logo search
Lab_rab_po_TO

5. 6. Лабораторная работа № 20 диагностирование рулевого управления

Цель и содержание работы. Техническое состояние деталей и соединений рулевого управления, особенно его привода и усили­теля, оказывает большое влияние на условия труда водителя; на утомляемость, надежность и безопасность движения, легкость управления и устойчивость автомобиля.

Содержание работы: изучение технологического оборудования, диагностических параметров и технических условий, измерение суммарного люфта и усилия на ободе рулевого колеса, регулировка рулевого механизма, испытание гидроусилителя руля Цель работы — научить учащихся практическим навыкам в диагностировании и регулировке управления автомоби­ля, а также освоить основные методы и приемы при испытании гидроусилителя.

Контрольно-диагностическое оборудование. Оборудование рабочего места: прибор для проверки рулевого управления К187 или К402; прибор для проверки гидроусилителя К405 или установка модели К465М; грузовой автомобиль с ходовыми качествами; набор инструмента и приспособлений.

Прибор К187 (рис. 76) или К402 предназначен для проверки технического состояния рулевого управления автомобилей по суммарному люфту и общей силе трения. Тип прибора — переносной, ручной. Прибор состоит из динамометра1 со шкалой и люфто-мера 2, который крепится на рулевом колесе, а его стрелка 6 — на рулевой колонке при помощи захвата 4 и кронштейнов 5, 3.

Прибор К405 (рис. 77) предназначен для проверки технического состояния гидроусилителя автомобилей ЗИЛ без их снятия. Тип — переносной, гидроэлектрический. На приборе установлены: жидкостный манометр 2, дистанционный термометр 6, объемный счетчик жидкости 4, электроимпульсный тахометр 5, сигнальная лампа /, а также внутри корпуса 3 имеются нагрузочный клапан и реверсивный золотник. Прибор подключается к гидросистеме усилителя, к проводу прерывателя и к «массе» автомобиля. Про­верка производится по следующим параметрам: частота вращения коленчатого вала двигателя, давление и производительность насоса усилителя, температура масла, момент начала и полного открытия золотника усилителя.

Установка К465М (рис. 78) предназначена для проверки гидравлических систем рулевого управления непосредственно на автомобилях ЗИЛ, ГАЗ, КамАЗ. Тип установки — передвижная, гидравлическая. Состоит из тележки и блока приборов, аналогич­ных К405.

Меры безопасности: запрещается работать с приборами для проверки систем гидроусилителя руля при нарушении герметичности в соединениях высокого давления, а включение и отключение приборов производить только при неработающем двигателе; запрещается проверять уровень жидкости в бачке насоса гидроусилителя при работающем двигателе.

Состав и порядок выполнения работы. 1. Проверка технического состояния рулевого управления прибором К187 или К402 по люфту и потерям на трение производится в последовательности операций.

Установить передние колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой.

Осмотреть крепление деталей рулевого привода и механизма, соединения шлангов гидроусилителя и натяжение ремня гидронасоса. При необходимости устранить неисправность.

Закрепить стрелку 6 прибора К187 (рис. 76) на рулевой колонке, а люфтомер 2 на рулевом колесе.

Прикладывая усилие на рукоятку люфто-мера не более 10 Н (1 кгс), повернуть рулевое колесо влево от момента, пока оно не станет превышать этого значения, и установить стрелку 6 на ноль шкалы, а затем повернуть рулевое колесо таким же образом вправо и определить люфт по шкале в градусах.

Люфт рулевого колеса измеряется без вывешивания колес. При этом автомобиль должен быть установлен на ровной горизонтальной площадке, а давление воздуха в шинах соответствовать норме. При наличии гидроусилителя руля люфт проверяется при работающем двигателе на средней частоте вращения коленчатого вала.

Потери на трение в рулевом управлении определяются по шкале динамометра 1 при поворачивании рулевого колеса из одного крайнего положения в другое. При этом передние колеса вывешивают и устанавливают в положение для движения по прямой. При наличии гидроусилителя руля силу трения измеряют при опущенных колесах и работающем двигателе на средней частоте вращения коленчатого вала.

Полученные данные сверить с нормативными значениями (см. табл. 5.1) и произвести техническое заключение.

2. Проверка работоспособности гидроусилителя рулевого управления установкой К465М производится в последовательности операций.

Проверить уровень масла в бачке насоса гидроусилителя. При необходимости долить масло до нормы по установленным меткам и произвести прокачку гидросистемы при работающем двигателе на холостом ходу путем полного двух – трехкратного поворота рулевого колеса при установившемся уровне масла в бачке насоса.

Подключить установку к гидравлической системе руля согласно схеме (рис. 79) с помощью четырех шлангов 3, 13, 16, 18 с обратными клапанами 2, 14, 15, 17.

Запустить, прогреть двигатель и установить малую частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, проверить герметич­ность в соединениях гидросистем установки и усилителя руля.

Включить краном 9 подачу масла к счетчику 8 и на средней частоте измерить производительность насоса гидроусилителя.

Закрыть краны 9 и 12, проверить по манометру 4 создаваемое насосом гидроусилителя давление на малых и средних частотах в течение не более 15 с при температуре масла 65—75oС, контролируемой термометром 7.

Полученные данные сверить с нормативными значениями (см. табл. 5. 1) и произвести техническое заключение.

3. Проверка и регулировка рулевого механизма производится в последовательности операций:

Отвернуть колпачковую гайку 1 (рис. 80, а) и снять стопорную шайбу 2. Вращать ключом 3 регулировочный винт 4 по часовой стрелке до устранения люфта, а усилие на ободе колеса по динамометру довести до 16-25 Н ГАЗ-5312 или до 24-27 Н ГАЗ-3102.

Установить детали на место и снова проверить свободный ход рулевого колеса и потери на трение.

На автомобилях ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ усилие на ободе рулевого колеса измеряется при отсоединенной продольной рулевой тяге с помощью динамометра в трех положениях:

первое – рулевое колесо повернуто более чем на два оборота от среднего положения; усилие при этом должно быть 5,5—13,5 Н (0,55—1,35 кгс);

второе — рулевое колесо повернуто на 3/4 — 1 оборот от среднего положения; усилие 23 Н;

третье – рулевое колесо проходит среднее положение, усилие должно быть на 8,0—12,5 Н больше усилия при втором положении, но не превышать 28 Н.

Регулировку надо начинать с установки усилия на ободе рулевого колеса в третьем положении вращением регулировочного винта 5 (рис. 80, б) при отпущенной контргайке.

После установки деталей на место необходимо проверить суммарный люфт на ободе рулевого колеса и потери на трение и застопорить винт 5 контргайкой с моментом 40—45 Н*м.

Результаты измерений необходимо записать в накопительную карту и оформить отчет по лабораторной работе согласно содержанию.