logo
Организация неразрушающего контроля рельсовых плетей бесстыкового пути при ТСП в условиях ПЧ-16 ГЖД

3. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ В ПЧ

путь рельс дефект излом

Рациональное использование работы с учетом важнейших эксплуатационных показателей для участка пути (грузонапряженности, средневзвешенной осевой нагрузки вагонов, фактической скорости движения, плана и профиля пути, режима вождения локомотивами поездов, климатических условий эксплуатации) и комплексное использование мобильных и съемных средств дефектоскопии повышает надежность контроля рельсов, снижает вероятность пропуска дефектов рельсов, опасных для движения поездов.

Для эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии на дистанциях пути организовываются участки дефектоскопии, укомплектованные соответствующим штатом и необходимым оборудованием в зависимости от требуемых объемов контроля рельсов.

Участок дефектоскопии Арзамасской дистанции пути размещён в помещении площадью 96 квадратных метров, новое здание построено, остались отделочные работы. Оборудован кабинетом с ПЭВМ для проведения технической учебы по обучающими программам, расшифровке дефектограмм регистраторов, передачи дефектограмм в ПЦР; изолированным помещением для зарядки аккумуляторов; необходимым оборудованием и контрольно- измерительными приборам.

Участок оборудован контрольным тупиком (длина тупика - 12,6 м, количество ниток - 4, тип рельсов Р-65, количество естественных дефектов 5 шт., искусственных 11 шт.) для проверки работоспособности дефектоскопов и обучения операторов дефектоскопных тележек. Контрольный тупик соответствует требованиям ЦПО-50/13-2000г. и аттестован лабораторией дефектоскопии.

Приказом по дистанции пути определены и оборудованы места хранения и технического обслуживания дефектоскопных автомотрис, пункты хранения съемных дефектоскопов на околотках дистанций пути и назначены ответственные лица за сохранность дефектоскопов на линии из числа дорожных мастеров и бригадиров пути.

Цех дефектоскопии имеет в наличии 21 дефектоскоп:

РДМ-2 - 6 дефектоскопов, АДС-02 - 3 дефектоскопа,

РДМ-22 - 2 дефектоскопа, РДМ-1 - 1 дефектоскоп,

РДМ-1М - 1 дефектоскоп, РДМ-3 - 4 дефектоскопа,

РДМ-33 - 1 дефектоскоп, Авикон-01 - 1 дефектоскоп,

АКР-02Р - 1 дефектоскоп, МИГ - 1 дефектоскоп.

График работы средств рельсовой дефектоскопии составляется на основании утвержденной периодичности и месячных норм проверки рельсов. При этом учитывается день проведения технической учебы и день проведения технического обслуживания дефектоскопов. Продолжительность выходных дней для работы съемных средств участка дефектоскопии не должна превышать более 2-х дней. Выписки из графика заносятся в рабочие журналы дефектоскопной автомотрисы и дефектоскопов.

Расчетная потребность дистанции пути в съемных и переносных дефектоскопах определяется с учетом требуемой периодичности контроля, норм контроля и необходимого резерва на случай ремонта.

Штат цеха дефектоскопии дистанции пути укомплектовывается из расчета выполнения требуемой периодичности контроля рельсов и обеспечения бесперебойной работы дефектоскопов с учетом ведения в действие в летний период, дефектоскопов для контроля сварных стыков и снижения норм проверки в зимний период, (в соответствии с нормами контроля) проведения вторичного контроля по результатам расшифровки дефектограмм ПЦР, вагонов дефектоскопов и автомотрис, штата автомотрисы (без учёта машинистов), резерва на период болезни и отпусков и составляет 28 человек.

Штат цеха дефектоскопии укомплектован полностью:

Мастер - 1чел.; наладчик - 1 чел.; техник - 1 чел.

Операторы - 24 чел.; Помощник оператора - 1 чел.

Работа по проверке рельсов производится на основании временного графика утвержденного начальником дистанции пути. Временной график учитывает тип проверяемого пути (стыковой, бесстыковой), состояние рельсового хозяйства на проверяемом участке.

Руководство участком дефектоскопии возлагается на мастера участка дефектоскопии.

Мастер участка дефектоскопии:

- организует работу средств рельсовой дефектоскопии дистанции пути;

- производит расстановку и закрепление операторов за дефектоскопами;

- разрабатывает и представляет на утверждение начальнику дистанции пути график работы съемных дефектоскопов и дефектоскопной автомотрисы, и осуществляет постоянный контроль за выполнением;

- принимает меры по укомплектованию участка измерительными приборами, инструментом;

- проводит техническую учебу среди работников дефектоскопии, осуществляет контроль за качественной проверкой рельсов, готовит все необходимые материалы для рассмотрения вопросов работы средств дефектоскопии в дистанции пути;

- проводит обучение и инструктаж по охране труда, а также осуществляет оперативный контроль за выполнением работниками дефектоскопии правил охраны труда, техники безопасности на линии и на участке дефектоскопии;

- проверяет работу операторов дефектоскопных тележек на линии (не менее трех раз в месяц проездом на локомотиве или автомотрисе и проходом совместно с оператором дефектоскопной тележки пешком);

- ведет оперативный учет смены остродефектных рельсов, организует работу операторов, и сам участвует в проведении натурного осмотра рельсов по показаниям дефектоскопных автомотрис, вагонов-дефектоскопов и ПЦР (проверка осуществляется двумя операторами);

- обеспечивает своевременность проведения контроля рельсов, укладываемых в покилометровый запас;

- ежемесячно составляет анализ использования дефектоскопных средств на дистанции пути, отчитывается перед начальником дистанции пути о работе участка дефектоскопии за месяц, осуществляет контроль за ведением документации по вопросам работы дефектоскопных средств согласно Указания МПС РФ №ЦПО- 50/13 от 01.09.00г.;

- организует внедрение передовых методов работы, ведет учет работы операторов дефектоскопов как общественных инспекторов;

- руководит работой техника, наладчика путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) и начальника дефектоскопной автомотрисы, следит за выполнением технического обслуживания дефектоскопных средств и качеством его проведения;

- сопровождает вагоны-дефектоскопы и дефектоскопные автомотрисы.

Мастер участка дефектоскопии несет ответственность за организацию проверки рельсов, полное и эффективное использование дефектоскопных средств дефектоскопии, при отсутствии наладчика путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) может выполнять его обязанности.

Работа средств рельсовой дефектоскопии дистанции пути выполняется согласно графику (на основании типового утвержденного начальником службы пути), ежемесячно разрабатываемому мастером участка дефектоскопии и утверждаемому начальником дистанции пути, согласовывается с НОДП.

Ремонт и обслуживание средств рельсовой дефектоскопии в дистанциях пути возлагается на наладчика путевых машин и механизмов (по дефектоскопии).

Наладчик путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) дистанции пути обеспечивает постоянную исправность дефектоскопов и правильную их эксплуатацию, производит ремонт и наладку средств рельсовой дефектоскопии, как в стационаре, так и на линии. Ведет формуляры средств рельсовой дефектоскопии. Совместно с начальником (мастером) участка дефектоскопии проводит технические занятия с операторами дефектоскопных тележек, дефектоскопной автомотрисы, участвует в проведении натурного осмотра рельсов по показаниям вагонов-дефектоскопов и автомотрисы. По графику проверяет техническое состояние и исправность средств рельсовой дефектоскопии на линии. Наладчик путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) непосредственно подчиняется начальнику (мастеру) участка дефектоскопии и несет ответственность за исправное состояние средств рельсовой дефектоскопии, сроки нахождения их в ремонте, при отсутствии начальника (мастера) участка дефектоскопии дистанции пути может выполнять его обязанности.

Ведение технической документации участка дефектоскопии возлагается на техника.

Техник участка дефектоскопии выполняет требования приказа № 2 ЦЗ от 25.02.97г. «О совершенствовании системы контроля состояния рельсов средствами дефектоскопии», приказов и распоряжений руководства дороги, службы пути, центра «Диагностика» и дистанции пути. Ежедневно контролирует выполнение планового задания по проверке рельсов, стрелочных переводов, сварных стыков средствами дефектоскопии с учетом простоев. Осуществляет сбор данных от операторов средств сплошного контроля о координатах найденных ими дефектных, остродефектных и «подозрительных» участков пути. Производит своевременную обработку результатов вторичного контроля рельсов. В конце каждого месяца составляет ежемесячный отчет по работе средств дефектоскопии, отчет по работе дефектоскопов с регистраторами, отчет обо всех отказах в работе регистраторов, отчет по укомплектованности штата работников цеха дефектоскопии с предоставлением в НОДП и ПЦД. Ведет и оформляет протоколы: совещаний по вопросам дефектоскопии, разборов обнаруженных остродефектных рельсов на дистанции пути мобильными средствами и единым центром расшифровки. Контролирует правильность ведения документации операторами. Ведет «Журнал контроля меток», ведет «Ведомости повторяющихся отметок», ведет учет проверки покилометрового запаса. Проводит сбор информации о проведенных принудительных изломах рельсов с предоставлением актов, цифрового фото, и распечатки дефектограммы в ПЦД. Ведет сравнительный анализ проверяемых отметок выдаваемых на вторичный контроль при расшифровке дефектограмм мобильных средств и единого центра расшифровки, контролирует своевременную передачу данных с регистраторов съемных дефектоскопов в «Единый центр расшифровки» и создает архив файлов (резервные копии) проездов средств НК, заносит результаты проверки отметок вторичного контроля в АСУ «Дефектоскопия». Делает годовую заявку на потребное количество контактирующей жидкости. Осуществляет контроль по выполнению приказов, распоряжений Департамента пути ОАО «РЖД» и управления дороги по работе дефектоскопных средств. При отсутствии в цехе техника его обязанности выполняет мастер цеха.

Контроль за работой участка дефектоскопии осуществляет начальник дистанции пути, а в его отсутствие - главный инженер дистанции пути. В период с 1 по 5 число каждого месяца начальник дистанции пути рассматривает результаты работы средств рельсовой дефектоскопии за прошедший месяц в день, предусмотренный графиком для технической учебы, в присутствии всех работников участка дефектоскопии.

ПЧ, ПЧГ еженедельно производит внезапные проверки дефектоскопных тележек на линии с обязательным контролем настройки дефектоскопа на заданную чувствительность.

Мастер участка дефектоскопии представляет начальнику дистанции пути итоги работы за месяц, отчитывается по вопросам выполнения графика проверки рельс, наличия и исправности средств рельсовой дефектоскопии, эффективности их применения, работы регистраторов и обработки информации, состояния техники безопасности на участке дефектоскопии, обеспечения материалами и запасными частями, работы операторов дефектоскопных тележек как общественных инспекторов по безопасности движения, докладывает о случаях несвоевременной замены остродефектных рельсов. По результатам отчета составляется протокол, утверждаемый начальником дистанции пути.

Анализ использования средств рельсовой дефектоскопии предоставляется начальником дистанции пути в ПЦД не позднее 5-го числа, оперативный отчет по анализу использования средств дефектоскопии до 1 числа каждого месяца. Годовой анализ представляется до 10 января следующего за отчетным годом.

Техническое обслуживание и ремонт средств рельсовой дефектоскопии.

Все дефектоскопные средства в установленные сроки, согласно инструкции РД 32.135-99 должны проходить техническое обслуживание, плановый ремонт и калибровку в соответствии с утвержденными ОАО «РЖД» правилами проведения ремонта и калибровки в лабораториях дефектоскопии (не реже 2-х раз в год).

Работа съемных и переносных дефектоскопов устанавливается в соответствии с утвержденным графиком и фиксируется в рабочем журнале дефектоскопа.

Приказом по дистанции пути за каждой дефектоскопной тележкой закрепляется бригада из двух операторов, при этом один из них назначается руководителем бригады, который несет ответственность за выполнение сменного задания (допустима работа в три оператора по указанию МПС С-2192у от 08.08.00г.).

Дистанцией пути по заявке руководителя участка дефектоскопии о работе дефектоскопов в установленном порядке выдаются на поезда письменные предупреждения (порядок выдачи предупреждений регламентирован Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации и приказами начальника железной дороги).

Рельсовые дефектоскопы при работе на перегоне ограждаются сигналистами в соответствии с требованиями Инструкции № ЦП-485 от 28.07.97г.

При работе на пути дефектоскоп укомплектован необходимым вспомогательным инструментом и сопровождается дорожным мастером или бригадиром пути, который является ответственным за его ограждение, проведение инструктажа по охране труда, подготовку поверхности рельсов к проверке сварных стыков, а при необходимости-поверхности катания головки рельса и за своевременную замену ОДР и ДР.

В процессе контроля руководитель бригады совместно с дорожным мастером или бригадиром пути осматривают рельсы, уложенные в покилометровый (далее - ПКЗ) запас с составлением акта проверки. При этом проверяется наличие на рельсах маркировки согласно требованиям технических условий на старогодные рельсы. Если на них отсутствует маркировка о проведении контроля, бригада проводит дефектоскопирование и маркировку рельсов. При невозможности контроля, необходимости зачистки, руководитель бригады делает запись в рабочем журнале по окончании смены для принятия мер. Все выявленные ОДР и ДР, находящиеся в ПКЗ должны быть замаркированы согласно НТД /ЦП-1-3-93 с записью в рабочем журнале и изъяты. Вторичный контроль отметок выдаваемых мобильными средствами дефектоскопии и «Единым центром расшифровки» (ПЦР) проводится бригадой операторов по вторичному контролю.

Объем (в км), чувствительность дефектоскопа и результаты выполненной за смену работы фиксируются в рабочем журнале оператором дефектоскопной тележки и подтверждаются его подписью. Сопровождающий дефектоскоп дорожный мастер или бригадир пути также расписывается в рабочем журнале дефектоскопа. По окончании работы старший оператор передает мастеру участка дефектоскопии или работнику, назначенному дежурным по дистанции пути, сведения о проделанной работе и обнаруженных ОДР и ДР. При несоблюдении графика указываются причины его не исполнения.

На выявленные ДР и ОДР согласно ЦПО-50/13 выписывается талон уведомления и передаётся ПД, ПДБ сопровождавшего дефектоскопную тележку, отрывной талон предаётся в технический отдел.

В обязанности оператора дефектоскопной тележки, помимо проверки рельсов, входит обеспечение исправного состояния дефектоскопа и источников питания, проведение ежедневного технического обслуживания, проверка наличия предупреждения о работе дефектоскопов на перегонах, наличия сигнальных принадлежностей, правильное ограждение дефектоскопа на перегоне и ограждение опасного места при обнаружении остродефектного рельса и принятие мер по обеспечению безопасности движения поездов. Он ежедневно производит запись в рабочем журнале номеров проверенных километров, номеров стрелочных переводов, съездов и приемоотправочных путей, о проведении ежедневного технического обслуживания, по проверке дефектоскопа на контрольном тупике и другие выполняемые работы.

Данные о замене ОДР рельсов дорожный мастер докладывает начальнику дистанции пути до конца текущих суток.

Для работы ультразвуковых съемных и переносных дефектоскопов в зимних условиях в качестве контактирующей жидкости применяется смесь технического спирта с водой. Расход спирта в зависимости от температуры окружающего воздуха устанавливается согласно Инструкции ЦПД-19д/96 от 13.10.04г.

4. СТАТИСТИКА ДЕФЕКТОВ И ИЗЛОМОВ РЕЛЬСОВ

Общая характеристика количества дефектных и остродефектных рельсов по годам на Горьковской железной дороге и на сети дорог представлена в виде диаграмм на рис.1 и рис.2. На диаграмме представленной на рис.3 изображены изломы рельс в пути под поездами на сети дорог РФ и на ГЖД.

Рассматривая статистические данные приведенные на основание данных учётной формы ПО-4, можно констатировать, что наибольшее количество дефектных и остродефектных рельсов на ГЖД приходится на 1994 год и составило 57986/20046* шт. Наибольшее количество дефектных и остродефектных рельсов на сети дорог РФ, приходится на 1995 год и составляло 489699/157834* шт. Наибольшее количество изломов также были в 1994 году и составили 490/75шт. на сети дорог.