1.7. Лабораторная работа № 3 диагностирование систем охлаждения и смазки двигателя
Цель и содержание работы. Диагностирование системы охлаждения двигателя заключается в определении теплового состояния системы и ее герметичности, проверке натяжения ремня вентилятора и его включателя, проверке работы термостата и пусковых устройств.
Диагностирование системы смазки сводится к проверке давления масла и определению его качества, герметичности и работоспособности приборов.
Основная цель работы - отработка умений и навыков учащимися в определении и устранении неисправностей и отказов приборов систем охлаждения и смазки, в выполнении контрольно-диагностических работ.
Подготовительные операции: контрольный осмотр приборов охлаждения и смазки перед пуском двигателя и в процессе его работы.
Контрольно-диагностические: снятие показаний КИП, проверка натяжения приводных ремней и момента включения гидромуфты привода вентилятора (ЯМЗ-740), работа пусковых устройств, состояние и работа клапанов пробки радиатора, проверка качества масла, испытание термостата.
Регулировочные операции: измерение натяжения приводных ремней, регулировка момента включения гидромуфты привода вентилятора, регулировка клапанов термостата.
Оборудование рабочего места: стационарные установки рабочих двигателей ГАЗ, ЗИЛ, ЯМЗ, набор манометров, ключей, комплект приборов, приспособлений и технологических карт. Перечень технологического оборудования приведен в табл. 1.2.
Состав и порядок выполнения работы. Подготовительные операции выполняются в объеме работ № 1 для карбюраторных двигателей и № 2 для дизельных на соответствующих рабочих местах.
Контрольно-диагностические и регулировочные операции.
Проверка герметичности и давления масла в системе смазки двигателя производится контрольными манометрами, присоединенными в 3—4 местах масляной магистрали: между маслофильтрами, компрессором, насосом и др. Нормальные значения величин давления масла приведены в табл. 1.1. По перепаду давления определяются исправность приборов или нарушения регулировки клапанов системы смазки, которые затем подлежат снятию, переборке и контрольному испытанию. Проверку давления масла и герметичность в соединениях приборов системы смазки необходимо производить при прогретом двигателе на различных частотах вращения коленчатого вала. Уровень масла проверяется по меткам указателя (П; В) не ранее чем через 10 мин после остановки двигателя, а работоспособность центробежного фильтра — по его шуму после выключения двигателя; герметичность в соединениях - визуально, на больших оборотах. Качество масла определяется сравнением отпечатка капли с эталоном его пятна.
Проверка герметичности системы охлаждения осуществляется несколькими методами:
визуально осмотром при прогретом двигателе;
по уменьшению уровня охлаждающей жидкости, потребовавшей двух-трехразовой сменной дозировки;
путем опрессовки заполненной системы с помощью специального приспособления (рис. 19); которое устанавливается насадкой 8 в, наливную трубу радиатора или расширительного бачка. Открытием крана 7 подают сжатый воздух в систему. Давление воздуха не должно превышать 0,065 МПа (0,65 кгс/см2) для дизельных двигателей и 0,050 МПа (0,50 кгс/см2) для карбюраторных. Для проверки клапанов пробку радиатора 2 устанавливают на стакан 3 прибора. Вначале проверяют паровой клапан. Для этого краном подают сжатый воздух в нижнюю часть стакана, а краном 1 доводят давление до величины, при которой начинается подъем поплавка 4 индикатора 5. При проверке воздушного клапана воздух подают под Р = 0,001 -0,1З МПа (0,01-1,3 кгс/см ) в верхнюю часть стакана. Результаты сравнивают с нормативными и определяют герметичность системы охлаждения и работу клапанов пробки радиатора. Наличие накипи или засорение радиатора определяется по температурному перепаду между верхним и нижним бачками с помощью электрических термометров или термопар.
3. Испытание термостатов производится на специальном приспособлении, где в ванну с подогреваемой водой опускается термостат, а затем, изменяя температуру, определяют моменты открытия и закрытия клапанов. Исправный термостат (рис. 20) КамАЗ должен обеспечивать начало открытия основного клапана при температуре (70 ±2 °С и полное его открытие при (85-4:2) °С. Регулировка термостата осуществляется вращением регулировочного винта до достижения величины открытия (8,5±0,4) мм при нагреве воды около 100 °С.
Работа включателя гидромуфты (рис. 21) привода вентилятора проверяется непосредственно на рабочем двигателе при двух положениях рычага пробки крана 10 и подводе дизельного топлива к подводящей полости под давлением 7 кгс/см2 по контрольному манометру. Если рычаг пробки крана установлен в положении «О» (вентилятор отключен), то температура окружающей среды термосилового датчика 16 должна быть 70—75 °С; а если рычаг 10 установлен в положении «В» (автоматический режим), то температура окружающей среды датчиков 85—90 °С. Регулировка осуществляется подбором регулировочных шайб 14. Если при работе вентилятора по автоматическому режиму «В» температура воды в двигателе поднимается выше 105 °С, необходимо произвести регулировку хода штока включателя перекладыванием регулировочных шайб 14 под датчик 16. После перекладывания всех шайб термосиловой элемент заменяется.
Проверка натяжения приводных ремней вентилятора и водяного насоса производится при помощи специальных приборов и устройств: КИ-8920 (рис. 22), К-403 (рис. 23, б), которые позволяют определять величину прогиба ремня при заданном усилии (см. табл. 1.1) в наибольших его - секторах (рис. 23) по периметру. Регулировка натяжения приводных ремней вентилятора и водяного насоса двигателей ЗИЛ, ГАЗ и ЯМЗ-740 производится за счет перемещения генератора относительно оси нижних болтов его крепления, а на двигателе ЯМЗ-236 — регулировочными прокладками, которые перестанавливаются из внутренней на наружную сторону боковины шкива привода водяного насоса. Запрещается выполнять диагностические и регулировочные операции при работающем двигателе; открывать пробку радиатора при повышенном давлении паров жидкости; опрессовку системы охлаждения проводить на двигателях без ограждения; нагревать воду для испытания термостата в специальных нетермостойких емкостях.
- 1.5. Лабораторная работа № 1 контрольный осмотр карбюраторного двигателя
- 1.6. Лабораторая работа № 2 контрольный осмотр дизельного двигателя
- Технические данные сида-107 «атлас»
- 1.7. Лабораторная работа № 3 диагностирование систем охлаждения и смазки двигателя
- 1.8. Лабораторная работа № 4
- 1.9. Лабораторная работа № 5 диагностирование цилиндропоршневой группы двигателя
- 2.4. Лабораторная работа № 6 диагностирование карбюратора
- 2.5. Лабораторная работа № 7 диагностирование топливных насосов карбюраторных двигателей
- 2.6. Лабораторная работа № 8 диагностирование форсунок
- 2.7. Лабораторная работа № 9 диагностирование топливного насоса высокого давления
- 2.8. Лабораторная работа № 10 диагностирование топливной аппаратуры газобаллонных автомобилей
- Контрольные вопросы
- 3.4 Лаборатрная работа №11 диагностирование источников тока и системы зажигания
- 3.5. Лабораторная работа № 12 установка момента зажигания на двигателе
- 3.6. Лабораторная работа № 13 поиск и устранение неисправностей в электрооборудовании автомобиля
- 4.3. Лабораторная работа № 14 диагностирование агрегатов трансмиссии
- 4. 4. Лабораторная работа № 15 диагностирование шкворневых соединений и подшипников ступиц колес
- 4. 5. Лабораторная работа № 16 контроль углов установки передних колес переносными приборами
- 4. 6. Лабораторная работа № 17 контроль углов установки передних колес легковых автомобилей на стенде
- 4. 7. Лабораторная работа № 18 балансировка колес. Демонтаж и монтаж шин
- Состав и порядок выполнения работы.
- 8. Контрольные вопросы
- 5. 5. Лабораторная работа № 19 диагностирование внешних световых приборов
- 5. 6. Лабораторная работа № 20 диагностирование рулевого управления
- 5. 7. Лабораторная работа № 21 диагностирование тормозной системы
- 5. 8. Лабораторная работа № 22 общее диагностирование автомобиля по определению тягово-экономических показателей
- Контрольные вопросы