5. 8. Лабораторная работа № 22 общее диагностирование автомобиля по определению тягово-экономических показателей
Цель и содержание работы. Основными характеристиками автомобиля, определяющими его техническое состояние и эффективность эксплуатации, являются мощностные и экономические показатели. Диагностирование автомобиля Д-2 предусматривает определение мощности на ведущих колесах и расход топлива под нагрузкой. Для определения этих показателей применяются динамометрические стенды или стенды тяговых качеств автомобиля, которые позволяют имитировать скоростные и нагрузочные режимы работы.
Основная цель работы — научить учащихся практическому определению основных тягово-экономических показателей на специальных стендах, сравнить их с расчетными данными и произвести общее техническое заключение по автомобилю.
Содержание работы: изучить меры безопасности, ознакомиться с общим устройством, управлением и работой тягового стенда и расходомерами топлива, рассчитать нормативную силу тяги, измерить расход топлива и максимальную силу на прямой передаче, сравнить эти величины с нормативными и произвести техническое заключение.
Контрольно-диагностическое оборудование. Лабораторная работа должна выполняться на специализированных постах (см. рис. 67 и 68), оборудованных динамометрическими стендами, приборами для замера расхода топлива, ходовым автомобилем, комплектом инструмента и приспособлениями.
Динамометрический стенд К409М (рис. 89) предназначен для определения силы тяги на ведущих колесах легкового автомобиля и расхода топлива, а также для создания нагрузочных и скоростных режимов при диагностировании. Стенд состоит из беговых спаренных барабанов 5 с гидравлическим тормозом, пульта управления 2, дистанционного пульта управления 3 и вентилятора 1. От смещений на стенде автомобиль удерживается упорами 6, а для отвода отработавших газов к глушителю присоединяется трубопровод 4. Для определения расхода топлива на различных скоростных и нагрузочных режимах работы двигателя топливная система подключается к расходомеру стенда. Тип стенда — стационарный, роликовый, силовой. Диапазоны измерения: тяговой силы 0—250 Н, скорости 0-150 км/ч, времени 0—99 с; давления сжатого воздуха 0,4—1,0 МПа.
Стенд тяговый К485Б (см. рис. 50) аналогичен по устройству стенду К409М, но имеет автоматическое регулирование нагрузки на ведущие колеса автомобиля.
Динамометрические стенды К424 и К367М предназначены для определения тягово-экономических показателей грузовых автомобилей и автобусов. Общее устройство тяговых стендов аналогично, за исключением тормозных и нагрузочных систем.
Расходомер автомобильных бензинов К427 (рис. 90) — переносной фотоэлектрический прибор непрерывного действия, позволяет измерять мгновенный и суммарный расходы топлива. Расходомер состоит из датчика 1 и регистрирующего устройства 2. Тип датчика — турбинный, подключается непосредственно к системе питания между карбюратором и топливным насосом. Регистрирующее устройство выполнено на полупроводниковых элементах, на лицевой панели размещены счетчик импульсов 3 и индикаторы показаний. Принцип работы расходомера основан на пропорциональности расхода топлива и числа оборотов ротора датчика, которые регистрируются фотоэлементом.
Расходомер для дизеля (рис. 91) предназначен для измерения расхода топлива при диагностировании автомобилей с дизельными двигателями на тяговых стендах. Расходомер состоит из датчика расхода (рис. 91, а), электронного блока преобразования и
управления 8 (рис. 91, б). Основными частями датчика являются мерный цилиндр 1 с поршнем 2 и штоком 4, редукционный клапан 3, электромагнитный клапан 9, концевые переключатели 6 и 7, ограничивающие перемещение поршня, а шток 4 связан с движком реохорда 5, с которого снимается электрический сигнал. Датчик расходомера включается в линию подачи топлива между фильтром тонкой очистки и ТНВД. Принцип действия расходомера основан на измерении времени расхода известного (заданного) объема топлива при определении суммарного количества расходуемого топлива, а мгновенного — на измерении скорости изменения известного объема топлива при его расходе.
Состав и порядок выполнения работы. 1. Проверка автомобиля на топливную экономичность:
нажать на выключатель клапана выпуска воды из гидротормоза и разгрузить тормоз, установить автомобиль на беговые барабаны тягового стенда и закрепить его, соединить выпускную трубу с газоотводом и прогреть двигатель до нормального теплового режима, присоединить расходомер к системе питания двигателя и заполнить систему топливом;
установить расчетную нагрузку на ведущие колеса автомобиля и задать скорость движения (см. табл. 1.1);
определить путь, пройденный автомобилем на стенде и по переводной таблице определить расход топлива в литрах на 100 км;
записать полученные данные в карту измерений, сравнить их с нормативными значениями (см. табл. 1.1) и произвести техническое заключение.
2. Проверка автомобиля на максимально развиваемую тяговую силу: довести скорость движения автомобиля на прямой передаче до необходимой величины (см. табл. 1.1) на тяговом стенде и поддерживать ее постоянной; постепенно увеличивать нагрузку на ведущие колеса.
При этом с целью поддержания необходимой скорости увеличить подачу топлива до полного открытия дросселя, зафиксировать максимальную силу тяги на ведущих колесах Рм и сравнить ее с расчетной Р'м:
где Мкp max максимальный крутящий момент двигателя, Н-м; КПДтр — коэффициент полезного действия трансмиссии; iтр — передаточное число трансмиссии; rк — радиус колеса, м.
Полученные данные занести в карту измерений, сравнить с нормативными значениями (см. табл. 1.1) и произвести техническое заключение.
3. Проверка элементов технического состояния трансмиссии ходовой части автомобиля:
контрольной линейкой проверить свободный ход педали сцепления и отрегулировать его нормальную величину;
люфтомером проверить техническое состояние коробки передач, карданной и главной передач; при необходимости устранить выявленные неисправности;
проверить состояние протектора и давление воздуха в шинах; при необходимости подкачать шины.
4. Проверка элементов технического состояния систем питания и зажигания:
измерить газоанализатором содержание СО в отработавших газах; проверить минимальную частоту оборотов коленчатого вала и при необходимости отрегулировать;
проверить стробоскопом установку зажигания и при необходимости отрегулировать.
5. Повторный замер тягово-экокомических показателей производится после проведения дополнительных диагностических и регулировочных операций согласно порядку (рис. 92):
Установить автомобиль на стенд и присоединить к приборам;
Проверить расход топлива и силу тяги, провести техническое заключение;
Проверить элементы трансмиссии и ходовой части;
Отрегулировать свободный ход педали сцепления;
Устранить люфты в трансмиссии;
Проверить элементы системы питания;
Отрегулировать карбюратор;
Проверить элементы системы зажигания;
Отрегулировать угол опережения зажигания;
Проверить компрессию в цилиндрах двигателя;
Подтянуть крепление головки цилиндров.
Полученные данные внести в карту измерений и сделать техническое заключение о состоянии двигателя, а также общее заключение об экономичности эксплуатации автомобиля.
- 1.5. Лабораторная работа № 1 контрольный осмотр карбюраторного двигателя
- 1.6. Лабораторая работа № 2 контрольный осмотр дизельного двигателя
- Технические данные сида-107 «атлас»
- 1.7. Лабораторная работа № 3 диагностирование систем охлаждения и смазки двигателя
- 1.8. Лабораторная работа № 4
- 1.9. Лабораторная работа № 5 диагностирование цилиндропоршневой группы двигателя
- 2.4. Лабораторная работа № 6 диагностирование карбюратора
- 2.5. Лабораторная работа № 7 диагностирование топливных насосов карбюраторных двигателей
- 2.6. Лабораторная работа № 8 диагностирование форсунок
- 2.7. Лабораторная работа № 9 диагностирование топливного насоса высокого давления
- 2.8. Лабораторная работа № 10 диагностирование топливной аппаратуры газобаллонных автомобилей
- Контрольные вопросы
- 3.4 Лаборатрная работа №11 диагностирование источников тока и системы зажигания
- 3.5. Лабораторная работа № 12 установка момента зажигания на двигателе
- 3.6. Лабораторная работа № 13 поиск и устранение неисправностей в электрооборудовании автомобиля
- 4.3. Лабораторная работа № 14 диагностирование агрегатов трансмиссии
- 4. 4. Лабораторная работа № 15 диагностирование шкворневых соединений и подшипников ступиц колес
- 4. 5. Лабораторная работа № 16 контроль углов установки передних колес переносными приборами
- 4. 6. Лабораторная работа № 17 контроль углов установки передних колес легковых автомобилей на стенде
- 4. 7. Лабораторная работа № 18 балансировка колес. Демонтаж и монтаж шин
- Состав и порядок выполнения работы.
- 8. Контрольные вопросы
- 5. 5. Лабораторная работа № 19 диагностирование внешних световых приборов
- 5. 6. Лабораторная работа № 20 диагностирование рулевого управления
- 5. 7. Лабораторная работа № 21 диагностирование тормозной системы
- 5. 8. Лабораторная работа № 22 общее диагностирование автомобиля по определению тягово-экономических показателей
- Контрольные вопросы