие имеет автомобили в основном автомобили большой грузоподъёмности (МАЗ-6422 - фургоны с полуприцепами). Среди автомобилей средней грузоподъёмности - в основном фургоны и бортовые автомобили. Прицепной парк достаточно велик. Для внутрихозяйственных доставок в подвижной состав включены грузовые автомобили малой грузоподъёмности марки «Газель» (около 10 %. Коэффициент использования грузоподъёмности на предприятии удерживается близким к 1,0. Это свидетельствует о хорошем использовании подвижного состава. Однако имеющие место случаи перегруженного состояния транспортного средства ведут к аварийному износу техники и значительному снижению безопасности движения.
Анализируя выполнение бизнес-планов грузоперевозок по месяцам, необходимо отметить, что объём грузоперевозок распределён в течение года достаточно равномерно, чтобы утверждать об отсутствии какой-либо сезонности в выполнении транспортных работ. Некоторое отклонение объёма выполненных работ от среднего значения связано в основном с состоянием дорог (преимущественно в зимний период).
Анализируя структурный состав парка необходимо отметить, что обновление подвижного состава различной грузоподъёмности происходит равномерно, что стабилизирует показатель средней грузоподъёмности подвижного состава, а также положительно влияет на такие показатели, как коэффициент технической готовности и коэффициент выпуска парка.
Однако, не смотря на это на предприятии достаточно велики простои неисправных автомобилей из-за недоработки технической службы в плане организации плановых мероприятий, связанных с ремонтно-обслуживающими воздействиями.
Данные по количеству простоев за последние три года представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 Количество дней простоев автомобилей на обслуживании и ремонте
Марка автомобилей |
Количество авт-лей данной марки |
Количество простоев |
||||||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
||||||
На 1 авт-ль |
Всего по марке |
На 1 авт-ль |
Всего по марке |
На 1 авт-ль |
Всего по марке |
|||
МАЗ - 64229 |
16 |
50 |
800 |
60 |
960 |
65 |
1040 |
|
МАЗ - 64229 |
3 |
--- |
--- |
--- |
--- |
17 |
51 |
|
ЗИЛ - 433100 |
1 |
--- |
--- |
--- |
--- |
45 |
135 |
|
ЗИЛ - 433512 |
4 |
48 |
192 |
52 |
208 |
56 |
224 |
|
ЗИЛ - 431410 |
2 |
40 |
80 |
42 |
84 |
43 |
86 |
|
ГАЗ - 2705 (Газель) |
1 |
--- |
--- |
--- |
--- |
10 |
10 |
|
ГАЗ - 2703 (Газель) |
2 |
--- |
--- |
10 |
20 |
12 |
24 |
Как видно из таблицы, количество простоев ежегодно возрастает.
Простои в ремонте увеличиваются по следующим причинам:
несоблюдение периодичности техобслуживания (превышение пробега до очередного ТО достигает 2-х и более кратного значения);
некачественное проведение работ, предусмотренных плановыми воздействиями по техническому обслуживанию (ТО), и текущих ремонтов (ТР), особенно - при вынужденном ремонте в полевых условиях, что приводит к интенсивному износу и преждевременным отказам подвижного состава и массовой постановке автомобилей на текущий ремонт.
Представленные данные (см. табл. 1.2) показывают, что за период последних трёх лет значение коэффициента выпуска парка падает с 0,742 до 0,629.
Исходя из вышеизложенного, для более эффективного выполнения планов грузоперевозок необходимо некоторое улучшение организации процесса технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава.