2.6. Лабораторная работа № 8 диагностирование форсунок
Цель и содержание работы. Надежность работы форсунок дизельных двигателей обеспечивается не только их конструкцией и изготовлением, но и своевременным диагностированием с последующими техническими воздействиями, что приводит, помимо экономии топлива, к увеличению моторесурса двигателя и уменьшению загрязнения окружающей среды. Основная цель выполнения лабораторной работы — научить учащихся практическому исполнению операций диагностики форсунок как на двигателях, так и на специальных стендах с соответствующими техническими заключениями и регулировочными воздействиями.
Общая диагностика форсунок непосредственно на двигателе выполняется несколькими методами: визуально, прослушиванием характера работы двигателя, определением частоты вращения коленчатого вала и дымности отработавших газов.
Оборудование рабочего места. Исправные дизельные двигатели; приборы моделей КП1609А, КИЗЗЗЗ, НЦ50 «МО-ТОРПАЛ», К261; набор форсунок, инструмента и приспособлений.
Запрещается испытывать форсунки на впрыск топлива на неисправных приборах и с открытой подачей топлива, а также отсоединять топливопроводы высокого давления при работающем двигателе.
Состав и порядок выполнения работы. На работающем двигателе исправность форсунок определяется анализатором топливной аппаратуры модели К261 (рис. 35) — который обеспечивает определение параметров: частоту вращения коленчатого вала; давления начала и максимального впрыска топлива. Прибор состоит из корпуса 5 с ручкой 2 и шасси 3, преобразователя давления 11, осветителя 1 и провода сетевого питания 12. На передней панели шасси расположены: измерительный прибор 4, кнопочный переключатель 6 для включения соответствующего измерителя (800 и 3000 мин"1; 15 и 40°; 20, 40 и 60 МПа), кнопочный выключатель измерителя давления 7, кнопочный выключатель сети 9, сигнальная лампа 8 включения сети и ручка регулировки импульса синхронизации 10 для запуска внешних устройств. Осветитель (стробоскоп 1) включает в себя линзу, стробоскопическую лампу, конденсатор, импульсный трансформатор и переменный резистор, регулировочная ось которого выведена наружу.
Порядок работы:
включить вилку 12 в сеть питания (220 В, 50 Гц), а преобразователь давления 11 присоединить к топливопроводу высокого давления; запустить, прогреть двигатель и установить средние обороты;
включить кнопочный выключатель 9 «Сеть» и выключатель 7 измерения давления топлива;
снять показания измерительного прибора 4 и сравнить с нормативными данными давления впрыска топлива форсунок двигателей, МПа:
ЗИЛ—645 18,5+0,5 ЯМЗ—740 18,0+0,5 QMZ—236 16,5+0,5
Понижение давления при впрыске топлива может быть 0,8—1,7 МПА (8—17 кгс/см2). Снятая с двигателя форсунка подвергается испытанию на герметичность, давление впрыска и качество распыливания топлива определяются на специальном приборе модели КП 1609А и подобном ему НЦ 50 «Моторпал» или КИЗЗЗЗ (рис. 36).
Прибор КП1609А (рис. 36, а) состоит из корпуса 10, в который вмонтирован плунжерный насос высокого давления с рычагом 11, манометра 6, соединительных элементов 4, 7, 9, бачка для топлива 5, колпака 2, ванны 1, крана подачи топлива 8 к испытуемой форсунке 3.
Аналогичное устройство имеют приборы НЦ50 и КИЗЗЗЗ.
Порядок работы:
на герметичность форсунка испытывается под давлением 30 МПа (300 кгс/см2), создаваемым насосом прибора при соответствующем положении ее регулировочного винта (ЯМЗ-236, ЗИЛ-645), время выдержки 20—30 с, допустимое падение давления 25 МПа (250 кгс/см2);
начало подъема иглы распылителя определяется по моменту впрыска топлива, для чего предварительно создается давление топлива в приборе до 20—25 МПа (200—250 кгс/см2), и регулировочным винтом достигается нормативное значение. На форсунках двигателя ЯМЗ-740 регулировка давления впрыска производится за счет регулировочных шайб. Изменение их толщины на 0,05 мм приводит к изменению давления начала подъема иглы на 0,30—0,35 МПа (3— 3,5 кгс/см2). При этом форсунку необходимо разобрать;
качество распыливания топлива форсункой проверяется при закрытом кране 8, а рычагом 11 производят несколько резких качков (70—80 в 1 мин). Начало и конец впрыска должны быть четкими и сопровождаться резким звуком, а распыл — туманообразным. Угол конуса распыливания определяется по контрольным линиям на защитном колпаке 2;
момент затяжки гайки распылителя 69—78 Н•м и штуцера форсунки 78—98 Н м определяется динамометрической рукояткой.
Примечание. Перед испытанием форсунки необходимо прочистить отверстия распылителя стальной иглой диаметром 0,3 мм.
По окончании работы учащиеся должны составить отчет и сделать техническое заключение.
- 1.5. Лабораторная работа № 1 контрольный осмотр карбюраторного двигателя
- 1.6. Лабораторая работа № 2 контрольный осмотр дизельного двигателя
- Технические данные сида-107 «атлас»
- 1.7. Лабораторная работа № 3 диагностирование систем охлаждения и смазки двигателя
- 1.8. Лабораторная работа № 4
- 1.9. Лабораторная работа № 5 диагностирование цилиндропоршневой группы двигателя
- 2.4. Лабораторная работа № 6 диагностирование карбюратора
- 2.5. Лабораторная работа № 7 диагностирование топливных насосов карбюраторных двигателей
- 2.6. Лабораторная работа № 8 диагностирование форсунок
- 2.7. Лабораторная работа № 9 диагностирование топливного насоса высокого давления
- 2.8. Лабораторная работа № 10 диагностирование топливной аппаратуры газобаллонных автомобилей
- Контрольные вопросы
- 3.4 Лаборатрная работа №11 диагностирование источников тока и системы зажигания
- 3.5. Лабораторная работа № 12 установка момента зажигания на двигателе
- 3.6. Лабораторная работа № 13 поиск и устранение неисправностей в электрооборудовании автомобиля
- 4.3. Лабораторная работа № 14 диагностирование агрегатов трансмиссии
- 4. 4. Лабораторная работа № 15 диагностирование шкворневых соединений и подшипников ступиц колес
- 4. 5. Лабораторная работа № 16 контроль углов установки передних колес переносными приборами
- 4. 6. Лабораторная работа № 17 контроль углов установки передних колес легковых автомобилей на стенде
- 4. 7. Лабораторная работа № 18 балансировка колес. Демонтаж и монтаж шин
- Состав и порядок выполнения работы.
- 8. Контрольные вопросы
- 5. 5. Лабораторная работа № 19 диагностирование внешних световых приборов
- 5. 6. Лабораторная работа № 20 диагностирование рулевого управления
- 5. 7. Лабораторная работа № 21 диагностирование тормозной системы
- 5. 8. Лабораторная работа № 22 общее диагностирование автомобиля по определению тягово-экономических показателей
- Контрольные вопросы