3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПАКОВКИ, МАРКИРОВКИ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ГРУЗОВ В МИРЕ, РОССИИ, СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ (КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ)
Упаковочные средства в мире выбирают по видам, конструкции размерам и материалам в зависимости от товара и требований по защите его от вредного воздействия различных факторов.
Различают три основные группы внешних факторов, по которым в России следует осуществлять мероприятия по защите товара при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировке и хранении: факторы механического воздействия (удары, толчки, вибрации, статические нагрузки и др.), факторы климатического воздействия (влияние атмосферных явлений, солнечной радиации и др.) и факторы биологического воздействия (влияние жизнедеятельности микроорганизмов, насекомых и др.). Они действуют как на груз, так и на тару и упаковочные средства защиты. Поэтому тару и упаковочные материалы необходимо правильно выбирать, рассчитывать и применять.
Защита товаров от повреждения и потерь предусматривает применение комплекса мероприятий, которые охватывают правильный выбор упаковочных средств, соблюдение правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ, транспортировки и хранения с учетом особенностей товара и влияния различных внешних факторов [4].
Защита металлических изделий от коррозии не может быть достигнута только одними упаковочными материалами. В отдельных случаях необходимо применять консервацию. Консервация незащищенных металлических поверхностей в Сибирском федеральном округе, как средство временной защиты от коррозии на период хранения и транспортировки, непосредственно связана с защитной упаковкой. Консервации подлежат все металлические поверхности, за исключением поверхностей с лакокрасочными покрытиями. Защитный комплекс упаковки товаров в общем виде состоит последовательно из трех основных процессов: консервации, обертывания в бумагу, ткань или другой материал и упаковки в тару. В зависимости от свойств товара могут применяться все процессы или некоторые из них.
Консервация и упаковка товаров в мире должна обеспечить хранение товара в течение гарантийных сроков, установленных техническими требованиями: для предметов точной механики, измерительных приборов, оптических изделий и инструмента - 12 месяцев от даты выпуска до даты поступления до потребителя или к месту погрузки и перевозки их за границу; для серийных машин и аппаратов, для малых и средних устройств - 24 месяца с даты выпуска до даты поступления к потребителю или с момента нагрузки и пересечения границы страны; для больших машин, больших установок и другого машиностроительного оборудования - 36 месяцев от даты выпуска до даты поступления к потребителю или пересечения границы страны.
Изделия, предназначенные для экспорта, подлежат в процессе производства промежуточной консервации, а перед упаковкой - окончательной консервации. Изделия, которым после испытаний не требуется разборка для консервации, необходимо собирать, применяя смазки для окончательной консервации. Перед применением их необходимо обязательно проверять на соответствие всем соответствующим техническим условиям. В заказах на смазки для консервации изделий обязательно должно быть указано назначение смазки. На этикетке тары смазки в Сибирском федеральном округе, которая поставляется для консервации, должна быть соответствующая маркировка: индекс «Т» (товары, которые предназначенных для поставки и работы в условиях тропиков) и индекс «S» (для работы в условиях севера).
Окончательная консервация проводится после обкатки и приемки машины, станка или агрегата непосредственно после подготовки поверхности. Консервационная смазка наносится равномерно, сплошным слоем на обезжиренную, чистую, сухую поверхность детали или узла. Смазка на консервированной поверхности наносится в два слоя с предварительной выдержкой смазки в расплавленном состоянии в течение 1,5 ... 2 часов. Второй слой наносится только после полного охлаждения первого до температуры окружающего воздуха.
Летучие ингибиторы применяются как самостоятельное средство защиты от коррозии черных металлов или как дополнительное средство защиты в масляной и азотистой консервации, что повышает надежность консервации. Летучие ингибиторы имеют вид порошков или жидкостей. Упаковочная бумага и другие материалы (ящики, коробки) просачиваются растворителями ингибиторов с последующим их просушкой.
При консервации порошкообразным летучим ингибитором изделия укладывают на лист парафинированной бумаги и посыпают порошком ингибитора через сито.
Открытые поверхности, которые покрыты консервированными маслами для защиты нанесенных масел от механических повреждений, должны аккуратно заворачиваться в два слоя парафинированной бумаги.
Для упаковки ответственных и высокочувствительных коррозии изделий следует применять герметичную упаковку в чехле из полимерных пленок или металлическую тару.
Для погашения ударных или вибрационных нагрузок, которые вредно отражаются на изделиях при упаковке или транспортировке, должны применяться специальные амортизирующие прокладки или приспособления.
Широко используют прокладки из гофрированного картона, которые благодаря упругости складок имеют большое сопротивление смятию. Распространены простые и сложные плоские, с воздушными прослойками, вкладыши, угловые сложные прокладки и прочее. Гофрированный картон используется трех типов: двухслойный, трехслойный и пятислойный. Плоские прокладки из гофрированного картона применяются для выравнивания незначительных выступов и неровностей поверхности, и когда внутри тары необходимо отделить одно изделие от другого для предотвращения повреждений.
Для защиты хрупких предметов от ударов и т. д. применяют следующие текстильные амортизирующие материалы: технический войлок, хлопковая бумажная вата, волокнистые отходы хлопчато-прядильных заводов, тарные, упаковочные ткани. Как амортизирующий прокладочный материал могут быть использованы негигроскопические полимерные материалы: пенопласты, мипора, обрезки пленок из полихлорвинила, полиамидов, полиэтилена и др. Из пенопласта изготавливают средства для перевозки легко портящихся изделий [9]. Для амортизации прокладки применяется также деревянная стружка с влажностью не более 12%. Прокладки и амортизаторы из стружки должны быть обернуты со всех сторон водонепроницаемой бумагой.
В России маркировку обычных грузов регламентируется ГОСТ 14192-96, ГОСТ 16299-78, ГОСТ 17527-86, а маркировка опасных грузов - ГОСТ 19433-88. Кроме того, на каждом виде транспорта в соответствующем тарифном руководстве указаны требования по нанесению маркировки. В том случае, если между странами существуют внешнеэкономические взаимоотношения, то требования по упаковке и маркировке товаров и тары регламентируются рядом международных соглашений, в частности, Международным соглашением о транспортировке опасных грузов (ATR), Международным морским кодом для опасных грузов (IMDG) и Международным соглашением по маркировке опасных грузов, перевозимых морским путем (IATA).
Маркировка может быть проведенной или непосредственной нанесением знаков на грузовом месте или с помощью ярлыков. Наносить маркировку можно окраской по шаблону, штамповочными машинами. Маркировка тары и упаковки в России осуществляют по следующим элементам: видом материала и его составом, возможностью вторичной переработки, возможностью многократного использования, возможностью определения производителя. Маркировка по виду материала осуществляют такими буквами: стекло - GL, бумага и картон - РАР, дерево - FOX, текстиль - ТЕХ.
Полимерную тару и упаковку из полимерных композиций маркируют соответствующими сокращенными сроками для составной части полимеров, с главным компонентом на первом месте, за которым обозначают другие компоненты в порядке уменьшения их содержания по массе. В отдельных приложениях к указанному стандарту предусмотрены соответствующие сокращения для различных видов используемых материалов.
При развозке таких грузов, как металлические прутки, трубы, громоздкий или с длинными рукоятками инструмент в адрес нескольких грузополучателей допускается маркировка окраской концов разными красками, легко позволяет определить принадлежность груза к одной партии.
На ящиках, мешках и тюках маркировка наносится на одной из сторон. Специальная маркировка наносится на двух смежных сторонах. В случае маркировки ярлыками или деревянными бирками они должны быть следующих размеров: длина 120-150 мм, ширина 80-100 мм, а металлические штампованные бирки площадью не менее 60 см2. Применение картонных бирок для маркировки не допускается.
Манипуляционные знаки в зависимости от длины и ширины грузового места (упаковки) имеют размеры: 75?105 мм - если длина и ширина грузового места до 1 м, 108?148 мм - если длина и ширина грузового места от 1 до 1,5 м, 148?210 мм - если длина грузового места свыше 1,5 м.
По оценкам мировых экспертов и результатам маркетинговой деятельности иностранных фирм можно утверждать, что среди этикеточной продукции на первом месте в большинстве регионов мирового рынка стоят самоклеящиеся этикетки. Это связано с тем, что самоклеящиеся этикетки в рулонах отличаются удобством применения, высокой скоростью автоматического нанесения рисунка на упаковку при сравнительно низкой стоимости.
Индустриальные масштабы и высокий технический уровень подделки, охватившее сегодня многие группы товаров, заставляют предприятия-производителей продукции с особым вниманием относиться к самостоятельному применению технологий защитных этикеток. Основные фирменные этикетки в мире выполняют функции идентификации, информирования и рекламы и считаются главным видом этикеточной продукции. Среди новых видов самоклеящихся этикеток выделяют защитные этикетки. Они могут реально защитить товар от фальсификации и не требуют значительных материальных затрат. Для этого в мировой практике чаще всего используют антиподдельные и предупредительные (консультационные) этикетки. Из группы антиподдельных этикеток можно выделить саморазрушающиеся этикетки, которые в России часто используются. Это, как правило, самоклеящиеся этикетки на сильной клеевой основе с частичными просечками на поверхности. Конфигурация просечек формируется для конкретного заказчика и не повторяется на других этикетках. Такие этикетки наклеивают, например, в местах разрыва пакета. Такие этикетки могут использоваться как гарантийные пломбы.
Совсем недавно стали использовать предупредительные этикетки для продовольственных товаров. Они могут содержать визуальное предупреждение об изменениях температуры температурно-чувствительных товаров.
Новым вариантом защиты в мире считается «этикетка в этикетке» с печатью на стороне клея. Это самоклеящаяся этикетка, в которой находится еще одна же - самоклеящаяся этикетка меньшего размера. На внешней этикетке со стороны клея печатают номер, символ или другой отличительный знак, характерный для данного товара.
Современные технологии печати позволяют наносить на этикетки электромагнитные высокочастотные коды со специальными электромагнитными кодами. Этикетки и ярлыки такого типа можно отнести к группе «противокражных».
Индустриальные масштабы и высокий технический уровень подделки, охватившее сегодня многие группы товаров, заставляют предприятия-производителей продукции с особым вниманием относиться к самостоятельному применению технологий защитных этикеток. Липкие этикетки доминируют в этой области, и доля их больше, чем этикеток, которые закрепляются с помощью клея или из термосвариваемых материалов. Кроме того, липкие этикетки преобладают при использовании электронного контроля.
Штриховой код в отличие от многих информационных знаков в мире выполняет не только общие функции информационного и идентификационного характера, но и ряд дополнительных функций, а именно: автоматизированная идентификация товаров с помощью специальных машинных считывающих устройств; автоматизированный учет и контроль товарных запасов; оперативное управление процессами товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров (производительность труда при этом повышается на 30-80 %); повышение скорости и культуры обслуживания покупателей; информационное обеспечение маркетинговых исследований.
Штриховые коды в России - одно из самых распространенных средств автоматической идентификации. Каждой стране, входящей в ЕАN последней, централизованно выдаются диапазоны кодов, чаще двузначные: Франция (30-37), Япония (45-49), США и Канада (00-09) и др., однако бывают и трехзначные, как, собственно, в России (460 - 469). Присвоение трехзначных кодов происходит за счет уменьшение кода производителя на один знак. Код производителя (следующие 3-5 цифр) централизованно присваивает национальный орган страны конкретному производителю. Этот орган, как правило, выдает регистрационные коды предприятиям, причем и предприятиям с любой другой страны. Он также ведет регистрацию штриховых кодов в этой стране и распространяет методики по использованию кодов ЕАК. Следующие 3-5 цифр кодов ЕАN-8 и ЕАN-13, содержащие информацию о товаре, присваиваются производителем или продавцом самостоятельно в виде регистрационного номера в пределах своего предприятия. В этих цифрах производитель может закодировать, необходимые для идентификации, данные о товаре: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размерные характеристики и т. д. Любые изменения, которым подвергается изделие и которые влияют на его идентификацию, требуют перекодирования штрихового кода.
В России следует соблюдать определенные требования, применяя штриховые коды различных типов. ЕАN-13 наносится на любые виды упаковки и/или товары, если разрешает площадь. ЕАN-14 применяется только для транспортной упаковки. Этот тип больше, его нанесения не требует высококачественной печати. Он предназначен в основном для маркировки грузов, которые находятся на стадии транспортировки. Если товар реализуется вместе с упаковкой, то применяются только коды ЕАN-13, поскольку ЕАN-14 не содержит информации о товаре и не считывается сканерами, которые установлены в магазине. ЕАN-8 используется для нанесения маркировки на упаковку и/или товары небольших размеров. От ЕАN-13 этот тип отличается меньшим объемом информации и меньшими размерами, поэтому его наносят на малогабаритные изделия.
Что касается голографических изображений в России, то с развитием техники и технологии их уровень значительно повысился. Так, метод электронной записи позволил улучшить четкость изображения с фиксированной сменой элементов и их цветов.
Практически все компании, которые занимаются разработкой и изготовлением голограмм, широко известны и являются членами международной ассоциации производителей голограмм, где регистрируют каждую голограмму.
Также широкое применение в Красноярском крае приобрело использование термоиндикаторного изображения, которое является надежным методом защиты товаров от подделки. Кроме того, популярность термоиндикаторной полиграфии обусловлена рядом преимуществ, таких как: простота идентификации (человек может легко убедиться в правдивости товара или продукта без приборов), однозначность эффекта (проверяющему не нужно обладать специальными знаниями).
В настоящее время RFID уже широко применяется для идентификации автотранспортных средств, железнодорожных, морских грузов и т. д. в мире, в России, к сожалению, почти не используется. На всей сети железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии для повышения эффективности управления перевозочным процессом на основе оперативной информации о состоянии и дислокации грузов, вагонов, контейнеров и локомотивов принято решение использовать радиочастотную систему автоматической идентификации подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров (шифр «Пальма»).
При этом существует много компаний, выпускающих собственные устройства радиочастотной идентификации, однако считыватели производства какой-либо фирмы могут считывать информацию только своих фирменных меток и не понимают метки других фирм. В отсутствие стандартов оборудование различается по рабочим частотам, по форматам хранимых данных, по алгоритмам работы и способам закрытия данных. В настоящее время оборудование радиочастотной идентификации, выпущенное двумя любыми компаниями, несовместимо друг с другом.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА И ИДЕНТИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ
- 1.1 Термины и определения «упаковки» и «тары»
- 1.2 Упаковка грузов, виды и классификация тары
- 1.3 Маркировка грузов
- 1.4 Идентификация грузов
- 2. ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УПАКОВКЕ, МАРКИРОВКЕ И ИДЕНТИФИКАЦИИ
- 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПАКОВКИ, МАРКИРОВКИ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ГРУЗОВ В МИРЕ, РОССИИ, СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ (КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ)
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ