logo search
Первая производственная практика

3. Технико-эксплутационные показатели использования подвижного состава.

Подвижной состав автобазы осуществляет транспортный процесс, то есть перемещение грузов и пассажиров, включая все подготовительные и заключительные операции: подготовку грузов, погрузку, выгрузку. В результате транспортного процесса осуществляется транспортная работа, равная произведению числа тонн груза (объем перевозок) или пассажиров на расстояние перевозки. Грузооборот (пассажирооборот) является важным параметром для оценки работы любой автобазы. При этом, кроме того, расходуется топливо, выбрасываются с отработавшими газами вредные вещества в окружающую среду.

Транспортный процесс является циклическим, и под циклом понимают ездку, время которой состоит из времени погрузки, перевозки,

разгрузки. Поскольку нагрузка и длина ездки обычно являются переменными, то используется их средние значения, как и других величин, характеризующих работу подвижного состава. Степень использования пробега оценивается коэффициентом использования пробега β, который равен отношению пробега автомашины с грузом к общему пробегу. Также используется коэффициент использования грузоподъемности (пассажировместимости) γ – отношение фактического объема перевозки за ездку к номинальному.

Списочным парком называют подвижной состав, числящийся на балансе автобазы. Этот парк может быть готов к выполнению перевозок, либо требует ремонта и не эксплуатируется.

Транспортный процесс зависит также от скорости осуществления перевозок. Различают техническую Vт и эксплуатационную Vэ скорости. Техническая скорость – отношение пройденного расстояния ко времени движения, включающему время простоев, вызванных средствами организации движения. Эксплуатационная скорость – отношение расстояния к общему времени (движение, простоев под погрузкой, разгрузкой). Использование парка подвижного состава. Парком подвижного состава называется подвижной состав (автомобили, автомобили-тягачи, прицепы, полуприцепы) автотранспортного предприятия. Списочным (инвентарным) парком называется весь подвижной состав, числящийся по инвентарным книгам. По техническому состоянию он подразделяется на парк, готовый эксплуатации, и парк, требующий ремонта или находящийся в ремонте и техническом обслуживании, т. е. Парк, готовый к эксплуатации, в свою очередь, подразделяется на парк, используемый для перевозки (находящийся в эксплуатации), и парк, находящийся по различным причинам в простое в готовом к эксплуатации состоянии, следовательно, Готовность парка подвижного состава к перевозкам и использование подвижного состава определяются коэффициентами технической готовности и выпуска.

Пробегом называется расстояние, проходимое автомобилем за определенный период времени. Общий пробег, совершаемый подвижным составом, подразделяется на производительный и непроизводительный. Производительный пробег грузовых автомобилей называется груженым. Непроизводительный пробег - пробег без груза (нулевой и порожний). Нулевым называется пробег подвижного состава от АТП (или другого места постоянной стоянки) до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки.