Организация диагностирования автомобилей

курсовая работа

1.1 Основные понятия о диагностике

Для повышения эффективности ТО и ремонта автомобилей требуется индивидуальная информация об их техническом состоянии до и после обслуживания или ремонта. При этом необходимо, чтобы получение указанной информации было доступным, не требовало бы разборки агрегатов и больших затрат труда. Индивидуальная информация о скрытых и назревающих отказах позволяет предотвратить преждевременный или запоздалый ремонт и профилактику, а также проконтролировать качество выполняемых работ. Средством получения такой информации является техническая диагностика автомобилей.

Технической диагностикой называется отрасль знаний, изучающая признаки неисправностей автомобиля, методы, средства и алгоритмы определения его технического состояния без разборки, а также технологию и организацию использования систем диагностирования в процессах технической эксплуатации подвижного состава.

Диагностированием называют процесс определения технического состояния объекта без его разборки, по внешним признакам, путем измерения величин, характеризующих его состояние и сопоставления их с нормативами. Оно обеспечивает систему ТО и ремонта автомобилей индивидуальной информацией об их техническом состоянии и, следовательно, является элементом этой системы. Диагностирование данного объекта (автомобиля, агрегата) осуществляют согласно алгоритму (совокупности последовательных действий), установленному технической документацией. Комплекс, включающий объект, средства и алгоритмы, образуют систему диагностирования.

Объекты системы диагностирования характеризуются необходимостью и возможностью диагностирования. В свою очередь, необходимость диагностирования автомобиля определяется закономерностями изменения его технического состояния и затратами на поддержание работоспособности. Возможности диагностирования обусловлены наличием внешних признаков, позволяющих определить неисправность автомобиля без его разборки, а также доступностью измерения этих признаков. Средствами диагностирования служат специальные приборы и стенды. Они делятся на внешние (отдельные) и встроенные, являющиеся составной частью автомобиля. При диагностировании используют не только измерительные технические средства, но и субъективные возможности человека, его органы чувств, опыт, навыки; в простейших случаях используют субъективное диагностирование, в сложных - объективное.

Системы диагностирования (см. рис.1.1.) делятся на функциональные, когда диагностирование проводят в процессе работы объекта, и тестовые, когда при измерении диагностических параметров работу объекта воспроизводят искусственно. Различают системы универсальные, предназначенные для нескольких различных диагностических процессов, и специальные, обеспечивающие только один диагностический процесс. Диагностические системы могут быть общие, когда объектом является изделие в целом, а назначением - определение его состояния на уровне «годно-негодно» и локальные - для диагностирования составных частей объекта (агрегатов, систем).

Рис.1.1.1. Системы диагностирования

Кроме того, диагностические средства могут быть ручными или автоматизированными (автоматическими). Различают диагностирование периодическое и непрерывное. Первое осуществляют через определенные периоды наработки объекта перед ТО или ремонтом автомобиля, а второе при помощи встроенных на автомобиле диагностических средств, в процессе его эксплуатации.

При ТО и ремонте автомобилей используют два вида информации: статистическую (надежностную) и индивидуальную (диагностическую). Статистическую информацию получают путем обработки данных об отказах представительной совокупности автомобилей, а диагностическую - путем непосредственного измерения параметров технического состояния данного автомобиля. На основе статистической информации с определенной вероятностью устанавливают регламентные объемы ТО и ремонта, а на основе диагностической - уточняют эти объемы применительно к данному автомобилю. Использование диагностической информации исключают затраты на преждевременную профилактику и текущий ремонт автомобилей, обусловленный пропуском отказов.

Уровень снижения затрат при планово-предупредительном ТО за счет диагностирования в большой степени зависит от коэффициента вариации ресурса автомобиля ?, стоимости аварийного ремонта с, стоимости профилактических работ d и диагностических сд работ. Применение диагностирования эффективно при условии, что суммарные удельные затраты на ремонт, предупредительное обслуживание и диагностирование не превышают суммарных удельных затрат на ремонт и предупредительное обслуживание без диагностирования.

Возможности диагностирования многих агрегатов в большей степени зависит от их контролепригодности. Контролепригодностью называют приспособленность автомобилей к диагностическим работам, обеспечивающим заданную достоверность информации о техническом состоянии объекта при минимальных затратах труда, времени и средств на его диагностирование. Основным показателем контролепригодности (КП) является коэффициент Кк контролепригодности:

где То - основная трудоемкость диагностирования, чел- час;

Тд - дополнительная трудоемкость (подключение диагностических средств, датчиков, вывод объекта на тестовый режим и т.п.), чел-час.

Основная и дополнительная трудоемкость диагностирования определяется путем суммирования затрат труда на выполнение основных toi и дополнительных затрат tдi диагностических операций с учетом их вероятностей Рi , обусловленных надежностью объекта.

То и Тд для элементов, систем автомобиля выражаются формулами:

и

где n - число диагностических операций.

Коэффициент контролепригодности локально характеризует приспособленность автомобиля (агрегата) к диагностированию. Он позволяет также оценить уровень конструкции автомобиля в области его контролепригодности. Для повышения контролепригодности автомобилей на их агрегатах устанавливают встроенные датчики, устройства для централизованного съема информации, индикаторы неисправностей, а в некоторых случаях и мини ЭВМ для обработки неоднозначной информации о состоянии автомобиля.

Делись добром ;)