logo search
Титул

Глава 7. Планирование производственной деятельности дирекции по ремонту грузовых вагонов

7.1 Характеристика, задачи и организационная структура управления

Вагонное хозяйство - одна из важнейших частей материально-технической базы железнодорожного транспорта. Назначение вагонного хозяйства заключается в обеспечении железных дорог исправным вагонном парком, удовлетворяющим требованиям безопасности движения, сохранности перевозимых грузов. Отсюда вытекают и его главные задачи, которые сводятся к поддержанию высокого уровня работоспособности грузовых вагонов в условиях непрерывного роста и интенсивности их использования, выполнение установленного плана ремонта вагонов, экономного использования технических средств, достижения наибольшей эффективности работы ремонтных предприятий и их подразделений.

Задачи и функции вагонного хозяйства выполняет Дирекция по ремонту грузовых вагонов.

Центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов - филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).

Основными целями деятельности Центральной дирекции являются:

- выполнение плановых видов ремонта и модернизации грузовых вагонов парка ОАО «РЖД», производство и ремонт запасных частей;

- увеличение доходов от оказания услуг по ремонту собственного или арендованного подвижного состава организациям, не входящим в ОАО «РЖД»;

- организация эффективной работы структурных подразделений Центральной дирекции по обеспечению качества ремонта грузовых вагонов, изготовления и ремонта запасных частей и безопасности движения поездов.

Центральная дирекция по ремонту вагонов проводит анализ производственной деятельности и состояния безопасности движения в своих структурных подразделениях и осуществляет разработку мероприятий по улучшению качества ремонта. Кроме того, Центральная дирекция осуществляет координацию производственно-хозяйственной деятельности вагоноремонтных заводов в части ремонта и модернизации грузовых вагонов парка ОАО «РЖД».

Центральная дирекция организует эффективную работу, руководство и координацию деятельности входящих в ее состав структурных подразделений - дорожных дирекций по ремонту грузовых вагонов.

К основным целям деятельности дорожных дирекций по ремонту вагонов относятся:

- организация работы и руководство деятельностью вагонных ремонтных депо, находящихся в ведении дирекции по проведению плановых видов ремонта и модернизации грузовых вагонов парка ОАО «РЖД» и собственности сторонних организаций, а также изготовлению и ремонту запасных частей грузовых вагонов, удовлетворяющих требованиям безопасности движения поездов;

- предоставление организациям, не входящим в ОАО «РЖД», равноправной возможности проведения плановых видов ремонта принадлежащих им грузовых вагонов в ремонтном депо.

Дирекции по ремонту вагонов организуют производственную деятельность вагонных депо по выполнению плановых и внеплановых видов ремонта грузовых вагонов, их узлов и деталей, исходя из установленных ОАО «РЖД» и Центральной дирекцией показателей, норм и нормативов производственной деятельности и контроль за их выполнением.

Дирекции должны обеспечивать качественный ремонт грузовых вагонов, удовлетворяющий требованиям безопасности движения поездов, обеспечение экологической безопасности в ремонтных депо, организацию работы и контроль выполнения требований к качеству ремонта вагонов, проведение рекламационной работы, разработку и реализацию мер по повышению качества ремонта на основе анализа причин отказов в работе технических средств, приводящих к случаям брака в эксплуатации.

В состав дирекции по ремонту вагонов входят ремонтные вагонные депо, для которых дирекции разрабатывают и утверждают плановые задания на проведение плановых и внеплановых видов ремонта грузовых вагонов, их узлов и деталей, находящихся в собственности ОАО «РЖД» и организаций, не входящих в систему ОАО «РЖД», на основании заданий ОАО «РЖД» и Центральной дирекции.

Вагонные ремонтные депо являются структурными подразделениями дорожных организаций по ремонту вагонов. Основными задачами депо являются:

- выполнение программ деповского, капитального и текущего ремонтов грузовых вагонов, модернизация вагонов независимо от их принадлежности, включая ремонт колесных пар со сменой элементов в вагоноколесных мастерских, ремонт и изготовление запасных частей и деталей грузовых вагонов;

- повышение эффективности хозяйственной деятельности и финансовой устойчивости депо;

- обеспечение эффективной и безопасной работы технических средств и оборудования депо;

Депо для достижения указанных целей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами, осуществляет следующие функции:

- своевременный и качественный ремонт грузовых вагонов, их узлов и деталей, удовлетворяющий требованиям безопасности движения поездов;

- обеспечение своевременного приема вагонов в ремонт и выпуск их из ремонта с соблюдением норм простоя на ремонтных путях, в том числе в ремонте;

- выполнение плана ремонта запасных частей для дорог и других потребителей в соответствии с заявкой;

- проведение анализа причин нарушений безопасности движения, возникающих в течение гарантийного срока эксплуатации отремонтированных вагонов по вине депо, и принятие мер по устранению этих причин.

В зависимости от характера, сложности и объема выполняемых работ вагонные депо подразделяются на группы. Группа устанавливается на основе суммы показателей работы вагонного депо, выраженных в условных единицах - баллах (таблица 7.1). Установлены четыре группы вагонных депо: I - свыше 300, II - свыше 240 до 300, III - свыше 170 до 240 и IV - до 170 баллов. При исчислении баллов на пунктах комплексной подготовки изотермических и крытых вагонов количество баллов за 100 обработанных вагонов увеличивается на 50 %. Депо, имеющим пункты перестановки вагонов, общая сумма баллов увеличивается на 20 %; депо, осуществляющим эксплуатацию и ремонт рефрижераторных секций (поездов), сумма баллов увеличивается на объем этой работы в тонно-километрах. При определении количества отремонтированных в депо вагонов один вагон для перевозки автомобилей или одна цистерна для перевозки цемента приравнивается к четырем грузовым вагонам.

Таблица 7.1

Показатели работы (средние в годовом

исчислении) и нормативы для вагонного депо

Показатели

Единица измерения

Количество баллов за единицу измерения

Ремонт грузовых вагонов:

капитальный

деповской

ремонт крытых вагонов с повышенным объемом кузовных работ

текущий ремонт

Вагон

1,0

0,27

0,64

0,08

Для обеспечения перевозочного процесса исправным вагонным парком депо располагают значительными основными фондами, примерная структура которых приведена в таблице 7.2.

Таблица 7.2

Структура основных производственных

фондов вагонного ремонтного депо

Основные фонды

Удельный вес, %

Здания, сооружения и передаточные устройства

Силовые машины, рабочие машины и оборудование

Измерительные приборы и вычислительная техника

Транспортные средства

Хозяйственный инвентарь и инструмент

46,0

38,0

5,0

6,0

5,0

В основных фондах грузового вагонного депо, не имеющего приписного парка вагонов, преобладают здания, сооружения, силовые и рабочие машины (84 %).

В составе вагонного депо для выполнения производственных функций имеются производственные подразделения и участки.

В целях освоения возрастающей программы деповского ремонта вагонов на существующих производственных площадях осуществляется специализация вагонных депо на ремонте определенных типов вагонов, внедряется поточный метод ремонта.

7.2 Планирование показателей объема и качества работы

К объемным показателям работы вагонного ремонтного депо относятся:

Все эти показатели планируются для следующих условий:

Дирекцией по ремонту грузовых вагонов определяется программа деповского и капитального ремонта грузовых вагонов, исходя из количества вагонов в парке, установленных межремонтных сроков, технического состояния вагонов. До ремонтных вагонных депо программа ремонта доводится по типам вагонов с учетом их специализации и производственной мощности. Отдельно определяется количество вагонов, подлежащих ремонту, принадлежащих промышленным предприятиям, а также деповской и капитальный ремонт арендованных вагонов.

Для увязки годовой программы деповского ремонта вагонов с производственной мощностью вагоносборочного участка депо программу ремонта рассчитывают в приведенных вагонах. За единицу приведения принята трудоемкость ремонта четырехосного полувагона с нормальным объемом работ, равная 28 чел-ч. По остальным типам подвижного состава установлены коэффициенты приведения (таблица 7.3).

Таблица 7.3

Коэффициенты для определения показателя

«приведенные вагоны»

Тип и техническое состояние вагона

Коэффициент приведения при ремонте

деповском

капитальном

Полувагон:

восьмиосный

шестиосный

четырехосный:

с нормальным объемом работ

с повышенным объемом работ или просроченным сроком капитального ремонта

Крытый вагон:

с деревянной обшивкой кузова с объемом работ:

нормальным

повышенным

цельнометаллический с нормальным объемом работ

Платформа четырехосная с объемом работ:

нормальным

повышенным

Зерновоз

Фитинговая платформа

Хоппер-дозатор

Цементовоз

2,0

1,7

1,0

1,8

1,5

3,0

1,1

0,9

1,8

1,5

0,8

1,5

1,5

1,0

2,9

6,0

0,9

В плане вагонного депо определяют объем приведенной продукции по производственным участкам, отделениям и депо в целом. Данный показатель используется для расчета производительности труда работников эксплуатационного штата.

Объем приведенной продукции рассчитывается на основе плановой программы работ и коэффициентов приведения на отдельные виды работ. По производственным участкам, выполняющим периодические виды ремонта вагонов, различные виды работ приводят к трудоемкости деповского ремонта четырехосного полувагона с нормальным износом, принятого за единицу.

Важнейшим показателем, характеризующим качество работы вагонного ремонтного депо, является простой вагонов в деповском ремонте. Планируются простои вагонов в деповском ремонте всего, а также по составляющим его элементам:

- от прибытия до подачи на ремонтные пути;

- от подачи на ремонтные пути до окончания ремонта, в т. ч. в ремонте.

Нормы простоя вагонов в ремонте определяются в соответствии с технологическими процессами, а также с учетом предусмотренных на предстоящий период мероприятий по совершенствованию техники, технологии и организации производства. Применение поточно-конвейерной технологии ремонта, механизация и автоматизация ремонта способствуют сокращению простоев вагонов в ремонте, а, следовательно, и значительному повышению производственной мощности вагонного депо.

Применяемые нормы простоя вагонов в ремонте должны обеспечивать высокое качество ремонта вагонов.

К показателям, характеризующим качество работы в вагонном депо, относится также среднесуточный остаток неисправных вагонов. Этот показатель устанавливается каждому вагонному депо дирекцией по ремонту грузовых вагонов. Снижение среднесуточного остатка неисправных вагонов увеличивает перевозочные ресурсы железнодорожного транспорта и потому является важнейшей задачей вагонных депо.

7.3 Планирование труда и заработной платы

К показателям использования трудовых ресурсов относятся производительность труда и численность работников, а также среднемесячная заработная плата и фонд оплаты труда.

Производительность труда измеряется количеством продукции, произведенной работником за единицу рабочего времени или количеством времени, которое затрачивает один работник на производство единицы продукции.

Темп роста производительности труда вагонному ремонтному депо задается дирекцией по ремонту грузовых вагонов.

Исходя их темпа роста производительности труда, задается плановая производительность труда, выраженная в приведенных единицах на 1 человека.

На уровень производительности труда влияют факторы, которые можно распределить на следующие группы:

- производственные факторы (объем работы, структура продукции, совершенствование технологических процессов, специализация, совершенствование научной организации труда, нормирование труда, внедрение новых технологий и др.);

- природные (климатические);

- личные - квалификация, здоровье, настроение работника.

Производительность труда в вагонном ремонтном депо зависит от выполняемого объема работ (количества вагонов, прошедших различные виды работ), выраженного в приведенной продукции, и контингента по эксплуатации.

Для приведения продукции вагонного депо с различной трудоемкостью установлены переводные коэффициенты (таблица 7.4).

Таблица 7.4

Коэффициенты приведения работ с разной трудоемкостью для определения производительности труда

Вид обслуживания и ремонта

Единица измерения

Коэффициент приведения

Текущий отцепочный ремонт

Физический вагон

16,0

Деповской ремонт

Приведенный вагон

100,0

Производительность труда и задание по ее росту определяют также по каждому производственному участку исходя из объема его работы с учетом мероприятий по повышению эффективности производства, а по депо в целом - на основе темпов роста производительности труда по каждому производственному участку и распределении контингента рабочих по участкам.

Производительность труда на производственном участке

,

где N - плановый объем работы производственного участка; ЧСП - среднесписочная численность работников участка.

Пример расчета численности слесарей по ремонту подвижного состава отделения по ремонту автосцепного оборудования на месяц приведен в таблице 7.5 и 7.6.

Таблица 7.5

Пример расчета трудоемкости выполнения объема

ремонта автосцепного оборудования

Показатель

Планируе-мый объем

Трудоемкость на 1 единицу ремонта по норме, чел-час

Трудоемкость на весь объем, чел-час

Необходимо отремонтировать автосцепное устройство на 256 вагонах и 36 автосцепок, ед.

Всего, в том числе:

548

-

-

с разборкой поглощающего аппарата

356

0,745

265,369

без разборки поглощающего аппарата

192

0,664

127,355

Итого полная трудоемкость, чел-час

-

-

392,724

Таблица 7.6

Пример расчета численности слесарей на ремонте

автосцепного оборудования

Показатель

Числовое значение

Часы по рабочему календарю за январь месяц на 1 работающего (час)

128

Общая трудоемкость ремонта на слесарных работах (чел-час)

392,72

Явочная численность слесарей: чел.

3,07 (392,72:128)

Основными группами производственного контингента вагонного ремонтного депо являются:

- рабочие, занятые деповским ремонтом грузовых вагонов;

- рабочие, занятые текущим ремонтом с отцепкой;

- рабочие, занятые капитальным ремонтом вагонов.

Численность работников, занятых на деповском ремонте вагонов ЧД определяют на основе программы деповского ремонта, задаваемой дирекцией по ремонту грузовых вагонов и трудоемкости ремонта в человеко-часах по формуле:

,

где Впр - программа деповского ремонта вагонов на планируемый период, ваг.; t - трудоемкость по данному виду работ, чел.-час.; ф - годовой фонд рабочего времени.

Рассчитанный контингент распределяется по профессиям в зависимости от принятого технологического процесса ремонта вагонов соответствующих типов.

Фонд оплаты труда работников вагонного депо рассчитывается исходя из плановой явочной численности работников по отдельным профессиям и среднемесячной заработной платы. В состав среднемесячной заработной платы рабочего входят тарифная ставка, сдельный приработок (если оплата труда сдельная), премии и доплаты. Среднемесячная заработная плата служащих, руководителей и специалистов состоит из месячного должностного оклада и премии.

Рабочие, занятые на ремонте подвижного состава оплачиваются по часовым тарифным ставкам, определяемым на основе тарифной сетки по оплате труда рабочих для второго уровня.

Месячная тарифная ставка рабочего определяется по формуле:

,

где Тчас - часовая тарифная ставка, руб.; Фм - среднемесячное число рабочих часов.

Рабочим, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда (осмотрщики-ремонтники вагонов, электросварщики ручной сварки, газорезчики, машинисты моечных установок, аккумуляторщики) устанавливаются доплаты, конкретный размер которых определяется коллективным и трудовым договором по результатам аттестации рабочих мест.

Среднемесячная заработная плата включает месячную тарифную ставку или оклад, сдельный приработок (при сдельно-премиальной системе оплаты труда), доплаты, премии.

Размер сдельного приработка, включаемого в среднемесячную заработную плату при сдельной оплате труда, определяется исходя из тарифной ставки и процента выполнения норм выработки.

Уровень выполнения норм выработки планируется по каждой профессии или группе работников исходя из анализа отчетных данных за прошлые периоды, разработанных мероприятий по совершенствованию технологии производства и организации труда, повышению квалификации работников.

К доплатам относятся надбавки за работу в ночное время и праздничные дни, класс квалификации, совмещение профессий, руководство бригадой.

7.4 Планирование эксплуатационных расходов

Эксплуатационные расходы ремонтных вагонных депо планируются в соответствии с Номенклатурой доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД».

В составе статей расходы планируются по элементам: затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; материальные затраты в т.ч. материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты; амортизация; прочие затраты.

Специфические расходы по вагонному хозяйству планируются по следующим статьям:

6002 – текущий ремонт грузовых вагонов с отцепкой;

6004 – деповский ремонт грузовых вагонов;

6008 – капитальный ремонт грузовых вагонов;

6031 – ремонт колесных пар со сменой элементов для грузовых вагонов;

6041 – текущий ремонт грузовых вагонов клиентов с отцепкой;

6042 – ремонт со сменой элементов колесных пар грузовых вагонов клиентов;

6044 – деповской ремонт грузовых вагонов клиентов;

6045 – капитальный ремонт грузовых вагонов клиентов.

По элементу «Затраты на оплату труда» включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие и компенсационные начисления и надбавки, премии и единовременные поощрительные начисления.

В элементе «Отчисления на социальные нужды» отражаются расходы по начислению ЕСН в соответствии с главой 24 ч. 2 Налогового кодекса «Единый социальный налог» и отчисления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В настоящее время отчисления на социальные нужды отражаются по всем статьям затрат, по которым рассчитан фонд заработной платы. Отчисления на социальные нужды начисляются в размере 26,4 %, в том числе: 20 % - пенсионный фонд, 2,9 % - фонд социального страхования, 3,1 % - федеральный и территориальный фонды медицинского страхования, 0,4 % - обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В элементе «Материальные затраты» отражается стоимость приобретаемых различного вида материалов и топливно-энергетических ресурсов, а также расходов на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых организациями, являющимися юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Элемент «Материальные затраты» состоит из элементов затрат на материалы, топливо, электроэнергию и прочие материальные затраты.

Затраты на материалы отражают расходы на приобретение материалов, используемых в производстве продукции, а также для упаковки, на приобретение комплектующих изделий, объекты основных средств, стоимостью не более 10 тыс. руб. за единицу, потери от недостачи или порче при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, а также технологические потери при транспортировке или производстве.

Затраты на материалы определяются тремя способами:

- на ремонте подвижного состава по норме расходов материалов на единицу ремонта и программе ремонта;

- по количеству технических средств, устройств, объектов и нормам расхода на единицу средства, объект, устройство;

- по списочному контингенту и нормам расхода материалов на одного человека (материалы по охране труда и санитарии, одежда и др.).

Норма расхода материалов рассчитывается на основании среднесетевых норм расхода материалов, запасных частей, изделий на техническое обслуживание и текущий ремонт устройств, технических единиц.

В основу нормы расхода материалов положен технологический процесс ремонта или обслуживания технических средств в соответствии с которым определяется перечень материалов для его обеспечения. Норма расхода материалов на ремонте вагонов зависит от сложности выполнения ремонта и типа вагона.

В составе затрат на «топливо» отражается стоимость приобретаемого топлива всех видов: дизельного, мазутного, уголь и т.д. на технологические цели, на отопление зданий, выработку всех видов энергии, а также на трансформацию и передачу энергии.

Расход тепла на отопление и вентиляцию зданий вагонного депо, восстановление температурного режима и технологические нужды рассчитывается в соответствии с отопительно-вентиляционными паспортами зданий депо, которые в свою очередь выполнены в соответствии с «Нормативными расходами тепла и топлива для стационарных установок железнодорожного транспорта» по формулам:

Q = Vзд * τ * (tВ - tнср) * qот * кэкс * ксут * 10-6 Гкал,

где Vзд – расчетный наружный объем здания, м3; τ = 215 – отопительный период в сутках; tВ – внутренняя нормируемая температура здания в зависимости от назначения здания; tнср = -3,5оС – средняя наружная температура за отопительный период; qот – удельная норма расхода топлива, зависящая от типа здания, высоты, этажности, материала и толщины стен, остекления здания, ккал/1000 м3; кэкс = 1,23 – эксплуатационный коэффициент, зависит от скорости ветра, типа здания, типа систем отопления; ксут – коэффициент, учитывающий сменность работы системы отопления.

На согревание подвижного состава:

Q =nqп.с. * (tВ - tнср) * 10-6 Гкал,

где n – количество вагонов, ремонтируемых за отопительный сезон; qп.с. = 2681 ккал/вагон * град. – удельное количество тепла на согревание одного 4-х-осного грузового вагона при его пребывании в цехе в течение 12 часов.

На горячее водоснабжение:

Q = mcΔT*10-6 = 10 Гкал,

где m – масса воды в водонагревателе; с = 1 ккал/кг * град. – теплоемкость 1 кг. воды; ΔT = 80оС разность температуры воды при нагревании от 10 оС до 90 оС.

На технологические нужды (нагрев ванн моечных машин):

Q = qGGn,

где qG – удельный расход тепла, приходящийся на 1 т. обмываемых деталей, Гкал/т.; G – вес деталей, подлежащих обмывке за период (год); n – количество деталей, обмываемых в моечных машинах (за год).

Расчет затрат на бензин, дизельное топливо, уголь производится исходя из стоимости за литр или тонну и его планируемого расхода в литрах или тоннах.

Затраты на бензин и дизельное топливо можно рассчитать по формуле:

ЗТ = Н * L *Ц,

где Н – норма расхода топлива; L – пробег машины; Ц – цена за литр (тонну) топлива.

В составе затрат на электроэнергию отражается стоимость покупной электроэнергии, расходуемой на технологические, энергетические, осветительные и другие производственные и хозяйственные нужды организации, включая технологические потери.

Затраты на освещение можно определить исходя из следующей формулы:

Зосв = F * Н * Ц * Т * Кз,

где F – площадь освещаемой поверхности, кв.м.; Н – норма расхода электроэнергии на 1 кв.м., Вт/кв.м.; Ц – цена 1-го кВт. час., руб.; Т – период освещения, час; Кз – коэффициент запаса (Кз = 1,2).

Использование коэффициента запаса позволяет предусмотреть хорошее освещение при загрязнении ламп.

В составе прочих материальных затрат отражаются расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, расходы по снего-, водо- и пескоборьбе, перевозке грузов для железнодорожного транспорта, стоимость воды и покупных видов энергии (газ, сжатый воздух), перевозки грузов для нужд железнодорожного транспорта (хозяйственные перевозки) и другие работы (услуги производственного характера.

По элементу «Амортизация» отражается сумма амортизации основных средств и нематериальных активов, начисляемая в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» и «Учет нематериальных активов».

Для определения величины амортизационных отчислений необходимо знать среднегодовую стоимость видов (групп) основных фондов (в соответствии с принятой классификацией основных фондов) и действующие нормы амортизационных отчислений на замену по каждому их этих видов (групп).

По элементу «прочие затраты» отражаются расходы, не включенные в другие элементы затрат: суммы налогов и сборов, включаемые в расходы по обычным видам деятельности предприятия; расходы на сертификацию продукции и услуг; арендные (лизинговые) платежи за арендуемые (принятое в лизинг) имущество; расходы на командировки, расходы на подготовку и переподготовку и переподготовку кадров; расходы на рекламу; расходы на обязательное и добровольное страхование имущества; оплата счетов аутсорсинговым компаниям и другие.

К прочим расходам, не входящим в производственные расходы, относятся: дебиторская задолженность, по которой истек срок давности, нереальные долги, которые невозможно получить, штрафы, пени, неустойки, содержание объектов социально-культурной деятельности; содержание законсервированных объектов, налоги и сборы и др..

При планировании расходов необходимо предусматривать комплекс мероприятий по ресурсосбережению, что позволяет повысить конкурентоспособность вагонных ремонтных депо на рынке ремонта подвижного состава.