Область применения поршневых и комбинированных двигателей
Поршневые и комбинированные двигатели внутреннего сгорания выпускают мощностью от десятых долей киловатта до нескольких десятков тысяч киловатт и применяются в самых различных отраслях народного хозяйства.
Наиболее широко двигатели внутреннего сгорания используются на транспортных установках и сельскохозяйственных машинах.
Двигатель внутреннего сгорания является основным источником энергии на автомобилях различного типа назначения. Несмотря на успехи в развитии двигателей других типов, они ещё по своим основным характеристикам уступают двигателям внутреннего сгорания, и их применение пока носит экспериментальный характер. Мощность автомобильных двигателей внутреннего сгорания в настоящее время превышает 1500 кВт.
На железнодорожном транспорте поршневые паровые машины почти повсюду заменены электрическим приводом и приводом от двигателей внутреннего сгорания. Более половины грузооборота осуществляется тепловозами с двигателями внутреннего сгорания. Единичная мощность тепловозных двигателей достигает 3000 кВт.
В речном флоте двигатели внутреннего сгорания в настоящее время устанавливаются на всех вновь вводимых в эксплуатацию судах. В морском флоте двигатели внутреннего сгорания также являются основным источником энергии для небольших судов и большей части судов с энергетической установкой мощностью до 20000 кВт. За рубежом на судах устанавливаются двигатели внутреннего сгорания мощностью 29400 квт, возможен выпуск дизелей мощностью до 37500 кВт. Широкому применению дизелей на судах способствует то обстоятельство, что в настоящее время дизели большой и средней мощности могут работать на тяжелом топливе, цена которого на мировом рынке значительно ниже цены обычного дизельного топлива. В связи с этим использование тяжелого топлива для судовых двигателей будет расширяться.
Появление двигателя внутреннего сгорания обусловило быстрое развитие авиации. За рубежом были созданы комбинированные двигатели внутреннего сгорания мощностью до 3750 кВт. В дальнейшем появились авиационные газотурбинные двигатели, которые позволили резко увеличить скорость самолёта. В настоящее время поршневые и комбинированные двигатели внутреннего сгорания применяются лишь небольших самолетах (учебных, спортивных, индивидуальных, прогулочных и транспортных).
Поршневые и комбинированные двигатели внутреннего сгорания являются основой механизации сельского хозяйства. На тракторах, самоходных комбайнах и различных сельскохозяйственных машинах применяются только двигатели внутреннего сгорания. В нашей стране для этих целей используются дизели (за исключением небольших машин). Мощность тракторных двигателей непрерывно растет и уже достигла 350 кВт.
Без двигателей внутреннего сгорания невозможно развитие строительно-дорожного машиностроения. Они устанавливаются на бульдозерах, скреперах, грейдерах, экскаваторах, самоходных кранах, бетоновозах, бетононасосах, сварочных агрегатах и компрессорных установках.
В стационарной энергетике двигатели внутреннего сгорания широко используют на небольших электростанциях (мощностью в несколько киловатт), энергопоездах и аварийных энергоустановках. При наличии дешевого топлива дизельные электростанции могут строиться большой мощности и не только для покрытия пиковых нагрузок, но и для производства основной электроэнергии.
Двигатели внутреннего сгорания получили большое распространение так же в качестве привода компрессоров и насосов для подачи газа, нефти, жидкого топлива и т. п. по трубопроводам, при производстве разведочных работ, для привода бурильных установок при бурении скважин на газовых и нефтяных промыслах.
Таким образом, двигатели внутреннего сгорания имеют большое значение в народном хозяйстве страны.