Организация диагностирования автомобилей
2.1 Способы организации диагностирования
Техническое обслуживание -- это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности транспортных средств при использовании их по назначению, хранении и транспортировании
Ремонт -- это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности транспортных средств и восстановлению их ресурсов или ресурсов составных частей.
Цель технического диагностирования -- выявить неисправности машины без ее разборки, определить ресурс безотказной работы сборочных единиц, фактическую потребность в производстве работ при техническом обслуживании и ремонте, момент возникновения отказа или неисправности сборочных единиц.
Техническое диагностирование машины организуется во взаимосвязи с технологическими процессами технического обслуживания и ремонта, приведенными в руководстве по эксплуатации машины.
Диагностирование машин включает в себя:
· анализ их технического состояния,
· выбор методов диагностирования сборочных единиц,
· разработку условий выполнения диагностических операций,
· выбор средств диагностирования,
· разработку дополнений по диагностированию к эксплуатационной документации.
В основу организации технической диагностики машин положен принцип специализации и разделения труда, когда диагностирование проводится не мастерами и слесарями технического обслуживания и ремонта, а специальной службой технической диагностики, которая состоит из специально подготовленных специалистов: инженера-диагноста, мастера-диагноста и звена слесарей-диагностов.
Техническое диагностирование транспортных средств планируют и выполняют по потребности; производится также ресурсное диагностирование.
Плановое диагностирование проводят после отработки транспортным средством установленного количества моточасов.
Таблица 1
Назначение и содержание планового диагностирования машин
Условное обозначение |
Периодичность |
Целевое назначение |
Основное содержание |
|
Д0 |
При проведении ЕО |
Определить готовность машины к выезду на объект применения |
Проверка общего состояния составных частей |
|
Д1 |
При проведении ТО -1 |
Определить работоспособность систем, обеспечивающих безопасную работу машины |
Проверка работоспособности сборочных единиц гидрооборудования и систем |
|
Д2 |
При проведении ТО- 2, ТО0 3 |
Определить техническое состояние машины в целом |
Проверка работоспособности сборочных единиц |
|
Дс |
При проведении СО |
Определить готовность машины к осеннее - зимнему или весеннее - летнему периодам |
Проверка работоспособности элементов машины при температуре окружающего воздуха - 40…+40? С |
|
Д3 |
При поступлении заявки на проведение ремонта |
Определить место, причину и вид дефекта или состояния машины в целом и отдельных деталей |
Поиск дефекта или проверка технического состояния машины |
Целью планового диагностирования является установление потребности составных частей, сборочных единиц и машины в целом в техническом обслуживании и ремонте, а также определение объема намеченных к выполнению технологических операций и работ.
Диагностирование по потребности проводят, когда необходимо обнаружить дефект при появлении неисправности машины. Такой вид диагностирования может выполняться на постах и участках обоих типов: специализированных и совмещенных.
Ресурсное диагностирование проводят при ТО-3, а также перед назначением сроков постановки машины на текущий и капитальный ремонт. Данный вид диагностирования включает в себя процессы и операции всего состава работ по определению технического состояния, прогнозированию остаточного ресурса сборочных единиц, составных частей и машины в целом.
Существуют два метода диагностирования машин: внешний осмотр и диагностирование инструментальными средствами (с помощью специального оборудования и приборов).
Внешний осмотр начинают с проверки сборочных единиц с возможными неисправностями.
Таблица 2
Возможные неисправности основных сборочных транспортных средств
Неисправность, внешнее проявление и дополнительные признаки |
Вероятная причина неисправности |
Способ устранения неисправности |
|
Двигатель и его системы |
|||
Двигатель не запускается или работает с перебоями |
В топливную систему попал воздух |
Удалить воздух, проворачивая коленчатый вал или прокачивая воздух ручным насосом |
|
Стартер не проворачивает вал или вращает его медленно |
Проверить заряд аккумуляторных батарей и при необходимости зарядить их. Проверить состояние контактов в цепях питания стартера и зачистить их |
||
Загрязнение топливных фильтров, трубопроводов или воздухоочистителя |
Промыть фильтры грубой и тонкой очистки, при необходимости заменить фильтрующие элементы; прочистить трубопроводы; промыть воздухоочиститель |
||
Неправильный угол опережения впрыска топлива |
Отрегулировать угол опережения впрыска |
||
Не работает топливоподкачивающий насос |
Отремонтировать или заменить исправным |
||
Заедание рейки топливного насоса высокого давления |
То же |
||
Двигатель не развивает мощности, дымит |
Загрязнение воздухоочистителя |
Промыть фильтрующий элемент |
|
Рычаг управления регулятором не доходит до болта максимальных оборотов |
Проверить и отрегулировать систему тяг |
||
Неплотное прилегание клапанов газораспределения |
отрегулировать тепловые зазоры клапанного механизма |
||
Нарушение регулировки или засорение форсунки |
Отрегулировать, промыть и прочистить форсунку |
||
Зависание плунжера топливного насоса высокого давления |
Заменить плунжерную пару и отрегулировать насос на стенде |
||
Изношены поршневые кольца |
Заменить кольца |
||
Двигатель стучит |
Ранний впрыск топлива в цилиндры |
Отрегулировать угол опережения впрыска топлива |
|
Нарушена регулировка клапанного механизма |
Отрегулировать тепловые зазоры |
||
Повышенный расход масла |
Изношены поршневые кольца |
Заменить кольца |
|
Утечка масла через прокладки и сальники |
Устранить неисправность |
||
Двигатель внезапно глохнет |
Загрязнение топливных фильтров |
Промыть фильтры и заменить фильтрующие элементы |
|
Прекращение подачи топлива |
Проверить работу топливоподкачивающего насоса |
||
Пониженное давление масла в смазочной системе |
Увеличение зазоров в коренных и шатунных подшипниках |
Отремонтировать двигатель |
|
Загрязнение фильтра грубой очистки |
Промыть или заменить фильтрующий элемент |
||
Повышенная температура масла |
Неисправность системы охлаждения масла |
Отрегулировать систему охлаждения масла |
|
В смазочную систему попадает охлаждающая жидкость |
Разрушение прокладок головки цилиндров |
Заменить прокладки |
|
Подтекание по резиновым кольцам гильз |
Заменить неисправные уплотнительные кольца |
||
Повышенная температура жидкости в системе охлаждения |
Слабое натяжение или обрыв ремня водяного насоса |
Натянуть или заменить ремень |
|
Загрязнение внешней поверхности радиатора |
Очистить сердцевину радиатора |
||
Заедание клапана термостата в закрытом виде |
Заменить термостат |
||
Муфта сцепления |
|||
Пробуксовывание сцепления |
Недостаточная величина свободного хода педали |
Отрегулировать свободный ход и зазор между кулачками и выжимным подшипником в пределах 3,5 ...4,5 мм |
|
Замаслены или изношены накладки дисков |
Промыть накладки дисков в бензине или керосине, изношенные заменить |
||
Ослаблены или сломаны нажимные пружины |
Заменить пружины |
||
Неполное включение сцепления |
Большой зазор между отжимными кулачками и подшипником |
Отрегулировать зазор в пределах 3,5 ...4,5 мм |
|
Покороблен ведомый диск |
Выправить или заменить диск |
||
Изношен выжимной подшипник |
Заменить подшипник |
||
Электрооборудование |
|||
Быстро разряжаются аккумуляторные батареи |
Аккумуляторные батареи не заряжаются от генератора |
Проверить зарядный ток |
|
Утечка тока по поверхности аккумулятора |
Протереть поверхность батареи 10%-ным раствором аммиака (нашатырным спиртом) |
||
Сульфатация пластин |
Отремонтировать батарею |
||
При проверке батареи нагрузочной вилкой в некоторых элементах напряжение равно или близко к нулю |
Короткое замыкание в аккумуляторе |
То же |
|
На выходе генератора зарядный ток ниже номинального |
Поврежден провод между генератором, реле-регулятором и батареей |
Устранить повреждение провода |
|
Загрязнение коллектора |
Протереть коллектор тряпочкой, смоченной техническим спиртом, или зачистить шлифовальной шкуркой |
||
Изношены щетки |
Заменить щетки, притереть их к коллектору |
||
Неисправен реле-регулятор |
Заменить реле-регулятор |
||
На выходе генератора большой зарядный ток |
Короткое замыкание проводов в цепи генератор -- реле-регулятор |
Устранить повреждение |
|
Неисправен реле-регулятор |
Отремонтировать реле-регулятор |
||
Колебания зарядного тока |
Слабый нажим щеток на коллектор |
Подтянуть щетки |
|
Стартер не работает или слабо проворачивает коленчатый вал |
Нет контакта в цепи стартер -- батарея |
Устранить повреждение |
|
Неисправно реле или кнопка включения стартера |
Отремонтировать или заменить реле и кнопку |
||
Разряжен аккумулятор |
Подзарядить батареи |
||
Стартер вращается, но не проворачивает коленчатый вал |
Поломка зубьев венца маховика |
Заменить венец |
|
Разогнут рычаг включения стартера |
Отрихтовать рычаг |
||
Реле стартера работает с перебоями |
Обрыв обмотки реле |
Заменить реле |
|
Не горят лампы фар, стоп-сигнала, щитка приборов |
Перегорел соответствующий предохранитель или лампа, нарушен контакт в патроне, обрыв провода |
Устранить повреждение |
При техническом диагностировании с помощью приборов измеряются диагностические параметры деталей, сборочных единиц, составных частей и машины в целом. Диагностические параметры машин, измеряемые и контролируемые при ТО-1, ТО-2 и ТО-3.
В результате технического диагностирования:
· оценивается техническое состояние машины и ее остаточный ресурс,
· принимается решение о ее дальнейшем использовании по назначению,
· определяется потребность в техническом обслуживании и ремонте.
Таблица 3
Диагностические параметры машин, измеряемые при ТО-1, ТО-2 и ТО-3 (по данным Рекомендаций по организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств )
Объект технического диагностирования |
Диагностические параметры |
ТО-1 |
ТО-2 |
ТО-3 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. Двигатель в целом |
Мощность двигателя, расход топлива, частота вращения коленчатого вала |
- |
- |
+ |
|
Цилиндро-поршневая группа |
Параметры вибрации и шума в подшипниках, механизме газораспределения и т.д., количество газов, прорывающихся в картер |
- |
+ |
+ |
|
Компрессия в цилиндрах |
- |
- |
+ |
||
Кривошипно-шатунный механизм |
Давление масла в главной магистрали |
+ |
+ |
+ |
|
Суммарный зазор в верхних головках шатуна и пальцах, в бобышках поршня |
- |
- |
+ |
||
Смазочная система |
Давление масла в главной магистрали |
+ |
+ |
+ |
|
Производительность масляного насоса, осадок примесей масла, наличие воды в масле |
- |
- |
+ |
||
Механизм газораспределения |
Момент затяжки шпилек крепления головки цилиндров, зазоры между стержнями клапанов и бойками коромысел, неплотность клапанов газораспределения, угол начала открывания впускных клапанов, утопание клапанов в гнездах головок цилиндров |
- |
- |
+ |
|
Система охлаждения |
Натяжение ремня вентилятора |
+ |
+ |
+ |
|
Перепад температуры охлаждающей жидкости на входе в радиатор и на выходе из него |
- |
- |
+ |
||
Система очистки и подачи воздуха |
Засоренность воздухоочистителя |
- |
+ |
+ |
|
Система питания двигателя |
Производительность насоса, равномерность подачи топлива, угол начала подачи топлива, давление впрыска топлива, перепад давления до и после фильтра |
- |
- |
+ |
|
2. Гидросистема в целом Насос Гидрораспределитель Гидроцилиндры Фильтры Рабочая жидкость |
Продолжительность рабочего цикла, усадка штоков гидроцилиндров Давление, производительность Усилие перемещения золотника и ход его от нейтрального положения, усилие затяжки гаек стяжных шпилек и болтов крепления блоков золотников управления и предохранительных клапанов, утечка жидкости по золотнику Внутренниеперетечки, объемный КПД Давление жидкости перед фильтром Параметры качества жидкости |
- - - - - - |
+ + - - - + |
+ + + + + + |
|
3. Электрооборудование |
Уровень электролита аккумуляторных батарей, натяжение ремня генератора. Плотность электролита, точность встроенных контрольно-измерительных приборов Напряжение батарей, сила света фар.сила звучания сигнала, зарядный ток генератора, напряжение и ток срабатывания реле-регулятора и на клеммах стартера |
+ - - |
+ + - |
+ + + |
|
4. Ходовая система |
Давление воздуха в шинах Величина тормозного пути Высота протектора шин, угол развала и схождения колес, осевые зазоры в подшипниках колес |
+ - - |
+ + - |
+ + + |
|
5. Трансмиссия и система управления |
Суммарный зазор в механизмах трансмиссии, усилия на педалях, люфт рулевого колеса и усилие на его ободе, зазоры в подшипниках бортовых передач, угловой зазор в подшипниках промежуточной опоры карданной передачи |
- |
- |
+ |
|
6. Несущая система |
Трещины в металлоконструкциях и сварных швах, погнутости и вмятины, степень коррозии |
- |
+ |
+ |
В связи с тем, что техническую диагностику при техническом обслуживании проводят без разборки машин, особое значение приобретают признаки, которые характеризуют техническое состояние составных частей и сборочных единиц.