logo search
Т-5

5. Организация первого и второго технического обслуживания автомобилей. Место и время выполнения то-1 и то-2

Первое и второе технические обслуживания предназначаются для снижения интенсивности износа деталей, выявления и предупреждения отказов и неисправностей автомобилей.

Они выполняются в плановом порядке через определенный пробег автомобилей, рекомендуемый действующим положением.

На величину пробега между ТО автомобилей оказывает влияние большое количество различных факторов, которые не могут быть и полной мере учтены в единых нормативах. Поэтому на передовых АТП периодичность ТО систематически уточняется.

Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год при подготовке автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года и, как правило, приурочивается к выполнению очередного ТО-2.

При ТО-1 и ТО-2 выполняют контрольно-диагностические, регулировочные, крепежные, электротехнические, смазочно-очистительные работы, работы по обслуживанию приборов системы питания двигателя и при этом обычно выполняется необходимый сопутствующий текущий ремонт автомобилей. Действующее Положение рекомендует при ТО-1 и ТО-2 выполнять определенный перечень работ.

Нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 приводятся в Положении. Они зависят от конструкции автомобилей и размеров АТП. Так, например, трудоемкость ТО-1 различных автомобилей по положению колеблется от 2,2 до 16,4 чел-ч, а ТО-2 — от 7,2 до 76,9 чел-ч.

Эти нормативы предназначены для планирования затрат труда и средств. Для организации и оплаты труда они уточняются на предприятиях применительно к конкретным условиям эксплуатации автомобилей и работы АТП.

Определение необходимого числа ТО. В конкретных условиях эксплуатации число ТО зависит от величины пробега автомобилей. С изменением пробега изменяется число ТО. Пробег большинства грузовых автомобилей в настоящее время значительно колеблется по месяцам года. Это необходимо для проектирования предприятии и планирования затрат и средств на год. Однако для организации труда и производства нужно знать необходимое число обслуживании в любой период времени, которое определяется следующим образом. Примерное число ТО-2 группы однотипных автомобилей, имеющих одинаковую нормативную периодичность обслуживания,

N2гр = Lгр/L2гр,

где Lгр – плановый пробег группы однотипных автомобилей за предстоящий период (месяц, квартал), принятый на основе анализа пробега за прошлый период и возможного пробега в предстоящий период; L 2гр – пробег между ТО-2, принятый на АТП для этих автомобилей.

Среднее число ТО-2 в сутки

N = N2гр/Dрз,

где Dрзчисло дней работы производства (зоны) по выполнению соответствующих обслуживаний за принятый пробег автомобилей.

Кроме этого, необходимо знать, какие конкретно автомобили нужно ежедневно ставить на соответствующее обслуживание.

Планирование ТО автомобилей. Одним из основных условий качественного выполнения ТО является своевременное его выполнение через принятый пробег. Поэтому необходимо каждый автомобиль ставить на ТО через принятый для него пробег. В настоящее время известны три метода оперативного планирования ТО автомобилей.

Метод планирования ТО по календарному времени. По этому методу на АТП составляется график на 1—2 мес. В нем выделяют день выполнения соответствующего ТО по каждому автомобилю.

При составлении графика (форма 9) вначале определяют, через сколько дней нужно ставить автомобиль. Как показывает практика, даже при эксплуатации однотипных автомобилей в одинаковых условиях величина их пробега за месяц колеблется от 1700 до 6000 км, а число дней работы на линии за месяц —от 9 до 30. По календарному времени можно планировать ТО только при условии, что ежедневные пробеги автомобилей относительно стабильны, а коэффициент использования автомобилей близок единице. Такие условия встречаются редко. Поэтому, как правило, обслуживание необходимо планировать по фактическому пробегу каждого автомобиля с учетом его технического состояния и условий эксплуатации.

Метод планирования ТО по фактическому пробегу автомобилей.

В применяемой на предприятиях системе учета на каждый автомобиль ведется лицевая карточка, в которую записывается ежедневный пробег автомобиля, принятый пробег между ТО и отмечается день фактического выполнения каждого обслуживания. Эти данные позволяют планировать обслуживание по фактическому пробегу каждого автомобиля.

Такой метод планирования обеспечивает постановку каждого автомобиля на обслуживание в соответствии с его фактическим пробегом, техническим состоянием и условиями эксплуатации и позволяет контролировать фактическое выполнение обслуживания.

Макетный метод планирования ТО автомобилей.

По этому методу планирование ТО также осуществляется по фактическому пробегу автомобилей. На АТП изготавливается макет прямоугольной формы (рис. 182).

При любом из рассмотренных трех методов планирования обслуживания техник по учету после согласования с начальником производства: сообщает в письменном виде в диспетчерскую отдела эксплуатации, механику контрольного пункта, диспетчеру производства и на посты - диагностирования номера автомобилей, которые на следующий день должны пройти ТО-1 и через два дня ТО-2.

Для контроля числа выполненных ТО за любой период времени просчитывают количество отметок по лицевым карточкам автомобилей. Для контроля периодичности выполнения ТО автомобиля по лицевой карточке просчитывают пробеги между

фактически выполненными обслуживаниями и сопоставляют их с принятой (плановой) периодичностью обслуживания этого автомобиля.