Пожарные автоцистерны
Пожарными автоцистернами называются пожарные автомобили, оборудованные цистерной для жидкости и пожарным насосом. Они предназначены для доставки к месту пожара л/с, пожарных устройств и пожарного оборудования, запаса огнетушащих веществ (воды, пенообразователя или раствора смачивателя) и подачи пожарных стволов (водяных и пенных) как без установки, так и с установкой на водоисточник.
Кроме того, пожарные автоцистерны могут быть использованы как промежуточные объемы при перекачке воды. Каждая пожарная автоцистерна создается на базе грузового автомобиля, который состоит из трех основных частей:
-
двигателя;
-
шасси;
-
кузов.
Эти основные части сохраняются и у пожарной автоцистерны, но претерпевают определенные изменения.
Систему охлаждения усиливают дополнительной системой охлаждения, которая состоит из теплообменника, связанного через соединительные трубы с пожарным насосом. Она предназначена для предотвращения перегрева двигателя в летнее время при его стационарной работе на пожарный насос.
Отработанные газы двигателя используются для приведения сирены в действие, газоструйного вакуум-аппарата, создающего разряжение в полости пожарного насоса, для обогрева воды в цистерне, насосного отделения и кабины боевого расчета (зимой). Выпускные трубы, глушитель, батареи обогрева образуют систему выпуска отработанных газов.
Конструкция шасси грузового автомобиля (трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления) в основном сохраняется.
Для подачи воды и других огнетушащих жидкостей на пожарной автоцистерне монтируют насосную установку (пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель, вакуумная система). Пожарный насос приводится в действие от двигателя через дополнительную трансмиссию, состоящую из коробки отбора мощности и карданной передачи. Коробка отбора мощности может быть установлена вместо одной из крышек коробки передач или самостоятельно.
Для приведения в действие пожарного насоса необходимо с помощью коробки отбора мощности подключить его к двигателю. Тогда усилия передаются по схеме: двигатель - механизм сцепления - коробка передач -коробка отбора мощности - карданная передача - пожарный насос (при установке коробки отбора мощности на коробке передач).
Для удобства управления двигателем и трансмиссией из насосного отделения (при расположении насосной установки сзади) делается сдвоенное управление механизмом сцепления и дроссельной заслонкой карбюратора. Это дает возможность водителю менять режим работы как из кабины водителя, так и из насосного отделения.
В электрооборудование автомобиля дополнительно включены ряд приборов для освещения кабины боевого расчета, отсеков кузова, насосного отделения, площадки около насосного отделения, световая и звуковая сигнализация, контрольно-измерительные приборы.
Специальный кузов используется для размещения боевого расчета, пожарного оборудования и окрашивается в красный цвет. Внутри его находится цистерна и бак для пенообразователя.
Таким образом, основными частями пожарных автоцистерн являются:
-
двигатель с дополнительной системой охлаждения и измененной системой выпуска отработанных газов;
-
шасси грузового автомобиля с дополнительной трансмиссией на пожарный насос;
-
насосная установка;
-
сдвоенное управление двигателем и механизмом сцепления из кабины водителя и из насосного отделения;
-
специальный кузов;
-
цистерна;
-
бак для пенообразователя;
-
дополнительное электрооборудование.
К конструктивным особенностям автомобиля относятся:
-
автономный сборно-разборный кузов, состоящий из расположенной поперек шасси непосредственно за кабиной боевого расчета цистерны и отсека, собранных на надрамнике;
-
система обогрева насосного отсека автономным отопителем при отрицательной температуре воздуха;
-
расположение пожарного насоса в задней части шасси с карданным приводом от дополнительного отбора мощности раздаточной коробки
-
пожарно-техническое вооружение в отсеке размещено в выдвижных ящиках, благодаря чему количество и комплектность можно изменять по желанию Заказчика.
По требованию заказчика автомобиль может комплектоваться:
-
Системой отопления кабины;
-
Лебедкой;
-
Северным исполнением автомобиля;
Система регулирования давления в шинах - централизованная с управлением с места водителя; обеспечивает контроль давления воздуха в шинах, изменение давления воздуха в шинах при преодолении участков местности с низкой несущей способностью, возможность движения при небольших повреждениях шин.
Пожарные автоцистерны составляют преобладающее большинство парка пожарных автомобилей (около 90%). Их выпуск составляет более 80% по сравнению с другими видами пожарных автомобилей. Это объясняется тем, что пожарные автоцистерны относятся к группе пожарных автомобилей, которые представляют собой самостоятельные тактические единицы, хотя могут применяться и в комплексе с другими типами пожарных машин.
Легкие – с емкостью цистерны до 2000 литров (2м3); к ним относятся пожарные автоцистерны марок АЦ-30(53А), модель 106А; АЦ-30(53А) модель 106Б; АЦ-30 (66) модель 146.
Средние – с емкостью цистерны 2000-4000 литров (2-4м3); к ним относятся пожарные автоцистерны марок АЦ-30 (130)63А; АЦ-40 (131) 137, АЦ-40 (375) Ц1.
Тяжелые – с емкостью цистерны свыше 4000 литров (4м3).
Пожарными автонасосами называются пожарные автомобили, оборудованные пожарными насосами.
ПА в зависимости от проходимости делятся на 3 категории:
категория 1 - неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
категория 3 - вездеходы-внедорожники для сильно пересеченной местности (высокой проходимости).
- Реферат
- Содержание
- Основные положения
- Пожарные автоцистерны
- Пожарный автомобиль воздушно – пенного тушения
- Пожарные автомобили порошкового тушения
- Автомобиль комбинированного тушения
- Автомобиль газо-водяного тушения пожарный
- Автомобиль газового тушения пожарный
- Автомобиль первой помощи
- Автомобиль насосно-рукавный пожарный
- Автомобиль пнс
- Заключение
- Список литературы