Организация пассажирских автомобильных перевозок в городе

курсовая работа

2.3 Выбор рациональных режимов труда водителей

Целью выбора рациональных режимов труда водителей является увязка потребного по часам суток единиц подвижного состава на марш- руте с применяемыми режимами труда водителей при учете ограничений, накладываемых законодательством.

Режимам труда водителей автобусов соответствуют одно-, двух- и трехсменным выходы:

I - трехсменные, работающие от начала до конца движения без заходов в автотранспортное предприятие (АТП). Водители второй и третьей смен принимают автобус на линии;

II - двухсменные утреннего выхода и двухсменные вечернего выхода, работающие без захода в АТП две смены;

III - двухсменные с выемкой, работающие на линии в утренние и вечерние часы пик. В часы дневного спада пассажиропотока они снимаются с линии и находятся в отстое;

IV - односменные утреннего и вечернего выпуска, работающие на линии только в утренние или вечерние часы движения.

Положение устанавливает ограничения на продолжительность рабочего времени, длительность, время начала и окончания обеденных и внутрисменных перерывов.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.

Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Эффективным методом выбора рациональных режимов труда водителей является графоаналитический расчет. Исходными данными для данного метода служат:

ѕ потребное (фактическое) число единиц подвижного состава для работы на маршруте по часам суток (эпюра);

ѕ средняя продолжительность рабочей смены Тсм=8ч;

ѕ рекомендуемое (среднее) время обеденного перерыва Тобед= 0, 5-1 ч;

ѕ допустимый интервал времени внутрисменного перерыва = 2ч, = 6 ч;

ѕ время на пересмену водителей 15 мин.

ѕ нулевой пробег АТП-НП2, нулевой пробег АТП-КП3.

Графоаналитический расчет включает в себя несколько этапов:

Этап 1. Определение потребного числа автомобиле-часов работы на линии и расчет сменности работы водителей.

Потребное число автомобиле-часов работы на линии численно равно площади фигуры, образованной диаграммой потребности в автобусах на маршруте по часам суток (рис. 2.7). Общее число рабочих смен, отрабатываемых водителями за день на маршруте, определяется по формуле:

СМ= , (2.10)

где АЧ - автомобиле-часы; tн - время на выполнение нулевых рейсов за день, ч; Аmax - максимальное число автобусов на маршруте в самый напряженный пиковый период, ед.; Тсм - средняя продолжительность рабочей смены, ч.

СМ=207+0, 34Ч17/8=26, 22=26

Число выходов автобусов с различными режимами сменности (табл. 2.4) определяют по коэффициенту выхода

Квых=СМ-2ЧAmax , (2.11)

Квых=26-2Ч17=-8

Таблица 2.4 - Потребное число выходов в зависимости от режима сменности

Квых

Односменный

Двухсменный

Трёхсменный

0

Не требуется

Amax

Не требуется

Больше 0

Не требуется

3Amax-CM

CM-2Amax

Меньше 0

2Amax-CM

CM-Amax

Не требуется

Односменные выходы: 2Ч17-26=8

Двухсменные выходы: 26-17=9

Этап 2. Определение рационального времени предоставления водителям обеденных и внутрисменных перерывов.

При определении рационального времени обеденных и внутрисменных перерывов необходимо соблюдать следующие требования:

- обеденные перерывы предоставляются по окончании периодов пик;

- число предоставленных обедов равно числу автобусов, работающих без внутрисменных перерывов, умноженное на длительность предоставляемого обеда;

- водителям, работающих с внутрисменными перерывами, отдельный обеденный перерыв не предоставляется.

Этап 3. Выравнивание продолжительности работы автобусов по различным выходам. Режим движения, соответствующий рис. 2.5 осуществить нельзя, так как автобусы 10 - 17 выходов работают на линии 6 ч с недопустимо большим перерывом - 7 ч. Поэтому для выбора рационального режима работы автобусов на линии производят выравнивание без добавления автомобиле-часов.

Для этого используют метод вертикального перемещения элементов диаграммы - пустые и занятые клетки на диаграмме (автомобиле-часы) перемещают по вертикали, при этом нужно подобрать такое их расположение, по которому число занятых клеток в каждой из строк соответствовало бы желаемой продолжительности рабочих смен водителей. Горизонтальные перемещения автомобиле-часов не допускаются.

Этап 4. Назначение времени обеденного перерыва для конкретных выходов, окончательное уточнение режима работы водителей.

Окончательное (фактическое) распределение автобусов по часам периода движения и по сменности представлено на рис. 2.6.

Рисунок 2.8 - Диаграмма графоаналитического расчета потребности в автобусах: О - обеденный перерыв (1 час); I- пересмена автобусных бригад; Р - работа автобусов, подменяющих автобусы находящихся на обеденном перерыве

Таблица 2.5 - Результаты графоаналитического расчета

Номер выхода

Тип выхода

Номер смены

Начало смены, ч. мин

Конец смены, ч. мин

Время перерывов, ч. мин

Обеденного

Внутрисменного

1

двухсменный

1

5:00

15:00

9:00-10:00

-

2

15:15

24:00

19:00-19:30

-

2

двухсменный

1

5:00

15:00

9:00-10:00

-

2

15:15

24:00

19:00-19:30

-

3

двухсменный

1

5:00

15:00

9:00-10:00

-

2

15:15

24:00

19:00-19:30

-

4

двухсменный

1

5:00

15:00

9:00-10:00

-

2

15:15

24:00

19:00-19:30

-

5

двухсменный

1

5:00

15:00

9:00-10:00

-

2

15:15

23:00

19:00-19:30

-

6

двухсменный

1

6:00

15:00

9:00-10:00

-

2

15:15

23:00

19:00-19:30

-

7

двухсменный

1

6:00

14:00

10:00-11:00

2

15:15

23:00

19:00-19:30

8

двухсменный

1

6:00

11:00

-

11:00-15:00

2

15:00

22:00

19:00-19:30

9

двухсменный

1

6:00

11:00

-

11:00-15:00

2

15:00

21:00

-

10

односменный

1

6:00

20:00

-

11:00-16:00

11

односменный

1

6:00

20:00

-

11:00-16:00

12

односменный

1

6:00

19:00

-

10:00-16:00

13

односменный

1

6:00

19:00

-

10:00-16:00

14

односменный

1

6:00

20:00

-

10:00-16:00

15

односменный

1

6:00

20:00

-

10:00-16:00

16

односменный

1

6:00

20:00

-

10:00-16:00

17

односменный

1

6:00

20:00

-

10:00-16:00

Делись добром ;)