Анализ развития транспортной инфраструктуры в городе Тюмени

дипломная работа

1.4 Зарубежный опыт развития транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях

Наша жизнь сосредоточена в городах, урбанизация - одна из основных тенденций развития человечества. В 2008 году население городов сравнялось

по численности с сельским, а к 2050 году, по прогнозу ООН, более 85% населения земли будет проживать и трудиться в городах, в России на начало 2010 года в 1099 городах было сосредоточено более 95 млн.человек, то есть две трети населения страны.

Очевидно, что с ростом городов возникает большое количество проблем, а именно: экономические, управленческие, экологические, социальные, культурные, и т.д. Решением данных трудностей должно стать развитие городского хозяйства, целью которого является удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения.

Важными задачами по развития транспортной инфраструктуры в современных городах являются:

система общественного транспорта должна стать более надежной, более быстрой и доступной для жителей;

внедрения новых видов транспорта;

совершенствование систем управления транспортными потоками;

повышение безопасности транспорта за счет предоставления в городах и в поселках больше территории для пешеходов и велосипедистов, а также снижения допустимой скорости в закрытой местности;

создание избыточной инфраструктуры или внедрение градостроительных и технологических решений, позволяющих сделать существующую транспортную инфраструктуру избыточной. Развитие транспорта должно опережать текущие потребности города, в противном случае развитие транспортной инфраструктуры будет отставать от развития города. [35]

Следует отметить, что единых решений этих задач, которые бы подходили для всех без исключения городов, не существует. Вместе с тем можно выделить ряд ключевых направлений, в которых в настоящее время ведется поиск новых градостроительных и технологических решений.

В развитых странах, в первую очередь в Европе, уже сложилось четкое

понимание обреченности политики "приспособления к автомобилю", доминировавшей в городском планировании с середины прошлого века. Детальное изучение условий движения в городах США всякий раз показывало, что наихудшая ситуация с заторами ежедневно наблюдалась в Хьюстоне, Детройте и Лос-Анджелесе, то есть там, где в городской черте и окружающих пригородах была построена наиболее мощная сеть скоростных дорог. Эти города столкнулись с такой трудностью, как "столкновения города и автомобиля". [36]

Отказ от концепции "приспособления к автомобилю" стал одной из значимых тенденций в развитии современного города за последние 15-20 лет, в первую очередь в странах западной Европы. Как показывает опыт второй половины XX века, развитие дорожной сети всегда находится на шаг позади роста автомобилизации населения и автомобильного парка города. Выход в первоочередном развитии систем общественного транспорта.

Наиболее эффективным подходом к транспортному планированию го-рода сегодня признается концепция скоординированной транспортной системы. Эта концепция подразумевает создание такой транспортной системы, которая позволяла бы жителям города с комфортом использовать все виды транспорта: пешеходный и велосипедный (внутри жилых районов), личный автомобильный (при передвижениях в пригородах и между городами), общественный (при передвижениях в центр города).

Самые передовые из реализуемых сегодня проектов реконструкции и строительства городов (проект реконструкции Парижа, проект строительства иннограда Масдар в ОАЭ) предусматривают, что горожанин будет тратить на дорогу не более 30 минут в день.

Кроме того, превалирующим подходом к развитию транспортной инфраструктуры в городах становится разнесение транспортных и пешеходных коммуникаций на разные уровни. Такой подход подразумевает перенос дорожной сети и линий общественного транспорта под землю или строительство поднятых над землей транспортных коридоров. [36]

Вместе с тем наибольшее значение сегодня придается не столько строительству новых, сколько эффективному использованию уже существующих объектов транспортной инфраструктуры. Поиск решений в этой области идет по двум ключевым направлениям: создание новой системы общественного транспорта, а также использование современных возможностей технологий для управления потоками городского транспорта (создание так называемых интеллектуальных транспортных систем).

Замещение индивидуального автотранспорта общественным транспортом позволяет повысить эффективность использования дорожной сети в два-три раза. Наиболее актуальными направлениями развития системы общественного транспорта сегодня признаются легкорельсовый транспорт ("скоростной трамвай" на выделенной полосе движения), скоростной автобус, а также "индивидуальный общественный транспорт" - автоматизированная система муниципальной аренды автомобилей. Его суть заключается в том, что потенциальный потребитель услуги определяет в интернете положение ближайшей к нему общественной машины, оплачивает услугу через терминал, установленный в салоне, и, авторизуясь в системе, едет до нужного места и там же оставляет машину для того, чтобы дальше ей воспользовался следующий потребитель. Кроме этого, будут предлагаться различные по габаритам автомобили: минивен для большого количества человек или микролитражка для поездки в офис.

Образцом реформ городской транспортной сети считают Новую Зеландию. Там только за счет реформ с 1 июля 1991 года в Веллингтоне цены упали на 60 %. Число поездок на городском транспорте перестало снижаться к 1993 году. С тех пор оно увеличилось на 40 %. Суть реформы заключалась в том, что городской транспорт функционирует только на конкурентной основе при полном отсутствии муниципальных операторов. Если такие операторы остались, субсидии они получают на конкурентной основе с частными операторам, участвуя в открытых тендерах. [35]

Примером наиболее эффективной системы общественного транспорта является так называемое "автобусное метро" в городе Куритиба (Бразилия), который за 30 лет из 30-тысячного городка превратился в одну из крупнейших и динамично развивающихся муниципий Бразилии с населением более 300 тыс. человек.

Вместо уничтожения расположенных в центре зданий для расширения дорог (во многих городах такое "обновление" привело к созданию сетей автострад, переполненных машинами) администрация Куритибы приняла решение использовать для автотранспорта существующие улицы, снеся лишь несколько зданий. Каждая из пяти основных городских автотрасс была разделена на три части. По средней части было организовано двустороннее движение автобусов-экспрессов, а справа и слева от средней части - местное движение для всего прочего транспорта.

"Ручное" планирование маршрутов и составление расписаний уступило место программному обеспечению. Посадка и высадка осуществляется в специальных терминалах, попасть внутрь которых можно только через турникеты; в среднем автобус стоит на каждой станции не больше минуты. В часы пик автобусы-экспрессы отправляются каждую минуту. Вместительный автобус, широкие двери для входа и выхода, посадочные терминалы плюс автоматическое управление (светофоры переключаются из автобуса, что обеспечивает им приоритет в движении) - все это позволяет в среднем пере - возить в 3 раза больше пассажиров в сравнении с традиционно организованным городским автобусным транспортом. Автобусы в Куритибе ходят со средней скоростью 40 км/ч - и это с учетом остановок.

Каждая скоростная автобусная линия перевозит 20 000 пассажиров в час, то есть примерно столько, сколько и метро, но по стоимости строительства и эксплуатации она в 100 раз дешевле подземки.

Зримым примером важности развития транспортной инфраструктуры для развития города в целом является Шанхай. Благодаря построенным за последние 10 лет мостам и тоннелям через реку Нангпу, грандиозным транс - портным развязкам, проложенным по эстакадам через весь город 8-полосным магистралям, современному метрополитену с более чем 100 станциями, линии скоростного поезда на магнитной подушке, связавшей деловой район Пудонг с одноименным международным аэропортом, строительству новых современных терминалов в двух аэропортах города 18-миллионный Шанхай пережил второе рождение. Кроме того, реализуется масштабный проект по созданию системы скоростных поездов, связывающих города Китая. Это создаст новую урбанистическую структуру, когда можно говорить уже не об отдельных городах, а о единой урбанизированной территории.

Делись добром ;)