logo search
Титул

Глава 11. Планирование производственной деятельности дистанции пути

11.1 Характеристики, задачи и организационная структура дистанции пути

Эффективность и качество перевозок грузов и пассажиров в большой степени зависят от мощности верхнего строения пути и его технического состояния. Путевое хозяйство - важнейшая составная часть железнодорожного транспорта. Планомерный рост и постоянное совершенствование технической вооруженности пути и сооружений, их техническое обслуживание, обеспечивающее безопасность и бесперебойность движения поездов, способствуют выполнению плана перевозок, улучшению эксплуатационных и экономических показателей.

Путевое хозяйство является капиталоемкой, трудоёмкой и материалоемкой отраслью железнодорожного транспорта. Оно составляет в основных фондах 54 %, в эксплуатационном контингенте около 20 %, в эксплуатационных расходах свыше 20 %.

Поддержание устройств пути в надлежащем техническом и эксплуатационном состоянии достигается проведением комплекса основных путевых работ. Перечень работ, выполняемых в дистанциях пути включает текущее содержание пути и одиночную смену материалов верхнего строения пути.

Применяемые на отечественных железных дорогах способы и технические средства выполнения путевых ремонтных работ всегда были направлены на обеспечение выполнения их по объему, структуре и качеству с наименьшими помехами движению поездов. Поэтому и в современных условиях наблюдается общая тенденция - ускоренная механизация и автоматизация всех видов ремонтов пути и его текущего содержания в целях постоянного роста производительности труда.

Особенно дорогим и трудоемким на отечественных железных дорогах продолжает оставаться текущее содержание пути. На него приходится примерно 2/3 общих расходов по всем видам ремонта и содержанию пути и около 50% контингента работников, связанных с ремонтом и эксплуатацией пути. На планово-предупредительные ремонты приходится примерно лишь 1/3 общих расходов.

Создание и внедрение комплекса путевых машин позволит в будущем организовать механизированные комплексы для ремонта и содержания пути и инженерных сооружений; системы диагностики состояния пути и инженерных сооружений; обосновать технические решения по системе ведения путевого хозяйства на основе ресурсосберегающих технологий, включая вопросы нормативной базы и улучшения условий труда; разработать комплексы технических средств для восстановления и увеличения сроков службы материалов верхнего строения пути и стрелочных переводов; малообслуживаемые конструкции пути и стрелочных переводов, включая участки с созданием инженерных сооружений из новых конструкционных материалов на основе современных технических решений для интенсивного движения поездов со скоростями до 200 км/ч; осуществить технико-экономическое обоснование решений по восстановлению ресурса действующих инженерных сооружений; разработать комплекс технических средств для эффективной защиты и очистки перегонов и станций от снега и других засорителей в целях повышения экологической безопасности работ в путевом хозяйстве.

Полная реализация вышеуказанных приоритетных направлений позволит уменьшить объемы ремонтных работ не менее чем на 30% и соответственно сократить трудоемкость текущего содержания пути.

В обеспечении безопасности и надежности движения поездов большую роль играет проведение комплекса работ по текущему содержанию пути.

На отечественных железных дорогах планирование осуществляется в двух видах: перспективное - на 5-6 лет на основе нормативов и анализа динамики изменения технического состояния пути и условий эксплуатации с целью более рационального использования трудовых и финансовых ресурсов; текущее - на предстоящий год, исходя из фактического состояния пути, что устанавливается при осмотрах и проверке диагностическими средствами.

Применение механизированных комплексов на планово-­предупредительных работах текущего содержания пути на 17% снижает трудоемкость работ и уменьшает вероятность появления непредвиденных неисправностей пути. Опыт эксплуатации и выполненные исследования показывают, что в бесстыковом пути одиночный выход рельсов в дефектные в 2-3 раза меньше, чем в звеньевом. Кроме того, существенно (до 15%) снижается основное удельное сопротивление движению поездов. Эти два фактора обусловливают эффективность бесстыкового пути как конструкции, снижающей затраты на его содержание.

Система ведения путевого хозяйства определяет принципы, технические параметры и нормативы по эксплуатации железнодорожного пути, исходя из условий обеспечения безопасности движения поездов с установленными скоростями и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Система ведения путевого хозяйства основана на классификации путей в зависимости от грузонапряженности и скоростей движения поездов - главных факторов, влияющих на перевозочный процесс и работу пути. Такая классификация позволила устанавливать дифференцированные технические условия и нормативы на укладку новых и старогодних материалов верхнего строения пути, виды и периодичности ремонта пути.

Задачами текущего содержания являются поддержание пути в исправном состоянии в пределах установленных норм и обеспечение длительных сроков службы всех его элементов. Проведение работ по текущему содержанию возлагается на дистанцию пути. Дистанции выполняют также работы по сплошной и одиночной смене элементов верхнего строения пути.

Дистанция пути входит в состав отделения дороги и имеет статус структурного подразделения ОАО «РЖД», выполняет работы и оказывает услуги в соответствии с планом и договорами.

Основными задачами дистанции пути являются:

- содержание всех элементов железнодорожного пути (земляного полотна, верхнего строения, искусственных и других сооружений пути) в состоянии, обеспечивающем безопасное, бесперебойное движение поездов с установленными для данного участка скоростями;

- своевременное выполнение предупредительных работ и устранение причин, вызывающих неисправности пути, земляного полотна и искусственных сооружений;

- оздоровление и усиление путевого хозяйства, приемка объектов в эксплуатацию после их ремонта;

- обеспечение безопасного движения поездов и автогужевого транспорта на переездах;

- проведение работ по снего- и водоборьбе;

-установка путевых и сигнальных знаков и уход за ними;

-внедрение новейших достижений науки, техники, передового опыта, максимальное использование производственных мощностей, машин, механизмов, повышение уровня механизации путевых работ;

- улучшение условий труда, организации рабочих мест и соблюдение требований, правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии;

- экономное расходование материальных и топливно энергетических ресурсов, повышение производительности труда, эффективности производства и на этой основе - обеспечение роста благосостояния всего коллектива.

Дистанции пути распределяются на группы в зависимости от характера и сложности обслуживаемых устройств: I- группа - свыше 760, II - свыше 600 до 760, III - свыше 450 до 600 и IV группа - до 450 баллов. Группа устанавливается по сумме показателей работы дистанции пути, выраженных в условных единицах - баллах (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Показатели, характеризующие работу структурного подразделения дистанции пути для определения суммы баллов

Показатели, характеризующие работу структурного

подразделения для определения суммы баллов

Единица

измерения

показателя

Количество

баллов за

единицу

измерения

показателя

(коэффициент)

Приведенная длина железнодорожного пути при

средней грузонапряженности главных путей

дистанции (в тонно - км брутто на l км пути в год):

а) до 25 млн. т- км брутто;

б) свыше 25 до 40 млн. т-км брутто;

в) свыше 40 до 55 млн, т-км брутто;

г) свыше 55 до 70 млн. т-км брутто;

д) свыше 70 до 90 млн. т-км брутто;

е) свыше 90 до 110 млн. т-км брутто;

ж) свыше 110 до 130 млн. т-км брутто;

з) свыше 130 млн. т-км брутто

км

км

км

км

км

км

км

км

1,2

1,8

2,0

2,2

2,4

2,6

2,8

3,0

Протяженность кривых участков главных

железнодорожных путей радиусом 650м и менее

1км

0,3

Протяженность участков железнодорожного пути со

скоростью движения пассажирских поездов:

a) свыше 120 до 140 км/час;

км

0,15

б) свыше 140 до 160 км/час;

км

0,3

в) свыше 160 км/час

км

0,5

Наличие железнодорожных станций:

a) грузовых внеклассных;

1 станция

15

б) сортировочных внеклассных и I класса c

1 станция

35

механизированной (автоматической) горкой;

в) сортировочных и пассажирских внеклассных и I

класса

1 станция

25

Искусственные сооружения:

a) мосты, виадуки, путепроводы;*

100м

1,8

б) тоннели железнодорожные;

100м

1,5

в) пешеходные мосты и тоннели;

100м

1,0

r) трубы, лотки поперечные, галереи, акведуки.

100м

0,5

*Длина мостов и железнодорожных путепроводов для

многопутных участков учитывается по каждому

железнодорожному пути отдельно.

Земляное полотно:

a) кюветы, нагорные и водоотводные канавы, лотки

продольные, канализация на станционных

железнодорожных путях;

б) дренажи, прорези, штольни;

в) одевающие стены (6 кв. м. приравнивается к 1 пог.

м. протяженности), подпорные стены, бунны,

волноломы, траверсы,

r) деформирующиеся участки земляного полотна

(сплавы, осадки, водоразмывы, обвалы, оползни»

сели, наледи, карсты);

д) волноотбойные стены, противолавинные

сооружения (сетки, дамбы)

км

км

км

км

км

0,1

0,3

1,3

0,6

1,7

Снегозаносимые и пескозаносимые участки

железнодорожного пути, ограждаемые:

a) постоянными заборами;

б) переносными щитами

1 км

развернутой

длины

забора

1км пути

0,2

0,3

Объем ремонтно-строительных работ, выполняемых

дистанцией пути (применяются коэффициенты

относительной трудоемкости)

1 привед.

км

1,0

Протяженность железнодорожного пути со сложным профилем линии:

А) уклон 8,1-15 О/оо

Б) улон 15,1-25 О/оо

Км

км

0,5

1,0

За показатели работы принимаются приведенная длина и средняя грузонапряженность главного пути. Приведенную длину пути дистанции определяют по формуле:

,где

–длина первого пути, км;

- длина второго (третьего и т.д.) главного пути, км;

- длина станционного пути, км;

- количество стрелочных переводов, компл.;

- протяжение искусственных сооружений (мостов, тоннелей, труб и др.), пог. м.

Средняя грузонапряженность главных путей дистанции:

где ,, …,- грузонапряженность отдельных участков пути, млн. т-км брутто/год

- протяженность соответствующих участков пути, км.

Материально-техническую базу дистанции пути составляют основные фонды, закрепленные за ней отделением дороги. Структура основных фондов дистанции пути характеризуется следующими данными (табл. 11.2).

Таблица 11.2