Организация пассажирских автомобильных перевозок в городе
2.3 Выбор рациональных режимов труда водителей
Целью выбора рациональных режимов труда водителей является увязка потребного по часам суток единиц подвижного состава на марш- руте с применяемыми режимами труда водителей при учете ограничений, накладываемых законодательством.
Режимам труда водителей автобусов соответствуют одно-, двух- и трехсменным выходы:
I - трехсменные, работающие от начала до конца движения без заходов в автотранспортное предприятие (АТП). Водители второй и третьей смен принимают автобус на линии;
II - двухсменные утреннего выхода и двухсменные вечернего выхода, работающие без захода в АТП две смены;
III - двухсменные с выемкой, работающие на линии в утренние и вечерние часы пик. В часы дневного спада пассажиропотока они снимаются с линии и находятся в отстое;
IV - односменные утреннего и вечернего выпуска, работающие на линии только в утренние или вечерние часы движения.
Положение устанавливает ограничения на продолжительность рабочего времени, длительность, время начала и окончания обеденных и внутрисменных перерывов.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.
Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.
Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Эффективным методом выбора рациональных режимов труда водителей является графоаналитический расчет. Исходными данными для данного метода служат:
ѕ потребное (фактическое) число единиц подвижного состава для работы на маршруте по часам суток (эпюра);
ѕ средняя продолжительность рабочей смены Тсм=8ч;
ѕ рекомендуемое (среднее) время обеденного перерыва Тобед= 0, 5-1 ч;
ѕ допустимый интервал времени внутрисменного перерыва = 2ч, = 6 ч;
ѕ время на пересмену водителей 15 мин.
ѕ нулевой пробег АТП-НП2, нулевой пробег АТП-КП3.
Графоаналитический расчет включает в себя несколько этапов:
Этап 1. Определение потребного числа автомобиле-часов работы на линии и расчет сменности работы водителей.
Потребное число автомобиле-часов работы на линии численно равно площади фигуры, образованной диаграммой потребности в автобусах на маршруте по часам суток (рис. 2.7). Общее число рабочих смен, отрабатываемых водителями за день на маршруте, определяется по формуле:
СМ= , (2.10)
где АЧ - автомобиле-часы; tн - время на выполнение нулевых рейсов за день, ч; Аmax - максимальное число автобусов на маршруте в самый напряженный пиковый период, ед.; Тсм - средняя продолжительность рабочей смены, ч.
СМ=207+0, 34Ч17/8=26, 22=26
Число выходов автобусов с различными режимами сменности (табл. 2.4) определяют по коэффициенту выхода
Квых=СМ-2ЧAmax , (2.11)
Квых=26-2Ч17=-8
Таблица 2.4 - Потребное число выходов в зависимости от режима сменности
Квых |
Односменный |
Двухсменный |
Трёхсменный |
|
0 |
Не требуется |
Amax |
Не требуется |
|
Больше 0 |
Не требуется |
3Amax-CM |
CM-2Amax |
|
Меньше 0 |
2Amax-CM |
CM-Amax |
Не требуется |
Односменные выходы: 2Ч17-26=8
Двухсменные выходы: 26-17=9
Этап 2. Определение рационального времени предоставления водителям обеденных и внутрисменных перерывов.
При определении рационального времени обеденных и внутрисменных перерывов необходимо соблюдать следующие требования:
- обеденные перерывы предоставляются по окончании периодов пик;
- число предоставленных обедов равно числу автобусов, работающих без внутрисменных перерывов, умноженное на длительность предоставляемого обеда;
- водителям, работающих с внутрисменными перерывами, отдельный обеденный перерыв не предоставляется.
Этап 3. Выравнивание продолжительности работы автобусов по различным выходам. Режим движения, соответствующий рис. 2.5 осуществить нельзя, так как автобусы 10 - 17 выходов работают на линии 6 ч с недопустимо большим перерывом - 7 ч. Поэтому для выбора рационального режима работы автобусов на линии производят выравнивание без добавления автомобиле-часов.
Для этого используют метод вертикального перемещения элементов диаграммы - пустые и занятые клетки на диаграмме (автомобиле-часы) перемещают по вертикали, при этом нужно подобрать такое их расположение, по которому число занятых клеток в каждой из строк соответствовало бы желаемой продолжительности рабочих смен водителей. Горизонтальные перемещения автомобиле-часов не допускаются.
Этап 4. Назначение времени обеденного перерыва для конкретных выходов, окончательное уточнение режима работы водителей.
Окончательное (фактическое) распределение автобусов по часам периода движения и по сменности представлено на рис. 2.6.
Рисунок 2.8 - Диаграмма графоаналитического расчета потребности в автобусах: О - обеденный перерыв (1 час); I- пересмена автобусных бригад; Р - работа автобусов, подменяющих автобусы находящихся на обеденном перерыве
Таблица 2.5 - Результаты графоаналитического расчета
Номер выхода |
Тип выхода |
Номер смены |
Начало смены, ч. мин |
Конец смены, ч. мин |
Время перерывов, ч. мин |
||
Обеденного |
Внутрисменного |
||||||
1 |
двухсменный |
1 |
5:00 |
15:00 |
9:00-10:00 |
- |
|
2 |
15:15 |
24:00 |
19:00-19:30 |
- |
|||
2 |
двухсменный |
1 |
5:00 |
15:00 |
9:00-10:00 |
- |
|
2 |
15:15 |
24:00 |
19:00-19:30 |
- |
|||
3 |
двухсменный |
1 |
5:00 |
15:00 |
9:00-10:00 |
- |
|
2 |
15:15 |
24:00 |
19:00-19:30 |
- |
|||
4 |
двухсменный |
1 |
5:00 |
15:00 |
9:00-10:00 |
- |
|
2 |
15:15 |
24:00 |
19:00-19:30 |
- |
|||
5 |
двухсменный |
1 |
5:00 |
15:00 |
9:00-10:00 |
- |
|
2 |
15:15 |
23:00 |
19:00-19:30 |
- |
|||
6 |
двухсменный |
1 |
6:00 |
15:00 |
9:00-10:00 |
- |
|
2 |
15:15 |
23:00 |
19:00-19:30 |
- |
|||
7 |
двухсменный |
1 |
6:00 |
14:00 |
10:00-11:00 |
||
2 |
15:15 |
23:00 |
19:00-19:30 |
||||
8 |
двухсменный |
1 |
6:00 |
11:00 |
- |
11:00-15:00 |
|
2 |
15:00 |
22:00 |
19:00-19:30 |
||||
9 |
двухсменный |
1 |
6:00 |
11:00 |
- |
11:00-15:00 |
|
2 |
15:00 |
21:00 |
- |
||||
10 |
односменный |
1 |
6:00 |
20:00 |
- |
11:00-16:00 |
|
11 |
односменный |
1 |
6:00 |
20:00 |
- |
11:00-16:00 |
|
12 |
односменный |
1 |
6:00 |
19:00 |
- |
10:00-16:00 |
|
13 |
односменный |
1 |
6:00 |
19:00 |
- |
10:00-16:00 |
|
14 |
односменный |
1 |
6:00 |
20:00 |
- |
10:00-16:00 |
|
15 |
односменный |
1 |
6:00 |
20:00 |
- |
10:00-16:00 |
|
16 |
односменный |
1 |
6:00 |
20:00 |
- |
10:00-16:00 |
|
17 |
односменный |
1 |
6:00 |
20:00 |
- |
10:00-16:00 |